Алматинский метрополитен

Nov 02, 2012 09:51

Алматинский метрополитен открылся 1 декабря 2011 года. Это первый метрополитен в Казахстане, второй в Центральной Азии (после Ташкентского) и шестнадцатый и самый молодой на территории бывшего СССР.

Я уже гулял по тоннелям алматинского метро, когда оно строилось, и тогда мне удалось пройти или проехать все перегоны. Сейчас, увы, была возможность поснимать только станции. На нашу с chistoprudov просьбу о съемке в тоннелях ответили отказом, «так как это стратегический объект особого назначения, находящийся в сейсмоопасном районе». Но днем, видимо, метро перестает быть стратегическим объектом, так что смотрим фотографии станций, сделанные с любезного разрешения замакима города - Серика Сейдуманова.

Знакомство с метро начинаем на станции «Абая». Уже в вестибюле к нам подходит сотрудник полиции и вежливо говорит, что снимать нельзя. Но поняв, что мы те самые, кому можно - он добреет. Плюс звонок начальству подтверждает, что да, у нас есть разрешение. Кстати, его на руки нам не дали. Акимат отправил бумагу в управление, и на месте сотрудники уже с ним ознакомились.



1. Мне сразу очень понравились эскалаторы, сделанные в Hyundai. К слову, эта фирма делает не только автомобили. Это одна из крупнейших компаний тяжелого машиностроения, которая производит почти все.


2. «Абая» - самая глубокая станция (78 метров). И, как видите, тоннельные эскалаторы вполне может делать не только Питерский завод. Да, пассажиропоток пока не идет ни в какое сравнение с Московским, но тем не менее.


3. Метро полностью ориентировано на малоподвижных групп граждан. Установлены подъемники, а рядом с эскалаторами есть специальные тележки, на которые заезжает инвалидная коляска, после чего сотрудник спускает на ней пассажира в метро.


4. Составы производства Hyundai Rotem со сквозным проходом. ОМГ, как это оказалось удобно-то!


5. Всего на линии курсирует три состава. В час пик выдается еще один. Интервалы - 12-14 минут.


6. Первая очередь первой линии имеет длину 8,56 км и состоит из 7 станций. Сейчас строятся еще две - «Сайран» и «Москва». Они будут пущены в 2014 году, и для них оставлено два свободных места на настенной плашке.


7. Метрополитен построен с учетом требований ГО. На станциях установлены затворы и трап для пассажиров. Но вот затворов в перегонных тоннелях я не помню.


8. Оплата проезда осуществляется с помощью бесконтактных смарт-карт многоразового использования и одноразовых смарт-жетонов. Стоимость одной поездки составляет 80 тенге (17 рублей), для детей от 7-15 лет - 40 тенге при предъявлении свидетельства о рождении. Баланс смарт-карт можно пополнять через кассы и автоматизированные терминалы на станциях. Срок действия карты - 90 дней с момента последнего пополнения баланса. Срок действия жетона - до конца текущих суток. Суббота объявлена «днем жетона». В этот день пассажиры могут принести свои просроченные жетоны и воспользоваться ими.


9. Станция «Алатау». Односвод с боковыми платформами. Над спусками со стороны вестибюлей в торцах платформенного участка расположены художественные тематические панно, выполненные из римской мозаики, бронзы и рельефа с изображением горного хребта Заилийского Алатау, который величаво поднимается над городом Алма-Ата.


10. Станция «Театр имени Мухтара Ауэзова».


11. Колонная станция из монолитного железобетона. Все станции рассчитаны на прием пятивагонных поездов, хотя сейчас курсируют четырехвагонные.


12. В торце платформы располагается живописное мозаичное панно с изображением сцены из спектакля.


13. Рядом с ним установлены 8 круглых медальонов, выполненных из гиперпласта и украшенных национальным орнаментом и сценами из быта кочевников.


14. Станция «Байконур» сначала произвела на меня жуткое впечатление - дешевый алюминий сине-белого цвета. Но за огромное панно в торце, где показывают пуски ракет с Байконура, можно простить все. Выглядит более чем феерически.


15. Современный хай-тек.


16. И еще обнаружился потрясающий эффект при прибытии и отправлении поезда - шикарное отражение в потолке света фар и красных светильников, напоминающих факел от двигателей ракеты.


17. Хвостовые огни создают особенно фантастическую картинку. Жалко, я не снял видео - в динамике это еще прекраснее.


18. Метровагонмаш, ау! Когда от вас ждать поезда со сквозным проходом?


