Живя уже два года в Северном Тушино, я часто проезжал по Волоколамке мимо бывшего Тушинского аэродрома, где сиротливо стоят два самолета: Ан-26 и Ил-14Т. При полном развале всего аэродрома меня удивляло то, что эти самолеты ещё как-то сохранились, но я был уверен, что их скоро порежут. Снимая репортаж про Ягуар в Тушино, я воспользовался моментом и пошел смотреть на самолеты. Каково же было мое безмерное удивление, когда я увидел, что около Ильюши возится народ и ремонтирует его, а не превращает в металлолом. Так я познакомился с Андреем и его командой, которые восстанавливают до летного состояния Ил-14Т.
40 фотографий, общий вес 7,2 мегабайт
1. Андрей (
vulkan-avia): «Сначала он гордо стоял на центральной стоянке рядом с двумя красавцами Ан-26. Потом один Ан-26 распилили на металлолом, а гиганта перекатили сначала в один угол стоянок, потом в другой, а потом и вовсе кинули в траве. Мне его было безумно жалко. Такой большой, красивый, гордый самолёт вдруг стал никому не нужен. Но почему? Почему? Ведь он был прекрасным самолётом, честно служил людям, старался изо всех сил, а тут все про него забыли. На аэродроме проходили праздники, подвыпивший народ лазил по самолёту, ломая закрылки, по которым взбирались на крыло, крутя винт и громя всё оборудование внутри самолёта... Несколько раз я сгонял народ, ломавший самолёт. Меня искренне не понимали - почему я так возмущался, ведь он же ничей, его можно ломать! Но что я мог сделать в тот момент? Хозяина я не знал, как найти - тоже не представлял.... А самолёт погибал. Когда же он оказался на краю аэродрома, брошеный и открытый, я решил: Хватит! Нельзя просто так равнодушно дать ему умереть! Надо сделать всё, что можно, но сохранить этого красавца».
2. Андрей (
vulkan-avia): «Облазив весь самолёт и проштудировав литературу, которой оказалось достаточно много по Ил-14, я пришёл к выводу, что вообще-то повреждения не очень серьёзны, а конструкции самолёта и его систем достаточно просты и доступны для моего уровня. При этом чем больше я вникал в этот самолёт, тем больше он вызывал восхищения и уважения. Его конструкция была проста и в тоже время гениальна. Возможности самолёта тоже восхищали! В процессе работы над вопросом выяснился хозяин самолёта - Федерация Любителей Авиации. "Ну что, надо браться", - решил я. Друзья смотрели на меня, как на сумасшедшего... Да и ладно! Очень уж мне хотелось почувствовать этот аппарат в воздухе в своих руках! После некоторого общения с президентом ФЛА, Виктором Васильевичем Заболотским, было принято решение передать этот самолёт мне и моему другу Владимиру (Vovacii) - человеку, увлечённому небом и самолётами. Итак, работы начались! Время мы выбрали как нельзя более «удачное» - декабрь 2010г».
3. Над проектом трудится много людей. Помимо друзей Андрея, работают и реставраторы из Монино. Олег, который ковыряет дренажный лючок на крыле, в обычной жизни занимает руководящую должность у одного провайдера. В другое время занимается Дзюдо, реставрирует самолеты в Монино и вот этот Ил-14Т. Говорит, что счастлив до безумия, но, правда, семья ворчит, что дома его не видит.
4. Восстанавливать надо все: трубки, провода, лючки. Последний вы видите на фотографии. Коррозия разъела крепеж замка, и лючок отправляется на ремонт.
5. По словам Андрея, планер самолета в хорошем состоянии, но все, что можно, будет проверено и осмотрено, а все поврежденные детали - заменены.
6. Демонтированные закрылки.
7. Фрагмент поврежденных закрылок. Это все надо будет восстанавливать. Вообще, рулевые поверхности пострадали больше всего.
8. Руль направления был демонтирован ещё в феврале и сейчас реставрируется.
9. В день моего посещения ребята начали вскрывать обшивку (специальное технологическое окно) для доступа к проводке (жгуты сверху) и к трубкам автопилота. Дело в том, что на самолете установлен гидропневматический автопилот.
10. Но сначала надо отвернуть закисшие старые стальные винты, чем Володя и занимается.
11. Иногда срезать болгаркой.
12. И заменять на новые, из нержавейки, которые были заказаны в Германии.
13. Но больше всего хлопот, проблем и работы - с двигателями. Знакомтесь, это -
АШ-82Т.
14. Треснувшая клапанная крышка цилиндра. Её надо менять. Теоретически, доноры есть. К тому же, по слухам, где-то на складе есть два новеньких, законсервированных мотора.
15. Поврежденный высоковольтный кабель к свече. Судя по бобышке - его тут уже чинили.
16. Новый топливный фильтр от... Миг-29. Старая конструкция (на основе шелка) пришла в негодность, и было принято решение поставить девайс от другого самолета. По поводу аутентичности Андрей сказал, что внешне самолет будет выглядеть так, как должен выглядеть Ил-14Т. А оборудование они поставят современное: например, радиостанции, навигационное оборудование или вот такое как этот фильтр.
17. Алексей моет масляный радиатор.
18. А Сергей смывает старую краску с маслобака.
19. Вот так маслобак выглядит в гондоле шасси. Хитрая вмятина на боку - это чтобы шасси поместилось.
20. Когда и как вывозить отсюда самолет - пока не известно. Никто из команды не сомневается, что они его восстановят, но по срокам пока ничего не ясно. У Ильюши есть два способа покинуть Тушинское аэрополе: улететь своим ходом или уплыть на барже. Первый вариант предпочтительнее, место для взлета пока есть (дальше вдоль реки за МКАД), и вроде бы даже РосАвиация даст на него добро, но это все пока туманно. Так что, скорее всего, погрузят на баржу и вывезут на площадку, пригодную к взлету.
21. «Трап».
22. Крепление стабилизатора в хвостовом отсеке.
23. По Ил-14Т очень много документации, но в самолет вносилось столько изменений и правок во время эксплуатации, что порой то, что на бумаге, немного не соответствует тому, что находится под полом.
24. Буква «Т» означает "транспортный". По левому борту имеется люк, через который можно вкатить ГАЗ-69 и закрепить в салоне. Соблюдая центровку, естественно.
25. Салон самолета. Люк в полу вскрыт для доступа к электропроводке. Внутри него справа можно увидеть тросы управления.
26. Бак гидросистемы. Серые баллоны - это гидроаккумуляторы, а красные - пожаротушение.
27. Панель АЗС.
28. Блистер штурмана.
29. Вандалы очень серьезно побили приборные доски и сами приборы.
30. Сейчас их все демонтировали и приводят в порядок, а также восстанавливают проводку.
31. Приборная панель Ил-14Т в текущем состоянии.
32. Лида пылесосит самолет. За годы, прошедшие после выпуска, скопилось очень много пыли.
33. Каждый провод надо опознать и восстановить.
34. А порезали электропроводку весьма сильно.
35. Свежие вставки. Но работы ещё непочатый край.
36. Проекту нужна ваша помощь. В первую очередь нужны растущие откуда надо руки и светлые головы. Также необходимо различное оборудование. Координаты Андрея вы можете найти
тут. Я же буду периодически освещать, как идет реставрация самолета.
37. А рядом стоит Ан-26. Он в более-менее нормальном состоянии.
38. Но на замке.
39. Интересно, он отсюда когда-нибудь улетит, или его порежут?
40. А ещё есть вот такой артефакт - кабина вертолета.