Участие граждан в управлении делами государства. Часть 3

Aug 29, 2024 11:34


Предыдущую часть можно найти здесь.

Новая серия постов продолжает предыдущую серию, посвященную так называемому " русскому вопросу", актуальность которого ввиду событий последних лет особенно стала заметна.

Если предыдущая серия носила больше аналитический характер, то настоящая - синтетический. Так, по крайней мере, хотелось бы надеяться.



Препятствия в реализации Права

Полагаю, что можно перейти к перечислению факторов (далее Факторы), осложняющих реализацию Права в России. Перечень носит неполный характер и содержит непосредственно влияющие на затрагиваемую тему пункты:

· отсутствие социального одобрения инициативы «снизу» вообще и индивидуальной инициативы в частности;

· негативное восприятие чиновничества;

· клановая и ведомственная разобщенность;

· присутствие иррациональных контекстов в межведомственном взаимодействии;

· сложность прогнозирования индивидуальной карьеры госслужащих;

· групповое мышление в ОГВ и иных организациях;

· конформизм и высокие риски оппортунизма.

В своей совокупности Факторы, Особенности и Свойства приводят к ряду проблем в реализации Права:

· незаинтересованность для чиновников в содействии реализации Права и небезопасность;

· конфликты интересов: ОГВ, выступая в роли собственников доминирующих в отрасли предприятий, выступают в роли концедентов и публичных партнеров;

· ОГВ отвечает за исполнение распоряжений, а не за достижение наилучших результатов;

· ОГВ не несет ответственности за безынициативность и «торможение» инициативы.

Пирамидальная структура ОГВ определяет ограниченные горизонты должностного роста госслужащих младшего и среднего ранга и, с учетом преобладания мотивов безопасности в мотивации, является главным барьером как гражданской, так и внутри аппаратной инициативы.

Предоставление возможности госслужащим вносить и защищать свои предложения, инициативы, которые могут идти в разрез мнений собственного руководства, а также получать экспертные заключения на свои предложения может дать положительный эффект и для реализации Права при условии возможностей:

· безопасной апелляции к высшему руководству, минуя промежуточные ступени (далее Эскалация);

· существования автономных каналов финансирования реализации предложений;

· должностного и финансового роста и т. д.

Проблемы судебной защиты Права

Отсутствие реальных правовых механизмов реализации Права создает препятствие в его судебной защите.

Статья 18 Кодекса судейской этики ставит граждан РФ в неравноправное отношение по сравнению с ОГВ в части внесудебных взаимодействий. Возможность ОГВ осуществлять вне процессуальные контакты с судьями дает возможность создавать более прочные контексты взаимоотношений по сравнению с гражданами, что ставит последних в более уязвимые позиции в случае оспаривания НПА, действий или бездействий ОГВ.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суды не вправе рассматривать вопрос о целесообразности принятия ОГВ правовых актов.

Согласно части 3 статьи 208 КАС РФ граждане РФ не имеют права обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части.

Согласно позиции РАН, научная экспертиза предложений граждан невозможна.

Подводя итог можно утверждать следующее, что помимо действия Факторов, Следствий и Особенностей в федеральном законодательстве РФ присутствуют положения, создающие прямые препятствия в реализации Права, при фактической невозможности судебной защиты Права и получения заключения независимой экспертизы предложений граждан.

Previous post Next post
Up