19. Этот небритый мужик, обвешанный камерами и похожий на chistoprudov-а, постоянно лез мне в кадр. Ну, заеэтосамое, лук ему :)


20. Станция «Абая». «Архитектурно-художественное решение станции выполнено в современном стиле без использования традиционных архитектурных элементов» - странное утверждение в википедии. По мне так наоборот - классический вариант советского метрооформления. В торце платформы расположено художественное панно, выполненное в техниках «рельеф в бронзе» и «флорентийская мозаика». Бронзовый рельеф, изображающий Абая Кунанбаева, выделен на каменном фоне, на котором написаны отрывки из произведений Абая.


21. На первых трех станциях нас постоянно тормозили и спрашивали, кто мы и где разрешение. Потом уже все работники знали, что у них работает съемочная группа. Кстати, хочу отметить какую-то запредельную вежливость работников полиции и работников метрополитена. Может, мелочь, но приятно.


22. Очень понравились составы. Чистые, аккуратные. Визуально сборка куда лучше и качественнее, чем у Русичей.


23. Время проезда по первой линии составляет примерно 16 минут. В вагонах есть кондиционирование. Полностью отсутствует реклама.


24. Согласно википедии, составы оборудованы автоведением. Используется оно или нет - не знаю. Работник станции сказал, что поезда используют АРС-АЛС. При этом на линии включены светофоры.


25. Согласно правилам метрополитена, запрещено «осуществлять кино- и видеосъемку и специальные фотосессии без письменного разрешения администрации метрополитена, включать громкоговорители аудиотехники, использовать средства звукоусиления и играть на музыкальных инструментах». Мы спросили у сотрудника полиции, что такое «специальные фотосессии». Он посмотрел на наши фотокамеры (вторые морковники с разными большими объективами) и штативы и сказал, что мы точно попадаем под это определение. :)


26. Непонятный кронштейн на путях. Может, место крепления будущего датчика для автоведения или еще чего.


27. Неиспользуемый торец одной из платформ. Обратите внимание на огромный огнетушитель. На других станциях он стоит в пределах доступности пассажиров.


28. Станция «Алмалы». В торце платформы расположено художественно-тематическое витражное панно с искусственной подсветкой. В панно заложена идея древнего города и цветущего сада. Композиция состоит из трех частей: правая часть - цветение сада с очертаниями древнего города Алмалы. Левая часть - созревание плодов с силуэтом каравана. Центральная часть - яблоня с плодами как символ плодородия, древа жизни и благоденствия. Фотография Нурсултана Назарбаева, президента республики, видимо, появилась позднее.


29. Станция классического пилонного типа, выполненная из монолитного бетона.


30. Почти за год работы мрамор и гранит не потеряли своего блеска. Это и не удивительно - пассажиропоток составляет 30 тыс. человек в день.


31. Вот специальная тележка для перевозки инвалидных колясок по эскалатору. Кстати, сами эскалаторы - автоматические. Они работают только тогда, когда подходит пассажир. Было немного непривычно.


32. Посмотрите, какое простое решение для размещения машин. Широкий проход оставлен по краям, а в центре - узкая баллюстрада. Это позволяет поставить 4 машины в тоннель более узкого диаметра.


33. Время работы метрополитена - ежедневно, с 06:30 до 23:30.


34. Подуличный переход. На станциях сотовая связь не работает.


35. С открытием еще двух станций станций ожидается сильное возрастание пассажиропотока. Сейчас, с пуском первой очереди, не произошло какого-либо заметного облегчения в транспортной обстановке города.


36. Но с развитием линий метрополитен займет свою нишу и пассажиры будут им пользоваться более активно.


37. Станция «Жибек Жолы» - Великий шёлковый путь.


38. На всех станциях, кроме «Райымбек батыра», нет скамеек. А ждать поезда, напомню, можно 12-14 минут.


39. Дима и его два фотоаппарата. Большое спасибо ему за компанию в этой поездке.


40. На торцевой стене центрального зала платформы исполнено декоративное панно в виде двух окружностей, изображающее известнейшие символы стран, через которые проходил Великий Шелковый Путь: индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Египетские пирамиды, Римский Колизей, Афинский Парфенон, Монастырь Эд-Дейр в Иордании. Что примечательно, в том же ряду изображена Пирамида Кукулькана, находящаяся в Мексике, на территории, лежащей по другую сторону Земного шара от Шелкового пути.


41. Станция «Райымбек батыра». В настоящее время - одна из двух станций мелкого заложения (вторая - «Алатау», которая тоже пока что является конечной). Является типичнейшим односводом. И тут установлены скамейки!


42. Большое спасибо акимату города Алма-Ата за организацию съемки!


А это я. :) Спасибо Диме за фоточки.




И видео от victorprofessor про маршрутку в Алматинском метрополитене :)

image Click to view



Фотографии Димы.

Напоминаю, что у меня есть твиттер, фейсбук, вконтакт и инстаграм!

Казахстан, trip, метро

Previous post Next post
Up