Участие граждан в управлении делами государства. Часть 5

Aug 29, 2024 11:55


Предыдущую часть можно найти здесь.

Новая серия постов продолжает предыдущую серию, посвященную так называемому " русскому вопросу", актуальность которого ввиду событий последних лет особенно стала заметна.

Если предыдущая серия носила больше аналитический характер, то настоящая - синтетический. Так, по крайней мере, хотелось бы надеяться.



Ближайшие задачи

Ближайшими задачами, в случае поддержки инициативы Портала, являются:

· правовое регулирование вопросов: финансирования и деятельности портала;

· научное подтверждение гипотезы Портала;

· разработка процедур: определения, выбора и ротации Администраторов, Операторов и Кураторов, а также экспертов и прочих ролей Портала; Эскалации; досудебной и судебной экспертиз; установления авторства и определения приоритета идей; урегулирования конфликтов и прочее;

· научно-правовое рассмотрение вопросов альтернативной гражданской службы, механизмы обеспечения безопасности и осуществления решений, соотношение с государственной гражданской службой,

Риски и прогнозы

С учетом разумных ограничений объема текста привести полный перечень рисков достаточно затруднительно. Кроме того, в реализации проекта Портал есть несколько точек бифуркаций, после которых риски могут меняться.

Выборочный перечень рисков проекта Портала:

1. влияние текущей конъюнктуры на ход реализации проекта Портал;

2. стремление нивелировать значение альтернативной государственной службы, закрепив примат государственной;

3.  «давление» общепринятых социальных стигм: «плетью обуха не перешибешь», «не по хорошу мил, а по милу хорош» и т.д.;

4. не принятие правил, не подкрепленных властно-силовыми полномочиями;

5. восприятие множественности как хаоса, а единоначалия как основы порядка;

6. игнорирование субординации равнозначно нелояльности;

7. групповое мышление Администраторов и Кураторов Портала;

8. стремление превратить альтернативную гражданскую службу в «филиал» государственной, подчинив своим внутригрупповым контекстам;

9. разного рода репрессии против госслужащих, обратившихся через Портал;

10. компанейщина, политически окрашенная игра «в поддавки».

В случае старта возможно стремление прекратить финансирование проекта Портала мотивируя:

увеличением нагрузки на лиц, принимающих решение (далее ЛПР) в связи увеличением Эскалаций;

труднодоказуемой эффективностью Портала;

повышением конфликтности управления.

Рассматривая данный неполный перечень рисков и негативные сценарии следует принять во внимание, что причины возникновения данных рисков лежат в социально-психологических особенностях общества и не являются следствием самой идеи Портала или способа ее реализации:

· Портал не рождает проблемы, а обнажает и выводит их в поле зрения ЛПР;

· возросшая нагрузка на ЛПР является следствием свойственной России склонности к микроуправлению;

· ограниченные возможности делегирования полномочий имеют причиной восприятие группового мышления как преимущества, а не как недостатка;

· вера во всемогущество коллектива;

· нелояльность персоне означает большее, нежели нелояльность идее;

· единомыслие вследствие симпатии.

В ходе деятельности Портала могут выявиться следующие особенности:

· ограниченный круг инициаторов;

· недоверие к беспристрастности сотрудников Портала и степени защищенности персональных данных;

· завышенные ожидания от Портала: проект предоставляет средства облегчающие индивидуальные усилия, а не заменяющие их;

· выборочность в применении правил и норм в зависимости от контекста.

Основные цели Портала:

· снижение последствий «круговой поруки»;

· содействие объективному оцениванию результатов деятельности ОГВ;

· повышение эффективности расходования бюджетных средств;

· повышение конкурентоспособности государственного управления и экономики РФ;

· предоставление механизмов развития личности и реализации конституционных прав граждан и организаций.

Можно высказать предположение, что в ситуации, когда отрицательная роль индивидуальных усилий и личная инициатива носит характер общесоциального консенсуса разница в доходах будет ощущаться как несправедливость.

Уравнительные ценности говорят о преимущественно догосударственном менталитете, который должен усиленно артикулироваться и должен стать предметов широкой общественной дискуссии, невзирая на риски уныния и упадка или, наоборот, отрицания ввиду неприятности звучания. Последние из которых также должны стать полем общественного обсуждения.

Целью общественной дискуссии должно стать утверждение в массовом мироощущении ряда положений, в том числе:

· неравнозначность в доходах - это, одновременно, и цель, и следствие государства, как формы общественного существования;

· неразрывная связь индивидуальной эффективности и общественного благополучия;

· создание общества открытых возможностей и социально-ответственного государства - плод усилий каждого члена общества без исключения;

· участие гражданина в управление делами государства не ограничивается озвучиванием идеи, но является работой по ее воплощению;

· противодействие идее - это норма, которая требует труда каждого по ее преодолению.

Таким образом, основная проблема, которую следует решить является не только повышение эффективности работы государственного аппарата, но и способствование укоренению в сознании широких слоев населения, что эффективное управление государством - это результат постоянных усилий всего населения, а не одного только государственного аппарата, что, разумеется, не означает необходимость его упразднения.

Previous post Next post
Up