В этот музей я собирался доехать уже несколько лет, да все было как-то не с руки. Но когда я познакомился с командой,
которая восстанавливает до летного состояния Ил-14Т на Тушинском аэродроме, то они пригласили меня в Монино - посмотреть, как будет идти подготовка к дню открытых дверей, который был 9 мая. Да, я чуть задержался с репортажем, но тут это не принципиально. Работа в музее над поддержанием должного облика экспонатов как снаружи, так и внутри (в том числе, реставрация) идет каждые выходные. Сейчас основные силы брошены на воссоздание внутреннего убранства авиалайнеров Ту-144 и Ту-114. Как всегда, людей не хватает. Если вы хотите помочь музею, то смотрите сайт «
Фонд содействия музею ВВС». А пока давайте перенесемся в начало мая и посмотрим на работу волонтеров.
45 фотографий, общий вес 8,6 мегабайт
1. Я не ставил перед собой цели перефотографировать все экспонаты. Это уже сделали до меня бесчисленное количество раз. Но я не мог пройти мимо некоторых машин, которые мне интересны. Например, на переднем плане стоит
стратегический бомбардировщик 3М, а за ним выглядывает тоже стратег, но уже сверхзвуковой -
М-50. Прочитайте обязательно историю второго уникального самолета. К сожалению, начавшаяся ракетная гонка и увлечение баллистическими ракетами поставили точку над ОКБ-23 (генеральный конструктор В.М. Мясищев) вообще и над проектом М-50 в частности. Но точка была эффектной - после года стоянки самолета на земле (после завершения испытаний) его подготовили к авипараду в Тушино, где 9 мая 1961 года он выполнил пролет, взбудоражив как зрителей, так и авиационных специалистов.
Пролет над Тушино в некоторых источниках называется последним, так что можно предположить, что сразу после него он улетел в Монино, где и произвел посадку. Кстати, почти все экспонаты в музей прилетали свои ходом, кроме последних пополнений.
М-50 получился сложным, и в итоге машина стала стендом для отработки новых идей и конструкций. По воспоминаниям ветерана ОКБ-23 С.А. Широкопояса, «полеты на М-50 требовали от экипажа мобилизации всех своих человеческих возможностей и граничили с подвигом».
Click to view
2. За М-50 виднеется синий ангар - это ангар №8 уникальных летательных аппаратов. В нем уже работают волонтеры - Катя обновляет краску на Ту-2.
3. Направимся к вертолетам. К сожалению, организация дорожек такова, что ко многим экспонатам нельзя подойти близко. Только посмотреть издалека. На фотографии - летающий кран
Ми-10 и трудяга
Ми-8.
4. Андрей подкрашивает звезды на транспортно-боевом вертолёте
Ми-24В.
5. Фонд каждые выходные проводит какие-либо работы в музее. Они там есть всегда. Это или подготовка к дню открытых дверей, или текущая работа по поддержанию экспозиции. У всех волонтеров совершенно разные работы и увлечения, но их всех объединяет любовь к авиации.
6. Это
Як-17, и он уже год как находится в стадии реставрации. Работы по нему ведутся регулярно.
7. Денис с любовью отмывает «свой» Ми-2. За некоторыми экспонатами закреплены ответственные люди, которые набирают людей к себе на текущие работы, планируют их и направляют. Закрепления сложились или исторически, или вот как с Денисом, который сказал, что он будет опекать Ми-2.
8.
Ту-144 и
Су-25. Сверхзвуковой лайнер поистине считается жемчужиной экспозиции, но мы-то знаем, что в ней есть не менее уникальные машины, что не умаляет величия и провала советского авиапрома. Про 144-й написаны килобайты текста, так что не вижу смысла тут чего либо-по нему приводить подробно. Этот красавец - один из бортов (второй - Ту-114), где сейчас сконцентрированы силы фонда. В прошлом году самолет подняли на специально сконструированные подставки, чтобы остановить разрушение шин. Из КБ Туполева были получены комплекты шин как на основные стойки, так и на носовую. Я, конечно, удивлен, что в запасниках КБ это вообще сохранилось, но тем лучше. В работе над экспозицией вообще и над Ту-144 в частности активно помогают специалисты ЛИИ, Аэрофлота и КБ Туполева и других КБ, которые дают консультации, документацию, делятся методикой обслуживания и ремонтирования машин.
Процитирую ответ Павла Проскурня - ответственного за этот авиалайнер - на вопрос: «Зачем опустили нос?»:
«Если кто-то думает, что для опускания носка было достаточно залезть внутрь и покрутить ручку - он сильно ошибается. Уточню, опускание носка - временное, ближе к осени он будет поднят обратно.
