Возвращаясь к книге «Татар театры 1906-1926»

Mar 13, 2014 08:31



Перписка с dg048 в части недавно выявленной им информации о деятельности челябинской татарской труппы в 1920-х гг., сподвигла на обращение к прежним моим темам, что в свою очередь способствовало выявлению там ошибки. А именно в части разбора статьи Г.Ф.Бурнаева 1926 года.
Готовя статью о челябинском театре, Г.Ф.Бурнаев сделал и ретроспективный анализ развития татарского театра в целом. В справочном аппарате самой книги смешали Н.Хайретдинова-Ахундова и нашего М.А.Ахунова.
Следует учесть, что саму статью о создании татарского театра в Челябинске для «Татар театры 1906-1926», Г.Ф.Бурнаев писал в 1926 г. уже находясь в Хиве. По Мухаметзяну Ахунову ещё меньше сведений на тот период. Его внук Н.Т. вообще мало что о нём знает, тем более об этом периоде. Своего деда он не застал, б.м. просто не помнит, поскольку в 1930-х гг. его мать Нажия Ахунова по окончании какого-то учебного заведения в Челябинске была направлена как молодой специалист на подъём колхоза в АТССР, там и познакомилась со своим будущим мужем, выпускником Казанского сельхозинститута, здесь родился и сам Н.Т. Надо полагать, что его дед (М.Ахунов) вряд ли поехал вместе с дочкой. Тем более по магометанским метрикам хранящимся в ОГАЧО у него был ещё и сын Искандар, но дожил ли этот сын до взрослого возраста неизвестно.
В дореволюционный период Г.Бурнаев даже числился у жандармерии в смутьянах (первым натолкнулся на это дело В.С.Боже), но женившись на дочке богатея А.Яушева, он видимо несколько скорректировал свои взгляды. И потому вряд ли фигурировал в составе челябинской труппы начала 1920-х гг. По словам его внучки А.В.Махмутовой в Среднюю азию Бурнаевы уехали в первой половине 1920-х.
В ретроспективной статье Г.Ф.Бурнаева опубликованной в книге «Татар театры 1906-1926» на татарском (на русском языке она не публиковалась). Г.Ф.Бурнаев писал, что первые постановки татарского театра были осуществлены в городах Казань и Уфа, первая татарская труппа организована в 1907 в Оренбурге под руководством Кудашева-Ашказарского. Т.е. пишет о составе труппы «Сайяр», в которой сам Бурнаев не принимал участия. В приводимом им перечне первого состава труппы [Сайяр] были: Кудашев-Ашказарский, Мортазин-Иманский, Нуретдинов, Гайнуллин, Хәйретдинов, Ахунов и Ишморатов (Кулалаев). Однако, в этом случае упоминается как выяснил не наш Ахунов, а Нуретдин Хайретдинов-Ахундов. Далее Бурнаев указывает, что в состав этой труппы [Сайяр] не входили женщины, постановки обходились без их участия. Однако, на дореволюционной открытке изд-ва Гасръ с фотографией этой труппы, среди семи участников запечатлены три женщины:



Такая открытка (посткартен) есть в домашнем архиве Рахманкуловых. Но самое удивительное, что и в составе челябинской театральной секции имелась как минимум одна женщина, хотя непосредственно на сцене она не выступала. Это жена самого Г.Бурнаева - Рабига Яушева (дочь Абдуллы и Мафтухи Яушевых). Вообще, Г.Бурнаев был сторонником ограничения женских прав и выступал на правлении библиотекой-читальней при Ак-мечети, чтобы женщин в читальный зал не допускали.
Что касаемо собственно челябинского татарского театра, то в упоминании Г.Бурнаевым о создании драмсекции этого театра уже высвечиваются реальные челябинские персоналии в т.ч. и наш Мухаметзян Ахунов:
Среди тех, кто оказался во главе это дела, были такие люди как Хәбибрахман Йөзкәев, Әхмәдҗан Мирмохсимов, Хәсән Гаделшин, Мөслим Сөндеков, Мөхәмәдҗан Ахунов, Газизулла Биккулов, Хангәрәй Җәмалетдинов и другие.

* * *


Челябинск, персоналии, Рахманкуловы, секретно, Татреспублика, издания, Бурнаев, 20 век, родственники

Previous post Next post
Up