Днепровский (нежил.)

Oct 20, 2016 10:02

Днепровский (нежил.) - именно так этот бывший лагерь для заключенных и заброшенный рудник подписан на топографической карте. Нежилым он стал в далеком 1955 году. А свое начало лагерь берет с лета 1941 года, когда на руднике «Днепровский» началась разработка олова. Название свое прииск «Днепровский», а вместе с ним и лагерь, получили по имени ключа - одного из притоков реки Нереги. На одном берегу стоял лагерь, а на противоположным - сопка, где и велась добыча.



Во время большого Магаданского путешествия с «ВИМ-Авиа» летом прошлого года мы посетили два старых и заброшенных лагеря. Кому-то из нашей команды хотелось посмотреть как жилось заключенным, проникнуться духом отчаяния и тленности. А меня, в первую очередь, интересовала техническая сторона добычи. Велась она рудным способом и очень хотелось посмотреть, как это было устроено.

1. Один из немногих указателей на Колымском тракте. На автомобиле из Магадана можно уехать только в Якутск. А дальше для вас открыты уже все дороги страны. Ну, почти все...


2. Наша цель - лагерь «Днепровский». Посмотрите, на старой карте отмечены бараки, вышки, какие-то строения. И рядом есть еще полосы с подписью «геол.»


3. Мицубиси Делика аккуратно въезжает в лужу.


4. А второй наш экипаж на УАЗике бодро скакал по всем ухабам и протокам.


5. Нам в целом повезло с погодой. Было тепло, дождей не было. Снег, правда был - еще не весь зимний растаял. Но, главное, не было гнуса.


6. С Колымской трассы мы съехали на полуубитую дорогу и покатили к одному из самых баянных туристических мест Магаданской области. Что, впрочем, не отменяет посещения этого места для общего развития.


7. Визитная карточка этого рудника - один из восьми промприборов. В нем и промывали касситерит - рудный минерал для получения олова.


8. Рядом находится портал штольни. Ее состояние видите сами. Увы, залезть куда-то в глубь нереально.


В этом лагере отбывал срок австрийский еврей Петр Демант, написавший «Зекамерон ХХ века». Приведу пару цитат из него для понимания процесса.

В долине работало восемь промывочных приборов. Смонтировали их быстро, только последний, восьмой, стал действовать лишь перед концом сезона. На вскрытом полигоне бульдозер толкал «пески» в глубокий бункер, оттуда по транспортерной ленте они поднимались к скрубберу - большой железной вращающейся бочке со множеством дыр и толстыми штырями внутри для измельчения поступающей смеси из камней, грязи, воды и металла. Крупные камни вылетали в отвал - нарастающую горку отмытой гальки, а мелкие частицы с потоком воды, которую подавал насос, попадали в длинную наклонную колодку, мощенную колосниками, под которыми лежали полосы сукна. Оловянный камень и песок оседали на сукне, а земля и камушки вылетали сзади из колодки. Потом осевшие шлихи собирали и снова промывали - добыча касситерита происходила по схеме золотодобычи, но, естественно, по количеству олова попадалось несоизмеримо больше.

9. Бункер, куда толкали породу.


10. Эстакада и горы пустой породы.


11. Помните карту с подписью «геол.»? Это геологоразведочные борозды которыми ближайшие сопки просто прочерчены - здесь искали золото. Его тоже нашли, но помимо его нашли и другие ценные ископаемые.


.::кликабельно::.

12. Внутри эстакады. В эти лотки сбрасывали пустую породу.


13. Отапливалось все печкой. Зимой тут запросто может быть за минус 50.


14. А руда сбрасывались вниз, грузилась на грузовики и отправлялась на обогатительную фабрику, которая была в нескольких километрах.


15. Терриконы пустой породы, промприбор и наши участники экспедиции: enia, Павел, Елена, airview и 60s_man


.::кликабельно::.

16. Приток Днепровский. Вода в июне в нем чертовски холодная.