Работы по подготовке к опусканию носка заняли больше года. Причем, этот год ушел не на болтовню о том, как будет круто, а на поиск и изучение документации (в итоге удалось собрать два полных комплекта - один родной для нашей машины, а другой для Ту-144Д), консультации со специалистами из ЖЛИиДБ, ОАО «Туполев» и «Аэрофлота» (да, там еще мастодонты, помнящие Ту-144 и Ту-114), поиск нужных материалов, изготовление оснастки. Кстати говоря, основной причиной начала работ по носку были именно рекомендации специалистов ЛИИ и КБ Туполева, вполне официально присланные начальнику музея в ответ на запрос.
При подготовке были открыты все лючки; подефектованы, очищены, заново смазаны и прошприцованы абсолютно все механизмы и узлы навески. На одно это ушло больше трех месяцев. Применялись, кстати говоря, специальные авиационные смазки, выбранные специалистами. Ремонтировать или заменять, к счастью, ничего не понадобилось, все обошлось полномасштабным техобслуживанием. Интересно, что до того момента, как последняя шестеренка последнего перебранного редуктора вернулась на место очищенной и смазанной, не было ни малейшего намека на то, что носок вообще получится сдвинуть с места.
Итак, нарисовался «первый технический смысл» - при подготовке опускания были осмотрены и обслужены все связанные с носком узлы и механизмы. Это дает гарантию того, что ЧП с Т-4 не повторится. Одно это уже многого стоит, но все равно продолжим (историческая справка - в одну из зим, еще до нашего прихода в музей, нос Т-4 (Су-100) не выдержал веса скопившегося снега и отвалился. Некоторое время он лежал под самолетом, после чего был возвращен на место специалистами КБ Сухого. С тех пор на машине под кабиной виден заметный «ошейник»).
Опущенный носок дал доступ к другим механизмам, недоступным ранее. Появилась возможность осмотреть и обслужить и их тоже. Это «второй технический смысл». Также он дал возможность прочистить забитые дренажи и как следует просушить некоторые узлы, которые при поднятом носке хоть по чуть-чуть, но заливает. В сочетании с чисткой это в разы увеличивает срок их жизни. Это «третий технический смысл».
Опущенный носок так же позволил безопасно добраться до остекления самого носка, ранее оно находилось на опасной высоте. Сейчас идут активные работы по очистке и полировке этого самого остекления, изрядно пострадавшего от времени и погоды. Это - «первый экспозиционный смысл».
Опущенный носок открыл доступ к лобовым стеклам кабины, которые также нужно как следует вычистить. Это «второй экспозиционный смысл».
И, наконец, опущенный носок можно безопасно смыть и покрасить, от времени и погоды он изрядно выцвел и пожелтел. Ранее покраска была невозможной из-за высоты. Это - «третий экспозиционный смысл».
Теперь о посетителях. В большинстве своем они не знают о том, что носовая часть Ту-144 способна трансформироваться за счет опускания носка и выпуска крылышек, так что Ту-144 в крейсерской и в посадочной конфигурациях - для них это два разных самолета. Наглядная демонстрация для посетителей - это «четвертый экспозиционный смысл».
Кстати, к осени выпустят и крылышки ПГО.
9. Заслуженный трудяга, прошедший всю войну - Ли-2. Его тоже готовят к дню открытых дверей.
10. А мы зайдем внутрь сверхзвуковой машины. К сожалению, стоянка под открытым небом откладывает свой отпечаток, и Ту-144 нуждается в покраске. На это нужно примерно полтора миллиона рублей, которых у музея, к сожалению, нет. Кстати, скажу честно, изнутри на меня Ту-144 впечатления не произвел вообще никакого. Я ожидал нечто большего, чем просто самолет. Но, пока зайдем внутрь и пройдем в кабину пилотов.
