Музыка Сахары и блюз! Браво, Малума! Дива песков.

Apr 14, 2012 14:56

Музыка Сахары и блюз! Браво! Какая радость натыкаться на такие откровения! Ещё и в Мавритании!
Выношу в заголовок первое впечатление, напутешествовавшись вместе с её мелодиями по жаркой Мавритании, конечно, несколько остываю. Но след в памяти оставляют самые яркие впечатления.
Малума - официальный скромный (и изящный, летает фрагмент пустыни и мавританская утварь)  сайт на английском, а также статья BBC по номинантам на "World Music". На французском некоторая информация здесь. Попробую рассказать о творчестве Малумы, объединив информацию этих источников, на которые в свою очередь выходил с помощью поисковика google (возможно, есть и иные варианты и способы поиска информации)
Нельзя сказать, что в России о ней не знают. Вот информации на русском о её альбоме - "Nour" (Свет).
Не торопитесь разворачивать пост, если вам неинтересна этническая музыка, пост получился громоздким и, как обычно, многословным.

Малуму можно назвать первой мавританской женщиной, представляющей современную мавританскую музыку. Альбом 1998 года "Desert of Eden" ("Пустыня рая") для Мавритании был откровением, а мир перео ткрыл (Голос Америки.The music of Mauritania, Part One) Мавританию. Её музыка соединила в себе традиционные и современные мелодии и стили, она чудесным образом (по-женски) вплела (иначе - органично объединила, скомбинировала) западные стили в мавританскую музыку Сахары, добавляя электрические гитары к традиционным инструментам, таким как четырёхструнный подобный лютне тидинит (tidinit).
Дыхание пустыни сплелось с ритмами реки Сенегал, на пересечении западно-африканского, арабского и берберского миров, между сахель (на границе Сахары и саванны) и саванной и появилось это уникальное явление - музыка Малумы.
...
Малуму Мин Моктар Ульд Мейда родилась в 1960 году в Медердра (Mederdra, Trarza) в семье гриотов (griots, каста музыкантов и поэтов, роль которых обслуживать власть придержащих, мастерство своё они, по сути, передавали по наследству. И всё же, как я понял, гриоты считались одной из низших каст общества. Их не выделяют в отдельную этническую группу. Но превращение определённой группы людей в касту по профессиональному признаку - вопрос очень интересный. Прошу поправить меня, если я что-то неправильно понял. Читайте интересную статью на русском языке о сенегальских гриотах здесь. А вот на французском griot означает "отруби", отброс, получаемый при перемоле хлебных зерен.). В том же 1960 году 28 ноября Мавритания получила независимость от Франции. Была провозглашена Исламская республика Мавритания.  Судьба Малумы, казалась бы, была предопределена. Дочь Моктара Ульд Мейда, видного гриотского музыканта, так же как и поэта-песенника, она была внучкой Мохамеда Йахйа Ульд Бубане (Mohamed Yahya Ould Boubane), другого поэта-виртуоза и мастера игры на тидинти (маленькая традиционная гитара гриотов). Она росла в Шаратт (Charatt - небольшой город около Mederdra), где ее родители и научили её основам игры на народных инструментах.
Под руководством отца она с 6 лет учится играть на ардин - ardin, традиционная двенадцатиструнная арфа (считается женским инструментом). И петь она начала очень рано. Как того требовали традиции - в 12 лет дочери уважаемых семей должны были продемонстрировать, насколько готовы к брачной и самостоятельной жизни - в 12 лет она впервые и показала свои музыкальные дарования. Но рамки традиционного репертуара уже тяготили её, как и её родителей, особенно отца. В 15 лет она уже была по понятиям гриотов зрелым музыкантом и не только сопровождала родителей в концертных поездках, это могли быть и праздники и свадьбы (фр.), и официальные (ниже я также представлю и предвыборный клип Малумы) или торжественные мероприятия, но и стала давать концерты самостоятельно. В тот же период под влиянием отца она познакомилась с музыкой Oum Kalthoum, Adbel Hlim Hafez, Fairouz, Nasri Cherns, Dine, Sabah и др. Уже тогда её песни очень нравились молодым девушкам, уже тогда она очень органично вплетает в свою музыку элементы блюза. Но сила традиции встаёт на пути дальнейшего развития её таланта (речь идёт, как я понял, о браке).
