"Гардиан" и Альфи. История одной колыбельной.

Apr 15, 2012 11:37

Всего лишь газета, всего лишь история об иракском мальчике, одна немолодая английская семья, он - музыкант, человек вообще-то известный, но известный и своей скромностью, если его не выводят из себя политики, она - соавтор текстов и художник-оформитель. Пересказ статьи будет вольным, поэтому призываю не игнорировать источник (Steven Morris. The Guardian, Thursday 9 September 2004 11.41 BST).
В марте 2003 года Уайатт сидел за фортепиано и наигрывал печальную мелодию. "Это был мотив, с которым я не знал, как поступить. Я наиграл его Альфи и спросил, можно ли что-нибудь с ним сделать? Альфи ответила, что сразу услышала в мотиве колыбельную". Они отправились в студию в Лондон, новый альбом для записи был почти готов, а с записи последнего прошло уже 6 лет.

Бендж призналась, что не могла сосредоточиться из-за мыслей о предстоящей войне. Они внимательно следили за событиями. "Я читала Гардиан каждый день и была просто поражена рассказом Сюзанны Гольдберг" (Waiting for war: the boy who was born as first bombs fell last time). В статье рассказывалось о 12-летнем иракском мальчике Хамзе аль-Ганем, который родился по аккомпанемент уже американских бомб 17 января 1991 года. Бендж была потрясена этой историей. Мать мальчика почувствовала схватки при первых ударах ракет. Как только родился мальчик, персонал бросился в бомбоубежище, толком не перевязав пуповину. Ганем рассказала, что "не было ни электричества, ни отопления, окна были выбиты, было ужасно холодно, мальчика не во что было завернуть, а бомбы, казалось, падали прямо на нас". Она была убеждена, что такой опыт сделает мальчика более спокойным и серьёзным.
Хамза же поделился со Сьюзанн, что не верит, что будет вторая война. "Я думаю о войне. Но я не думаю, что будет ещё одна. Это всего лишь слухи". Об Америке он сказал: "Они хотят нашу землю и нашу нефть. У них очень много машин, а бензин очень дорогой".
"Когда вновь будут рваться бомбы, меня укроет твоя колыбельная. Вспыхивают огни - это начались ночные кошмары". - напишет Альфи. Альфи родилась в 1940 году, и, вероятно, не могла помнить бомбёжки Второй мировой войны, но много лет ей снились кошмары о войне. "Я думала об этих детях в Ираке, вспомнив свои ночные кошмары. Я не имею своих детей, и иракские дети мне казались именно теми, которые больше всего нуждались в утешении". Бендж призналась, что вовсе не хотела придавать словам ярко политический характер. "Но избежать этого было невозможно", - прибала она.
Обычно преуменьшающий свою роль Уайетт скромно заметил, что просто пытался правильно подобрать музыку.
Они вернулись из Лондона домой, но, несмотря на оптимизм Хамзы, война началась...
Статья завершается признанием Роберта, что для них, живущих в Линкольншире, вопрос не праздный. Бомбардировщики не дают о себе забыть. Они здесь практикуются...

Что он имел в виду? Отправляюсь на поиски.  - Военно-воздушная база британских ВВС Конингсби в Линкольншире, Англия. "В настоящее время истребители Тайфун с этой базы направлены для выполнения задач в Ливии" - фотографии выложены в марте 2011 года
...
Роберт Уайт: безработный поп-певец (звуки чарующего коммунизма)
Эту статью я нашёл на сайте Светланы Ковалёвой, но кто автор - не разобрался. Написана она с искренной любовью к музыканту и его творчеству, больше, чем биография, - отношение.
Страничка в liveinternet, посвящённая творчеству Уайетта.
Официальный сайт и тексты песен. Заинтересовавшийся творчеством Уайатта может зайти сюда.

Кто торопится услышать песню, может найти её в конце заметки, но предупреждаю, что он может разочароваться, ибо песни в исполнении самого Уайетта я на youtube не нашёл. Кто последует за мной, того призову вспомнить самый яркий сольный альбом музыканта.

1974 год. ROCK BOTTOM. Словари подсказывают: "Твёрдое основание".
Альбом был спродюсирован другом Роберта Ником Мейсоном, барабанщиком группы Pink Floyd. Замечу, что ребята из Пинк Флоида делали и конкретные шаги: 4 ноября 1973 года они отыграли два благотворительных концерта в один день в лондонском театре «Rainbow» в поддержку «Soft Machine» и Джона Пила. Эти концерты принесли Уайатту £10 000...
Начну с самой роскошной композиций.
Я не нашёл пока интервью, где он раскрыл смысл названия. Ridind - возможно, некая самоирония, что ходить он не сможет. Его политизированность известна, little red riding hood - Красная шапочка - Riding становится Robin Hood (Робин Губ), в конце 70-х или начале 80-х он умудрится вступить в ряды коммунистической партии Великобритании. Hit - в данном случае, вероятно, - устремиться, указывает на скорость, невозможность ходить - придаёт невероятное ускорение фантазии и мысли, можно представить, какой силой может обладать подобное противорецие, подобный порыв. Но вот собрать все эти смыслы воедино я не в состоянии. Остановлюсь на "Красная шапочка устремляется в путь" - фантазия и любовь, и музыка, как воплощение того и другого, одним словом, то, что его спасло, а вторая часть - я, обретая крылья, устремляюсь за ней, вместе с ней... Мне кажется эта та ситуации, когда слушатель может перевести и название песен и тексты, как ему заблагорассудится. О нашумевшей песне "Судостроение" (смысл которой неожиданно в моём сознании "запараллелился" с последним стихотворением Гюнтера Грасса, в music_action есть заметка об этой песне, также перевод текста - Robert Wyatt, Elvis Costello - Shipbuilding, но тема крайне интересна и имеет смысл вернуться к ней), слова к которой были написаны Костелло, расскажу позже. Позже постараюсь рассказать и о некоторых политических высказываниях, когда, к примеру, в июне 2009 «Гардиан» задала Уайатту вопрос, кого из ныне живущих музыкантов он считает величайшим. Уайатт назвал джазового музыканта Гилада Ацмона... А вот здесь с моими знаниями происходит некий казус, кое-что из книг и статей Ацмона я читал, а вот с его музыкой знаком плохо...