Самолет был в очень плачевном состоянии - ни приборов в кабине, ни кресел нормальных. Ответственный за Ту-144 Дмитрий Стерлигов отчитывается за перечень работ, проделанных за прошедший год (я намеренно привожу его полностью, чтобы вы оценили объем работ):
1. Закончена полировка пассажирских иллюминаторов. Стекла снова прозрачны;
2. Найдены, доставлены и опробованы гидравлические подъемники для вывешивания самолета;
3. Приглашен профессиональный конструктор для разработки подпорок под шасси;
4. Изготовлен и откорректирован по месту макет подпорок (сами подпорки изготовлены без нашего участия);
5. Самолет вывешен и установлен на подпорки, домкраты возвращены в ЖЛИиДБ;
6. Вывезен и доставлен в музей запасной комплект уникальных шин для Ту-144;
7. Вывезен и доставлен в музей запасной комплект колес КТ-160А в сборе для Ту-144;
8. Вывезены рулевые привода РП-64 для формирования экспозиции Ту-144;
9. Заказаны изготовлением пластиковые пульты для реставрации III салона;
10. Получены уникальные приборы для восстановления приборных досок Ту-144:
- Указатель стреловидности ИП-33-03 (впоследствии украден из домика);
- ИВР - 2шт (один впоследствии украден из домика);
- УПРТ ИП-33-05, ИП-33-06 (впоследствии украдены из домика);
- УСК-2Б (установлен вместо ИП-33-03)
11. Отреставрировано кресло бортинженера (демонтаж, переборка, смывка, перекраска, замена мягкости);
12. Отреставрировано кресло КВС (демонтаж, переборка, смывка, перекраска, замена мягкости);
13. Заказан и уложен ковролин на пол 1, 2 салона (для 3-го салона закуплен, ожидает);
14. Устранены многочисленные недоделки предыдущих лет реставрации кабины (завинчено все, что было отвинчено, уложены кабели, панели пола, лючки, ручки и проч.);
15. Заготовлен и уложен балласт в нос для предотвращения опрокидывания самолета в зимнее время;
16. Очистка крыла от снега в зимнее время (3 раза);
17. Установлены 2 рулежные фары, 4 посадочные фары ожидают вывоза из ЖЛИиДБ;
18. Изготовлен недостающий элемент замка люка переднего техотсека, люк приведен в исправность;
19. Изготовлен комплект крыльевых разрядников статического электричества взамен украденных;
20. Отреставрированы 2 солнцезащитные шторки в пилотской кабине, еще 2 подготовлены;
21. Отреставрированы 5 поврежденных приборов для приборных досок Ту-144:
- ИТЭ-2
- УУТ
- АЧС (2шт)
- ИП-33 (переделан из похожего взамен украденного)
22. Приведены в исправность замки дверей заднего багажника;
23. Изучены, вскрыты и приведены в исправность механизмы опускания носка фюзеляжа (опущен к ДОД и для дальнейших работ);
24. Подготовлена наглядная агитация для ДОД;
25. Подготовлена статья о реставрации Ту-144 для журнала «История авиации»;
26. Отсканировано 15 томов эксплуатационной документации Ту-144, Ту-144Д, двигателей.
27. Найден и передан в музей подлинник Формуляра (ч.2) Ту-144 №04-1
28. Найдены подлинники формуляров двигателей Ту-144 №04-1
29. Найден Акт передачи в музей самолета Ту-144 №04-1, Акт технического состояния самолета в момент передачи;
30. Проведено 2 ДОД с оптимистичными показателями посещаемости и наполняемости «аквариумов».
И такие работы проведены по многим экспонатам.
11. Кабина окрашена в традиционный Туполевский зеленый цвет. Двое ребят ко дню открытых дверей ставят приборы на место. К сожалению, в музее были случаи вандализма, и часть приборов была или украдена, или разбита. Теперь их снимают и ставят на место к мероприятиям.
12. Вот пожалуйста, ну какой был смысл бить прибор? А теперь его надо восстанавливать. Хорошо, что только внешний вид, а не как у ребят с Ил-14Т, где все надо восстановить до летного состояния.
13. Ребята попадают в фонд разными путями. Кого-то приводят знакомые, кто-то узнает сам. Кто-то занимается в аэроклубах и хочет как-то помочь музею. У кого-то родители работают в авиации, и дети идут по их стопам. Причем, кто хочет в гражданскую авиацию, кто пойдет в ВВС, а кто-то мечтает о вертолетном училище. Хочется верить, что у них все получится.
14. Кресло КВС демонтировано и находится на реставрации.
15. Салон бизнес-класса Ту-144. Он был полностью восстановлен из состояния погрома. Полностью снимались все потолочные панели, кресла, столики и кропотливо восстанавливались не один год.
16. А этот салон эконом-класса находится в стадии реставрации. В данный момент снимается потолочная обшивка и панели: для мелкого ремонта, отмывки и покраски. Кресла будут демонтированы и набиты поролоном, который фонду отдал Аэрофлот. Ждет своей очереди ковролин для перестилки пола. В общем, работы очень много.
17. Так называемый Черный Ящик. Который на самом деле оранжевый.
18. Это «цех» по восстановлению кресла КВС с Ту-144. Меняется весь наполнитель (так называемая мягкость), восстанавливается обивка. Металл красится и приводится в божеский вид.