В конце 80-х она вновь появляется на сценах Мавритании и производит целую революцию в мавританской музыке. Это выглядело столь нетрадиционно, хотя именно в традиционном стиле. Она смешивает традиционные стили с современными, используя как народные инструменты, так и современные. Тематика песен дышала свободой, выглядела вызывающей - впервые женщина-мусульманка со сцены Мавритании заговорила о любви, супружеской жизни и неравенстве, разводе, правах женщины.
Она запела о правосудии и равенстве, призывая к активной жизненной позиции, призывая к борьбе со СПИДом, к поддержке кампании по вакцинации детей, ликвидации неграмотности... Её музыка становится популярной среди мавританской молодёжи и отврегается консервативными кругами общества. Музыкант, ещё и женщина, должна знать своё место, не вмешиваться в политическую жизнь общества...
В начале 90-х годов её музыка будет запрещена военным правительством Мавритании, одной из причин становится прозвучавший в её творчестве призыв к примирению между чёрной (немного растерялся, подумав о политкорректности, темнокожей? но мавры, мавританцы - тоже чемнокожие, сказать, более и менее темнокожими? ерунда. Именно негры до последнего времени влачили чаще рабское существование, тогда как арабы (берберы) могли быть рабовладельцами) и мавританской ("арабской" тоже не скажешь) частями общества.
И тем не менее, она не только заставила услышать себя, она была признана национальной гордостью Мавритании, выдающимся национальным композитором и исполнителем.
В 2007 году в Мавритании впервые проходят выборы в парламент, и Малума становится сенатором. И теперь уже на официальном уровне отстаивает ценности, которые некогда провозгласила в своём творчестве.
Как она скажет журналистке Роуз Скелтон: "Я вела свою борьбу как художник, используя музыку, я чувствую, что должна её продолжить. Но теперь это будет борьба и на официальном уровне, сегодня я имею более сильную позицию по отношению к властям, это мой шанс укрепить позицию и в борьбе".
Звучит, казалось бы пафосно. Но официально рабовладение было отменено в Мавритании только в 2007 году. Однако военная хунта, пришедшая с помощью французов к власти в 2008 году, де-факто отменила преследование рабовладельцев. Рабами в Мавритании является 20% населения (600 тысяч из 3 млн. населения). Невольники - в основном негры, тогда как их владельцы - берберы". - выдержка из статьи "Мавритания: последнее рабовладельческое государство в мире". За переворотом следуют президентские выборы 2009, легитимность которых европейское сообщество ставит под сомнение, но ситуация в стране настолько сложна, что невозможно однозначно оценить эти события, страна могла рухнуть в хаос насилия и терроризма. Плюс ко всему, с территории Мали безопасности Мавритании постоянно угрожают вооружённые банды...
Но есть и другие вести из страны, интересное интервью представили euronews - Альнаха Бинт Джадди ульд Мекнес: “Мое назначение является шагом президента навстречу мавританским женщинам”. 26/10/09 17:00 CET
...
В 2008 году альбом Малумы "Нур" был номинирован от Ближнего Востока и Северной Африки на награду "World Music".
Её альбом имел успех во Франции. Она старается не поддаваться разочарованию из-за событий на родине (я подозреваю, что сейчас она во Франции, но не уверен), - по природе я больше оптимист, - улыбается Малума, улыбка у неё сдержанная, загадочная.
Но есть и предположения, что её карьера музыканта, достигнув своего пика, закатывается.
Поиски переводов представляемых песен хотя бы английский пока утешительных результатов не дали. И в данном случае, выбирая песни, я руководствовался больше своим представлением об их музыкально-эстетической ценности, а не политическим смыслом. Мусульманка-композитор, которая поёт хотя бы о любви, - это уже подвиг для такой страны, как Мавритания.
Я могу только довериться комментариям, что, к примеру, песня Nebine призывает к религиозной терпимости, Nnew - о божественном сотворении мира.
В 2011 году Малума становится послом доброй воли IUCN (Международный союз по охране природы) в Западной и Центральной Африке ("Ответственны все").
2011 год, она - Кавалер ордена Почётного легиона(источник).

