Наброски. История русской архитектуры. По бездорожью к... окну в Европу

Mar 25, 2016 12:00

Великий Устюг - это окно в Европу, к большому пути по Северной Двине... иных путей не было.
Великий Устюг потерял своё значение связующего путевого звена, оказался на периферии... и почти забыт... напомнил о себе наводнением, отослали туда Деда Мороза... и вновь забыли...
И бездорожье к Храму...
И монастырь - крепостные стены, к которым в распутицу и не подойти...
От кого защищает бездорожье к Храму... невозможность прийти к нему? Конечно, от врагов...
Но уже не татаро-монгол... от европейцев? Наверно...
И от своих... от бунта...
По бездорожью приходит голод в сёла, прокладывая путь бунту... который найдёт и в распутицу путь к храму...
Рек у нас полно - летом бурлаки в подмогу, зимой - на тройке в санный путь... И льются речи... убаюкивая монотонностью... к счастью, дороги не дают уснуть и свернуть с пути.

То ли нужны в России дороги, то ли действительно не нужны... Окно в Европу хорошо, но дорога... приводит к воротам (воротиться, вернуться)... а если ворота заперты (зачем пёрлись? - упираться, и в стены тоже) - не возвращаться же? Нужно прорубить окно! Окно не лес, но щепки летят.

Железная дорога - великая дорога - разрушает уклад жизни, который складывался безотносительно укладки дорог... стелить дорожное полотно... красивая фраза... очень ёмкая... как скатерть самобранка.
А железный занавес (иного слова не нали) - это такие крепкие непронимаемые занавески на окнах... ни дороги, ни света...

И как нелепо для нашего сознания, как не укладывается в нашем сознании мысль уложить прежде дорогу, а затем начать строить храм, и по бездорожью подвигом народным и ценой неимоверных усилий возвести Храм, чтобы, стоя поодаль по колено в грязи, восхищаться его красотой...
В бездорожье - всё подвиг... Двигать, продвигать... даже чтение в библиотеках у нас продвигают...

Ниже - серия фотографий, оцифрованных РНБ... а вот путь к этой уникальной информации... случаен, как и наши знания...
Об оцифровках библиотека рассказывает крайне скупо (чтобы тропку паломники не разбили в нашу распутицу - "разбили" - бунтом попахивает) или крайне нечленораздельно - так, что информация растворяется где-то на российских просторах интернета...

Но 1. Раз в неделю сайт глючит - книгу или изображение можно и не открыть... Нужно сделать несколько ходов, чтобы открыть и скачать документ, в реальном времени крайне мучительно перелистывать заторможенные страницы PDF на ресурсе.

Но 2. Скачивание некоторых материалов позволено только читателям, которые записаны в библиотеку... Дороги иным нет.
Даже если ворота открыты... Библиотека, как храм, должна беречь себя крепостными стенами и бездорожьем...

Конечно, интересный материал скачиваешь и представляешь не в PDF, а в фотографиях, в виде альбома, в jpeg - можно в целом "схватить" альбом, можно по отдельности рассмотреть каждую фотографию, а к фотографии сделать информационное примечание, прикрепить и библиографию, и фотографию современного состояния памятника или места...
Великий Устюг. Май 2003 года.

Пару символичных фотографий.
Михайло-Архангельский собор (1653-1656)



Дорога не Храму ведёт, а раздваивается.
Святые ворота Михайло-Архангельского монастыря.



100 лет назад.
Источник: РНБ.


Шифр хранения: Э ОТ63/В273
Г. В.-Устюг. [Изоматериал], Мих.-Архангельский монастырь : почтовая карточка. - В.-Устюг : изд. Н.М. Маталаева, [между 1904 и 1917]. - 1 л. : фототип. ; 8,6х13,7 см
Другие ответственные лица: Чураков, Игорь Павлович -- Бывший владелец;
Тагрин, Николай Спиридонович (1907-1981) -- Бывший владелец
Язык: Русский
Примечания: Экз. РНБ на шифре Э ОТ63/В273, Эм21424: на адрес. стороне владел. штемпель: Н. Тагрин 1935 г. Из коллекции И.П. Чуракова

2003 год






Альбом



Оцифровки РНБ:
1867. Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани. (Альбом) (РНБ)


Настюков М. П., Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани, снятые московск. фотогр. М.П. Настюковым в 1867 году. [Изоматериал] : [альбом фотографий]. - [Москва, 1867]. - [40] отд. л. ил. ; в папке 44х64 см
Автор: Настюков, Михаил Петрович (фотограф)
Язык: Русский
Примечания: Без тит. л. Описано по папке
Загл. листов на рус. и фр. яз.

1873-1874. Русская архитектура. Настюков. (РНБ)




188.. Ярославль. Барщевский (РНБ)




1895-1896. Город Москва, город Ярославль, город Тверь, город Торжок. Фото Барщевского (РНБ)




Шифр хранения: Э АлИс380/2-10
Город Москва, город Ярославль, город Тверь, город Торжок]. [Изоматериал], [1895-1896]. - [2] с., [75] л. ил
Язык: Русский
Примечания: На корешке переплета данные отсутствуют. На с. 1 частное заглавие тома отсутствует. Оглавление на с. 1-2

Примечание из Википедии.