17. Копер!!! Ошибиться было трудно. Выпрыгнув из машины я быстро иду к нему.


18. Увы, эта ямка все, что осталось от шахты. Два клетьевых подъема каких-то микроскопических размеров.


19. Остатки направляющих, по которым ездила клеть. На какую глубину был ствол, какая была система подземных выработок - никто уже не знает.


20. Пока часть команды обустраивает лагерь (а мы ночевали тут), я с единомышленниками, которым больше всех надо, лезу на сопку смотреть рудник. Честно, остатки самого лагеря не произвели на меня никакого впечатления. Бараки разрушены, угадываются холмики над фундаментами. Сохранилось пару зданий, но внутри полный дестрой. Хотя некоторые артефакты еще остались. На фотографии лестница по которой заключенные спускались к притоку, где был мост. Нам же пришлось городить его из досочек и камушков.


21. Лезем на гору. Ориентир - остатки здания компрессорной станции. Как я уже говорил, лагерь был открыт летом 1941 года. После чего, насколько я понял, он закрылся в 1944 году и снова открылся в 1949, чтобы окончательно быть расформированным в 1955. За это время полностью ручной труд немного заменили средствами механизации, но работа там была, конечно, адская.


22. Внутри тлен.


23. Остатки изоляторов.


24. Тысячи тонн пустой породы. Все это достали из горы по сути руками.


25. Съемка в июне - а еще местами лежит зимний снег.


26. Наклонная галерея «Бремсберг» с рельсами для спуска скипа к перегрузке.


27. Наверно, самый интересный артефакт - вагонетка.


28. В одном источнике нашел такие цифры:
За время существования рудника «Днепровский» - с 1941 года по 1 июля 1944 года было добыто 750 тонн металла (олова).
На 1 января 1950 года на руднике работало 1196 заключенных.
В 1949 году прииском «Днепровский» было добыто 115,4 тонны олова, в 1950 г. - 119,1 т., в 1952 г. - 133 тонны. В плане на 1952 год значилось 175 тонн олова. В 1953 году на руднике было добыто 84 тысячи тонн касситеритовой руды, в 1954 г. - 100 тысяч тонн, в 1955 г. - 165 тысяч тонн…


29. Одна из множества штолен и остатки системы подачи сжатого воздуха. Я очень хотел куда-нибудь залезть, но...


30. Все заплыло и затоплено. А состояние крепи такое, что любой чих вызовет ее обрушение. В общем, нафиг.


31. Заключенные работали в две смены, по 12 часов без выходных. Обед приносили на работу. Обед - это 0,5 литров супа (воды с черной капустой), 200 граммов каши-овсянки и 300 граммов хлеба.


32. Один из провалов. Выработки были или взорваны (непонятно, зачем), или просто обрушились.


33. Судя по площади - это могли быть рудничные дворы, но это мое предположение.


34. Вышка.


35. Охрана сидела там на своих постах так же в любую погоду. Этот рудник, кстати, самый ближний к Магадану - всего лишь 320 км.А есть еще рудники и лагеря в еще больших пердях. В целом, как мне кажется, бежать там было особо некуда.


36. Еще одна попытка проникнуть в гору.


37. Увы - вода, лед и гнилая крепь. Решаю, что ладно, хрен с подземной частью. Обидно, но быть там заваленным не хочется.


38. Сам рудник меня поразил долей ручного труда и примитивизмом техники.


39. Это в конце 40-х и в начале 50-х появилась механизация. А до этого лом, кирка и тачка.


40. Один из пунктов перегрузки породы в более крупный транспорт.


41. Собрав породу из нескольких забоев, ее увозили на промприбор для промывки...


Место посетить однозначно стоит. Кому-то будет интересны остатки быта заключенных. Кому-то вот сам рудник. Чуть дальше находится, как говорят, кладбище заключенных - там совсем сюррреалистическая картина, но мы до него не дошли.

Магаданская область, abandoned, подземелья, industrial, trip

Previous post Next post
Up