60-летний юбилей друга

Jun 01, 2015 10:10




Старый друг Ислам Хабибуллин не дожил до своего 60-летнего юбилея менее двух недель. Его день рожденья приходился на 1 июня - День защиты детей.
В чём-то, наверное, он и был большим ребёнком. Хотя его библиографические познания поражали всех знакомых. Не зря в числе его друзей и знакомых были известные краеведы, библиофилы, коллекционеры. Он был знатоком литературы о Казани, истории татар; в целом продвинутый библиофил, пушкинист.
Жил он очень скромно, кроме родственников дома его окружали лучшие друзья - книги.
Для меня Ислам был координатором, оповестителем событий и ходячей энциклопедией одновременно.
Почти по любому вопросу краеведческого или библиографического характера можно было получить у него ответ. Или хотя бы указание, где, в каком издании, поискать нужную информацию.
Из-за проблем со зрением Ислам постоянно имел при себе «третий глаз», увеличительную лупу с цоколем, которой раньше пользовались часовые мастера. Тем не менее, именно Ислам нашёл упоминание о моём родственнике Мухаметзяне Ахунове, когда мы пришли в магазин сети «Книжный двор» по просьбе оренбургского историка Д.Н.Денисова, посмотреть книгу «Татар театры 1906-1926».



Зайдя там в соответствующий отдел я просто стал листать книгу, ища место, где была опубликована статья Г.Ф.Бурнаева о создании татарского театра в Челябинске в 1910 г. Ислам же сразу полез в справочный аппарат книги, и спрашивает меня: «Рустем, а тут в алфавитном списке упоминающихся персоналий указан некий М.Ахунов. Это не ваш случайно?»
Смотрим страницы, на которые отсылает справочный аппарат книги. - Точно, это статья Г.Бурная о челябинском театре, а упоминаемый М.Ахунов, это Мухаметзян Ахунов - двоюродный брат моего отца. Без Ислама я бы не обратил внимания на содержание статьи, а просто отослал бы их копии электронкой Д.Н.Денисову. При том, что Ислам всё разглядел своим «третьим глазом», а я с нормальным тогда зрением, чуть не прозевал важную для меня генеалогическую информацию.
Проблему со зрением Ислам «приобрёл» ещё в детстве. Она какое-то время прогрессировала, но в советское время отечественная офтальмология ещё не обладала такими диагностическими возможностями, как сегодня.



одна из школ в которой учился Ислам

Проведя отроческие годы в районе ул.А.Кутуя, он закончил обычную среднюю школу. И на военкоматовской призывной медкомиссии дали заключение, что Ислам «симулирует» расстройство зрения. Так Ислама Хабибуллина, которого по проблемам со зрением ни в коем случае не должны были брать в армию, отправили на военную службу. Поскольку поле зрение у него было ограничено, действовало т.н. только боковое зрение, в армии Ислам часто попадал в неприятные и опасные ситуации. Падал в ямы и т.д. Но вначале все там считали, что это так он «симулирует» расстройство зрения. Однако всё же через какое-то время армейское начальство начало понимать, что на службу призвали фактически инвалида по зрению, и сделали определённые послабления Исламу. Вот такая была у него армейская служба.
С годами к проблеме ограниченности поля зрения, у Ислама прибавились и симптомы светобоязни. На улице при дневном свете он вынужден был постоянно ходить в тёмных очках. Но со стороны не скажешь, что это человек с проблемами зрения, вроде он идёт без посторонней помощи, без поводыря, и палочки. И люди на улице порой «наезжали» на него фразами что, слепой что ли?, удивляясь, что он не видит казалось бы элементарного. А на деле ситуация была трагичной, ведь он не видел прямо перед собой и мог столкнуться со встречным человеком.
Однако на каком-то этапе у Ислама проблема со зрением как-то стабилизировалась. Не то чтобы зрение улучшилось. Просто ситуация стабилизировалась. Друзья Ислама привыкли к ней и порой беззлобно подшучивали над неуклюжестью товарища.
И всё же нередко обращались к нему за библиографической консультацией. Среди завсегдатаев «букиниста», это был и Дима Ф., и Ринат, и Саша «Ганди», и книжный жучок «испанец», и Олег Сарыков. Очень хорошо относились к Исламу директор «Букиниста» на Кирова Ф.Г.Гаязова и приёмщица книг Валентина Андреевна. А в филиале на Астрономической ул. и Лариса, и Марина Чарышева, и Альмира, и Лена. Да и в обычных книжных его знали некоторые продавцы. Наташа из 18-го магазина ТКТ до сих пор его помнит.
Иногда Ислам приходил в Букинист вместе со своим хорошим знакомым краеведом Л.М.Жаржевским (rdp4v). Встречались здесь с Сергеем Борисовичем Соловьевым, И.И.Силкиным (директ. музея Завойского в КГУ и автор монографии о Завойском), В.Камашевым. Дружил Ислам и с интеллектуалом А.П.Кирпичниковым, и с казанским библиофилом-краеведом Е.И.Григорьевым, в своё время ведшем на местном ТВ-канале цикл передач об университетской библиотеке им.Лобачевского и её раритетах - и Саша Кирпичников, и Евгений Иванович оба из КХТИ.
На воскресных филокартических сборищах нашего Ислама всегда привечали И.Г.Камал (племянник Галиаскара Камала, филокартист и краевед), А.Б.Барыкин (врач, книжник, коллекционер), Рафаэль Мухамадиев. В.Васильев и другие известные тогда коллекционеры. На книжном рынке и в Ленинском садике, случалось бывали и иногородние коллекционеры. Некоторые из них, понимая какой перед ними за человек, знакомились и с Исламом. Например, московский профессор Леонид Сергеевич Титов, автор множества литературных и исторических публикаций. А несколько лет назад познакомились с приезжавшим в Казань нижегородским филокартистом Л.Г.Тельновым.