19. Я как-то не ожидал, что такой простой показометр с одной стрелкой будет изнутри таким сложным.
20.
Ил-62.
21. Вот этот красавец Ту-114 просто меня очаровал. Не только своим внешним видом, но и салоном. О нем я сейчас готовлю отдельный пост, так как это надо смотреть более внимательно.
Экземпляр Ту-114 СССР-76464 (заводской номер 98413), стоявший на постаменте у въезда в аэропорт Домодедово c 1976 года, был варварски уничтожен компанией «Ист Лайн» при реконструкции аэропорта 2 августа 2006 года. За что аэропорт Домодедово и его администрация получают пожизненные -500 в карму и другие сопутствующие вещи за неуважение к нашей истории.
22. Ответственный за Ту-114 - Владимир Сидорчук, он также участвует в проекте Ил-14Т. За последние пару лет на самолете восстановили почти всю обивку кресел, заменили разбитые иллюминаторы, загерметизировали места протечек и провели ещё много работы. Но ещё больше её ждет впереди.
23. В музее надо обязательно хотя бы раз побывать!
24. Монтаж кресел на свои штатные места в салоне Ту-114.
25. Хочется отметить, что работа фонда в музее - дело сугубо добровольное. Им никто не платит никаких денег, и мало того, порой они за свой счет покупают материалы. Конечно, работники музея в меру возможностей оказывают помощь, но они ограничены весьма скудным финансированием.
27. Монстр ВВА-14.
Про него я уже рассказывал.
28. Антей или
Ан-22.
29. К сожалению в истории музея была и черная полоса - середина 90-х годов. Когда финансирования почти не было, а за экспонатами смотрели мало. Часть машин была разграблена, а вот Ту-124 сгорел после того, как в нем пожили бомжи. Корпус у него прогорел полностью и уже потом, силами музея, поставили такую временную крышу. Но назвать это полноценным экспонатам уже нельзя.
30. Ту-104А с бортовым номером 46. Он использовался для подготовки космонавтов для имитации невесомости. За ним виднеется Ил-18. К сожалению, Ильюша тоже полностью сгорел изнутри. Естественно, все эти машины будут восстанавливаться и включаться в экспозицию, но когда - сказать пока трудно. Людей не хватает на все работы.
31. Конечно, я не мог пройти мимо знаменитого
Т-4.
32. Снова вернемся к ангарам. Ми-2 (фильм Мимино все помнят?) уже отмыт и блестит металлическими боками.
33. Ответственный за него Денис не только летает в аэроклубе на Ми-2, но и смотрит за музейным. Ещё это почти сложившаяся вертолетная династия - его отец до сих пор летает на том же Ми-2.
34. Он восстановил мелкие утерянные детали в салоне и поддерживает порядок на борту.
35.
Як-30.
36. Лена моет Як-30.
37. Кабина противопожарного вертолёта Ми-6ПЖ. В глубине салона - резиновая емкость для воды, которая при тушении пожара весит на нижней подвеске.
38. Приборная панель КВС Ми-6ПЖ. И снова разбитые приборы.
39. Интересно, цветные сектора, нарисованные на стекле прибора - это нормальное решение, или в музее уже вышли из положения?
40. Выкатка
ВК-1 - первый советский турбореактивный двигатель, производившийся серийно.
41. Организатор восстановления до рабочего состояния ВК-1 - Миша Зорькин.
42. Комплект для запуска: двигатель, приборный щиток, топливо. За спиной стоит КрАЗ - источник электроэнергии.
43. Зрители. На переднем плане научный сотрудник экспозиционного отдела музея Александр Васильевич Санников. Это идейный вдохновитель и наставник всех работ в музее.
44. Ко дню открытых дверей решили не просто погонять ВК-1 (чорт, он такой громкий) но и визуализировать выхлопную струю. Для этого по краю сопла смонтировали форсунки и подали воду.
В этом году из-за отсутствия пожарной машины запуска на 9-е не было, но гоняли на 12-е июня, когда тоже был день открытых дверей.
Click to view
45. Очень приятно видеть, что большое количество волонтеров занято интересным делом. Делом, которое они любят, которому отдают свое свободное время - поддержание экспозиции музея в пристойном виде. Для кого-то это просто увлечение на несколько лет, для кого-то просто хобби, а кто-то хочет связать свою жизнь с авиацией. Спасибо им за их работу.
Конечно, отдельное спасибо администрации музея, что она находит контакт с волонтерами. В итоге все делают одно общее дело.