Предчувствия Веберна.

Apr 27, 2011 13:29

Попробовал послушать сегодня - 29 апреля 2017 г. Да уж, выдержал не более трёх минут... Всему своё время...
Не знаю почему... Устал от красивой музыки в бездушном исполнении виртуозов и звёзд, потянуло прочь от изъезженных гармоний... Также устал и от бесплодной болтовни, захотелось погрузиться в книги, спрятаться в библиотеке. Так уж получилось, что стал читать Адорно. Поделиться хочется многим, но пока... лишь некоторые "наития"...

Но прежде поделюсь другими воспоминаниями. Однажды в  юности мне в руки попала пластинка с записью скрипичного концерта Альбана Берга. Я был потрясён этой музыкой. Странно думать об этом, никогда никакой склонности к такой музыке я не испытывал и не проявлял, но этот концерт заворожил... И только недавно переслушал его... Через много лет, учась в университете, я увлекаюсь философией франкфуртской школы (если правомерно называть это увлечением, понятно, что только через "Критики..."), но узнав, что в ДСП (библиотека для служебного пользования) есть реферативный перевод Адорно, я записываюсь в "проблемную группу", которую вёл проректора университета - Гайда, через него можно было получить пропуск в ДСП. Именно тогда я и знакомлюсь с реферативным переводом книги Адорно "Социология музыки"...

Преподавателем по композиции у Адорно был Альбан Берг.

С другой стороны, в мир Ницше и нововенской школы Томаса Манна, когда последний работал над "Доктором Фаустусом", вводит Теодор Адорно... Другими словами, проблему, поднятую Адорно, можно сформулировать так: каким образом немецкая культура, поставившая столь остро вопрос об индивидуальной ответственности человека, приходит к коллективной безответственности при Гитлере, о мере отвественности художника в частности, о сокрытых тенденциях в самой культуре, в искусстве... Это я так, пожалуй, сгоряча... Чертовски интересная тема, а для России - весьма актуальная...

Вот что пишет Адорно:
"Вспомним хотя бы Пять пьес для струнного квартета, op.5, Антона Веберна - они сегодня сохранили всю свою свежесть, а технически их никто не превзошёл. Они написаны 45 лет тому назад; композитор порвал в них с тональной системой и пользуется так сказать, только диссонансами, но это совсем не "двенадцатитоновая музыка". Неким ужасом окружено каждое из этих диссонирующих созвучий. Мы чувствуем  в каждом из них что-то небывалое, страшное, и сам автор выписывает их с робостью и дрожью в сердце; можно видеть по самой фактуре, с какой осторожностью обращается он с ними. Он боится расстаться с каждым из этих звучаний, он цепляется за каждое, пока все выразительные возможности его не исчерпаны. Он как бы страшится распоряжаться ими по собственному усмотрению и с глубоким уважением , с почтением относится к тому, что найдено им самим же. Вот откуда неувядающая сила этой тонкой, этой нежной музыки".
(цит.по Михайлов А.В. Музыкальная социология: Адорно и после Адорно. // Критика современной буржуазной социологии искусства. М., 1978. - 272 с.. С.192-193.)

Пока первоначальной версии 1909 года, которая бы понравилась мне, не нашёл. Может, не случайно?
О субъективном впечатлении, ловлю себя на том, что эта музыка "собирает" меня... Глубиной тембральных красок? Даже не знаю... Готов всё перевернуть: фрагментировано, вероятно, моё сознание, ситуация, в которой мы живём, лишь воспроизводит растерянность... Но это же не вопрос психологии?.. Не знаю, хочется слушать, читать, думать...

часть 1.

image Click to view


часть 2.

image Click to view



часть 3.

image Click to view


часть 4.

image Click to view


часть 5.

image Click to view



Версия для струнного оркестра, написанная в 1929 году. Мягче, гармоничней. Или мне это только кажется? Ниже полностью, но я не понял, кто исполнитель. (Эх, надо выписывать полное название и кто выложил... Одним словом, как видите, видео убрано. Оставляю "пустоту"... разберусь потом.)

image Click to view



"Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзиле, занятом в 1945 году американскими войсками. 15 сентября около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата». (Из википедии)

В конце всё же хочется дать ссылку на скрипичный концерт Берга. Выбор исполнения особый вопрос, думаю, не только у меня он займёт уйму времени... Сегодня я предпочёл это исполнение, многие современные исполнители уж больно стараются сделать это произведение красивым... когда оно должно разрывать сердце и заставлять тебя что-то менять в себе и в этой жизни... Однако сам удивляюсь своей дерзости рассуждать о вещах, которые понимаю с трудом... Итак, Violin Concerto (1935)
Conductor : Dimitri Mitropoulos
Minneapolis Symphonic orchestra
Violin : Josef Szigeti
1945 Live

image Click to view


Следующие части у раздающего Lux019, интересный канал...
Биография Теодора Адорно.
Некоторые произведения Адорно в электронном виде.
Здесь сборник статей Адорно, посвященных исключительно музыке (социологии музыки).

"Предчувствия", Адорно Т., alban berg, Социология музыки, anton webern

Previous post Next post
Up