Начнём с конца (есть некоторая парадоксальность: по-французски меняешь одну букву и - noir, чёрный, негр), с границы светлого и чёрного. Последний альбом Nour "Нур" (Свет, Луч) записан во Франции в 2007 году.
... 

image Click to view


...
Из альбома Dunya (Мир). Второй альбом Малумы, записанный в 2003 в столице Мавритании - Нуакшоте, с её коллективом "Sahel Hawl Blues" при участии Abdel Veta Ndao, одного из выдающихся гитаристов Мавритании.
Chaa'ra.
У южанина воистину есть особое очарование
и улыбка, которая может даровать счастье,
но остерегайтесь этой улыбки,
она может как пробудить сердце,
так и воспламенить его любовью.
...

image Click to view


...
Dimi (если я правильно идентифицировал - Dimi Mint Abba - она умерла в 52 года в 2011-м от кровоизлияния в мозг, это расценивалось национальная трагедия Мавритании. Скупая информация на русском) & Malouma (а вот композицию и альбом не идентифицировал, это меня беспокоит, если я в чём-то сомневаюсь, стараюсь найти подтверждение, здесь не нахожу). Уж очень напоминает по музыке сенегальца Юссу Н'Дур Youssou N'dour, с которым сотрудничала Dimi. Но может, Ali Farka Toure?

image Click to view

...

Обещанный клип Малумы в поддержку Ахмеда Ульд Дадда, кандидата от оппозиционной партии на выборах президента Мавритании 2009 года, по количеству голосов он стал вторым. Campagne Ahmed Ould Daddah 2009.

image Click to view



Небольшой репортаж о Малуме - "поющий сенатор". В парламенте Мавритании она представляет оппозицию.

image Click to view


...
И посмотрите, что творят молодые мавританки! А чья вина? Блеск! Невероятно! "У нас столько талантливых артистов, но мало кто об этом знает", - сетует человек, выложивший этот фильм. Я с ним согласен. У нас в России дела с талантами обстоят ещё хуже, хотя в их наличии я не сомневаюсь. Но сцена заполонена или безмозглыми бездарями или живыми трупами, сцена похожа на мавзолей, но Ленин кажется просто ангелом, ибо им не глушат остатки вкуса и здравого смысла, его не показывают каждый день по телевизору и уж, тем более, его не упрекнёшь в желании показать свои певческие дарования.
Nattaalam (только что бы это значило?)

image Click to view


...
И относительно малоизвестная исполнительница, которую некоторые критики ставят в один ряд с Дими и Малуми. Однако она, кажется, ближе к первой, возвращаясь к истокам, тогда как Малуми очень часто критикуют за излишнюю подверженность влиянию западной музыки и эклектичность (в этом есть смысл, некоторые видеозаписи с концертов Малумы оставили меня равнодушным, где-то ей не подчиняется её же собственный голос и исчезает что-то очень важное).
Ouleya Mint Amartichitt. На сцене целая семья. И тем не менее, уже был издан DVD диск (трэйлер).

image Click to view

....

Примечание.
1. Посмотреть форум World Circuit, посвящённый музыке Западной Африки и Кубы (Вокруг света).
2. Музыка Сахары. О наиболее ярких музыкантах.
3. Каталог CD "Тишина имеет голос, и настоящая музыка учит слышать тишину..."


4. Альбом Nour (flac). В 2005 году выходил DVD диск - Diva Des Sables (Дива песков), режиссёр документального фильма Cheikh N’Diaye (Шейх Ндиайе).
5. Музыкант и политика: Юссу Н'Дур

Рабство, Магриб, Права женщин, under african skies, malouma, Мавритания

Previous post Next post
Up