ROBERT WYATT, Роберт Уайетт:
LITTLE RED RIDING HOOD HIT THE ROAD(ROCK BOTTOM)

image Click to view


...
Попытка анализа на английском (Hell in a kis(s). Попытка пересказа, которая не проясняет ничего.

За год до выхода альбома, ночью 1 июня 1973 года он выпадает из окна ванной комнаты с четвёртого этажа (третьего + цоколь), получая тяжелейшую травму, после которой он уже не сможет передвигаться без инвалидной коляски. Этой трагедии, - признается он позже, - я обязан своей зрелостью. Прикованный к койке, я мог сосредоточиться только на музыке. Тем не менее, основная часть материала к альбому им написана в Венеции в начале 1973 года ещё до несчастного случая, где он был вместе со своей подругой и соавтором по текстам, и будущей женой - Альфредой Бендж.
Альфреда Бендж в это время работает помощником редактора картины Don't Look Now. А после трагедии она выходит замуж за Роберта, она же и оформляет обложку его первого сольного альбома. Одна из песен будет посвящена ей.

Очень интересное интервью: ROBERT WYATT & ALFREDA BENGE.
Но ему можно посвятить отдельный пост. Впрочем, возможно, лучше со временем внести изменения в этот.

....
Ну, и наконец, песня, которой начинается альбом Sea Song (lyrics included, 1974) (Замечу, что всё же это, наверно, не Морская песня, как переводит БГ, а Песня моря, дословно, да несколько несочетаемо - Море Песня, Моря песня, море - душа, необъяснимость её порывов, её безграничность, её противоречивость, взгляд в себя, твои собственные образы рождающие в пене на гребне морской волны, понять можно, сидя в одиночестве в инвалидной коляске на берегу суровой Атлантики, вокализы всё дорасскажут, история страдания и преодоления. Эх, решился бы кто-нибудь перевести песню...)

image Click to view



В 1998 году будет снят фильм (нашёл трейлер) Robert Wyatt: Little Red Robin Hood.
И разочарованный отклик о фильме.

image Click to view



Ревью к переизданию альбома в 1990 года.
Пытается этот альбом проанализировать Гребенщиков на Питер-FM, признаюсь, выглядит странно...

Итак, вернёмся всё же наконец в 2003 год, когда Уайатт запишет "Колыбельную для Хамзы" (альбом Cuckooland, причудливый сказочный мир, мир грёз, проще говоря, ку-ку-царство, что из известных групп не тяготел к сказочным замысловатым образам?), а вот кого-то, может, и разочарую, песня прозвучит в исполнение не очень-то известной британской группы The Unthanks (Неспасибо? хотя это всего лишь фамилия сестёр, такие дела). Но обратите внимание на дату исполнения - декабрь 2011. Невероятно актуально. Но это Дублин, в Дублине смысл этой песни поймут. (видео было удалено)

image Click to view



Lullaby For Hamza

When bombers bomb again,
I need your lullaby.
Fires are burning,
The nightmare's begun.

The world is dark again,
I need your lullaby.
Sleep has gone.
Night is long again.
sing me your song.
Let me sleep.
Bring me peace.

When bombers bomb again,
we'll need your lullaby.
Children cry.
Houses burn again.
Once more.
Sing songs to soothe them,
to dry their tears,
to drown the screams of war.

The world's gone wrong again,
I need your lullaby.
Night is long.
and sleep's just a dream.
Sing your song.
stay close to me.
Sing to me.
Hushabye.

The world is dark again,
I need your lullaby.
Sleep has gone.
night is much too long again.
Sing me your song.
Let me sleep.
Bring me peace.

Ну, и заодним послушайте в исполнении девочек The Unthanks : Starless. Небезынтересно, хотя настроение, настолько далеко от King Crimson. Роберт Уайетт скажет о них (с возрастом не становятся менее сентиментальными): "They are like the morning dew that hasn't steamed off yet, they are fresh and new and I really don't think they know how good they are. - Они подобны утренней росе, ещё не успевшей испариться, они свежи и новы, и на самом деле даже не подозревают, насколько хороши". Более того, он скажет, что если бы ему с Альфи пришлось оказаться на необитаемом острове, он бы взял не свои альбомы, а альбомы с интерпретациями его песен Unthanks. Но я признаюсь, что от этого завораживающего полушёпота меня клонит в сон...

image Click to view


...

Рок-Патриархи, Англия, США, robert wyatt, музыка, Ирак

Previous post Next post
Up