Михаил Петрович Настюков - российский фотограф XIX века, почетный гражданин, московский цеховой мастер живописного цеха.
Занимался фотографией с 1858 года. В 1860 году основал заведение в Нижнем Новгороде, в 1862 году - в Москве. В середине 1860-х годов имел также филиал в Костроме. С 1868 года был под покровительством наследника цесаревича Александра Александровича, сопровождал его в 1869 году в путешествии по стране.[Бархатова Е. В. Настюков Михаил Петрович. runivers.ru]

Автор альбомов:
1866-1867 - «Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани» - один из ранних памятников русской видовой фотографии.
1873 - «Альбом фотографических видов памятников древнерусского искусства» по заказу Академии художеств.
1879 - серия фотографий о московском наводнении.
1883 - «Группа волостных старшин, участвовавших в торжествах священного коронования Их Императорских Величеств в Москве в мае 1883 года».
В 1870 году получил серебряную медаль «за отчётливо выполненные виды разных местностей России» на Всероссийской мануфактурной выставке.

Адреса фотоателье М. П. Настюкова
с 1862 года - Москва, Сретенской части 5-го квартала, в доме Михайловых
с 1869 года в летние месяцы - Нижний Новгород, ярмарка, «в фотографической линии» и на улице Большая Покровка, в доме Голикова
с 1870 года - Москва, Сретенской части 5-го квартала, в доме Познякова
с 15.12.1875 года - Москва, Сретенской части 4-го квартала, в доме Белова
с декабря 1877 года - Москва, в доме Художественно-промышленного музея при Строгановском центральном училище технического рисования
1883 - примерный год окончания профессиональной деятельности.

Литература.
- Шипова Т. Н. Фотографы Москвы - на память будущему. 1839-1930: Альбом-справочник. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив»; АО «Московские учебники», 2001. - С. 206.
- Бархатова Е. В. Настюков Михаил Петрович. runivers.ru

Барщевский, Иван Фёдорович
(1851, Санкт-Петербург - 1948, Коломенское) - патриарх российской архитектурной фотографии, запечатлевший на стеклянные негативы тысячи объектов национального культурного наследия по всей стране.

В музее архитектуры им. Щусева, Ростовском музее-заповеднике, Коломенском и других собраниях хранятся около 3000 тысяч его фотографий. На протяжении 15 лет, с 1882 по 1896 годы, Барщевский издал на собственные средства 47 альбомов по русскому искусству. О многих памятниках архитектуры, уничтоженных в советское время, можно судить только по его фотографиям. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).

Барщевский родился в 1851 в семье бедного петербургского чиновника. С юности увлекался фотографией, работал в студии придворного фотографа К. И. Бергамаско, посещал «рисовальные классы» художника В. И. Григоровича, издателя журнала «Изящные искусства» . Он был одним из тех, кто принёс фотографию в русскую провинцию.

В 1877 году переехал Ростов, где открыл фотомастерскую и выполнил фиксационные фотографии сокровищ Ростовского кремля - памятника старины, которому, по мнению краеведов того времени, грозило скорое разрушение.

Барщевский стремился к наиболее полному и точному документированию историко-культурных памятников, снимая их с разных ракурсов. Он усовершенствовал фотоаппарат с кассетой размером 18 × 24 см так, чтобы иметь возможность печатать фотографии для издания непосредственно с негатива и, не прибегая к увеличению, достигать наилучшей четкости изображения. Фотоработы, сделанные в Ростове, привлекли сочувственное внимание А. С. Уварова, И. Е. Забелина и других знатоков старины.

С 1879 года сосредоточился на фотофиксации ярославских храмов и древностей, в 1886 г. окончательно перебрался в Ярославль.

В 1880-е и 1890-е годы в звании «фотографа Императорской Академии художеств» Барщевский сотрудничает с Московским археологическим обществом, Императорской археологической комиссией, с видными исследователями древнерусской архитектуры - Н. В. Султановым, В. В. Сусловым; проводит фотофиксацию древних храмов Москвы и всего «Золотого кольца», выезжает на съёмки в Вологду, Галич, Муром и Астрахань, а также на Кавказ, руководит мастерской художественных моделей. В работе использовал фотокамеру 18 х 24 см с кассетой собственной конструкции.

В 1891-1892 годы сопровождает Н. П. Кондакова в экспедиции в Сирию и Палестину, где делает не менее тысячи фотографий раннехристианского искусства, многие из которых опубликованы. В 1897 году по приглашению М. К. Тенишевой переезжает в Смоленск, чтобы возглавить художественно-промышленную школу и музей «Русская старина» в Талашкино.

В 1884 году вышел первый его альбом, состоящий из 9 томов (фотографии № 1-483). В период с 1881 по 1899 годы им было сделано 2717 негативов, из которых 1462 снимка по архитектуре, 1245 - по декоративному искусству. В 1910 году коллекция негативов Барщевского была передана в Императорское Строгановское училище, а в 1912 году вышел полный каталог фотографий. В начале XX века Барщевский издал брошюры «Исторический очерк города Ярославля», «Несколько слов из истории искусства скоморохов», а также каталог музыкальных инструментов музея в Талашкино.

С 1936 года Барщевский жил в Коломенском у архитектора-реставратора П. Д. Барановского, работая хранителем музея-заповедника.

Скончался в 1948 году и был похоронен близ храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в с.Дьяковское (ныне Дьяковское кладбище).

Игорь Грабарь широко использовал фотоматериалы Барщевского для иллюстрации «Истории русского искусства».

(Списка литературы в Википедии нет, поищу позже - Р.Б.)

Российская империя, Русская архитектура, xix, Архитектура, История фотографии

Previous post Next post
Up