Ислам на книжном развале



Ислам в букинистическом магазине Тахира



Ислам в Лядском саду



Ислам с Маликом у березки что во поле стояла

У меня был достаточно длительный перерыв в общении с Исламом. Я надолго отошел от книг, открыток и всей атмосферы связанной с библиофильство и коллекционированием. Но Ислама помнил всегда, а вот встречаться времени не находил. Возобновилось наше общение в начале 2000-х гг. Мы вновь стали ходить по книжным магазинам и другим книжным местам. Здесь обрастали новыми знакомыми и друзьями В.Глуховым-Ногайбеком, Айдаром Садыковым, Маликом, Петром Андреевичем, Тахиром…
До последнего времени Ислам умудрялся подбирать мне книги на книжном базаре, перерывая кучи макулатуры, которую сейчас привозят туда на «Газельках».



На выставке от Эрмитажа
«Искусство исламского мира»



На выставке от Эрмитажа
«Искусство исламского мира»



у киоска в «Хазине»



На выставке в музее изобр.искусств РТ



на «войлочной» выставке

Ходили с его подачи и на разные выставки, поскольку он следил за анонсами и по газетам и по теле/радиопередачам. Отправлялись мы с ним и в краеведческие поездки.
Как-то после общения в жж kazan-history, решили с Исламом съездить в Лаишев. Встретил и сопровождал нас в Лаишеве dream_creator. Отчёт об этом вояже выложили в то же сообщество.



Ислам в Лаишевском краеведческом музее



Ислам у памятника Державиу. Лаишевъ



Ислам и dream_creator у «графских» развалин близ Лаишева.



Ислам на своей даче

В общем-то тогда и сделал одну из немногих фотографий где Ислам попал в кадр не случайно, а фотографировался специально.
Возможно большое количество книг также сказалось на его здоровье. Приносил ему коробки из под бумаги А4, чтобы было куда складывать последние книжные поступления, поскольку двух книжных шкафов уже давно не хватало для размещения его книжного собрания.




Но Ислам не только читал свои книги, а активно интересовался исторической библиографией. Но музея «Алифба» в Арче мы уже не застали. Действвал лишь литературный краеведческий музей, в целом интересный.



Литературный краеведческий музей в Арске



Ислам в этом музее



Ислам направляется к музею Г.Тукая (Яна Крлай)



Ислам у картины Ф.Аминова (музей Г.Тукая в Н.Кырлае)



Музей Г.Тукая (Яна Кырлай)



Ислам на территории музея Г.Тукая (Яна Крлай)



Ислам на территории музея Г.Тукая (Яна Крлай)



Ислам во время нашей поездки в г.Чистополь



Ислам во время нашей поездки в г.Чистополь



Ислам во время нашей поездки в г.Чистополь



Ислам во время нашей поездки в г.Чистополь



Ислам во время нашей поездки в г.Чистополь



Ислам во время нашей поездки в г.Чистополь



Ислам на территории Казанского кремля



Ислам на ул.Рахматуллина



Ислам у объектов, которых ныне нет



В музее пожарной охраны



Ислам у музея пожарной охраны



Ислам у известных объектов на ул.Рахматуллина



Ислам у известных объектов на ул.Рахматуллина

В большинстве остальных случаев Ислам попадал в кадр или случайно, или я так незаметно наводил объектив фотоаппарата, чтобы запечатлеть друга в повседневной обстановке.



На пути в Балыклы-Чукаево



Ислам у исторической мечети в Балыклы-Чукаево



Ислам в школьном геологическом музее
(Казань, Бишбалта)



Ислам в школьном геологическом музее
(Казань, Бишбалта)



Ислам в музее пороховой слободы



Ислам в музее пороховой слободы



Ислам в музее пороховой слободы



Ислам на сборище в Ленинском садике



Ислам в поисках следов масона Полянского.
Казань, бывш. архиерейская дача.



Ислам направляется к местам,
где жил Олег Сарыков



Ислам направляется к местам,
где жил Олег Сарыков



Одно из мест, где в советское время собирались
Казанские книжные жучки



Ислам на территории речного вокзала



Ислам на территории речного вокзала



Ислам на территории речного вокзала



Ислам на территории речного вокзала



Ислам изучает городские артефакты.
Казань, первая часть.



Ислам изучает городские артефакты.
Казань, первая часть.



Ислам с друзьями на «Книжке» (ул.К.Тинчуриа)



Ислам с друзьями на «Открытке» (Ленинский садик)



Ислам с друзьями на «Открытке» (Ленинский садик)



Ислам с друзьями на «Книжке» (ул.К.Тинчуриа)



Ислам с друзьями на «Открытке» (Ленинский садик)



Ислам с друзьями на «Книжке» (ул.К.Тинчуриа)



Ислам с друзьями на «Книжке» (ул.К.Тинчуриа)

Увы, больше не услышим советов Ислама Хабибуллина. Мало на свете таких порядочных и интеллигентных людей с которыми можно было серьёзно общаться на любые темы. Светлая ему память.



букинистика, даты, ислам, утраты

Previous post Next post
Up