Это была не первая моя поездка на север. Несмотря на то, что я люблю теплые края, море и горы, в суровом севере с его кристально белым снегом, с удивительной природой и своей атмосферой есть что-то притягательное. А те люди, с которыми я общался и работал, только подтверждают правило, что плохой человек на севере не уживется. Там, как нигде, ценится профессионализм, дружба и взаимопомощь. Одному в тех суровых условиях не выжить.
Поэтому на Крайний Север хочется возвращаться и возвращаться. Буду честен: жить я там вряд ли бы смог - очень много холода, но приезжаю туда всегда с удовольствием.
В этот раз я снимал репортаж для Газпрома про Бованенковское месторождение. Я уже вам рассказывал про
самую северную железную дорогу, но без месторождения ее бы не было.
1. Я специально поставил первой фотографией эти красные кнопки. Во-первых, они мне понравились. Во-вторых, суровые северные условия накладывают определенные требования к надежности оборудования и его функционированию. Там огромное количество нюансов, и рассказ о них уже выходит за рамки этого материала. Так что смотрим на аварийный пульт управления. Весь контроль компьютеризирован, но ключевые моменты продублированы с аварийных пультов.
2. В диспетчерской круглосуточно дежурит вахта, которая контролирует добычу газа и его отправку на большую землю.
3. После месторождения (о нем чуть ниже) газ поступает на газовый промысел, где его очищают от примесей, чтобы потом доставить потребителям. Подробнее о цикле переработки газа вы может прочитать
в репортаже на сайте Газпрома.
4. Зимой газовый промысел покрыт снегом. Снега тут не просто много, а очень много.
5. Все въезжающие машины оборудованы искрогасителями на выхлопных трубах. Если вдруг на машине его нет, то охранник на КПП его ставит.
6. С самого утра мело, и к вечеру пурга разыгралась не на шутку.
7. Зима на Ямале продолжается 8-9 месяцев. Сильные морозы сопровождаются порывистыми ветрами, снегопадами, метелями и коротким световым днем. Вне зависимости от погодных условий месторождение должно работать.
8. Дожимная компрессорная станция. Перед отправкой газа потребителю повышают его давление.
9. А после того как газ «сожмут», он нагревается. Следовательно, его надо охладить, и для этого служат специальные градирни. Вообще, в зоне вечной мерзлоты борьба с теплом, как бы парадоксально это ни звучало, является таким же важным мероприятием, как и то, что жить и работать хочется в комфортных условиях, в тепле. Дело в том, что от тепла зданий, сооружений и оборудования может начать таять вечная мерзлота. Конечно, вся она не растает, ведь ее толщина в этой зоне достигает нескольких сот метров. Но даже пары метров растаявшего льда будет достаточно, чтобы все здание утонуло в этом болоте.
10. Про фреонные трубки и прочие хитрости я уже не раз вам рассказывал. А вот сейчас увидел необычную вещь на самой скважине. Желтые краны (на переднем фоне) предназначены для технического обслуживания и интереса в данном случае не представляют. Справа видны площадки и арматура скважин. А вот что за конструкция слева?
11. Чем не какой-то прибор повстанцев с ледяной планеты Хот? На самом деле, это устройство термостабилизации, которое охлаждает устье скважины, так как температура газа выше, чем окружающий лед. Поэтому во избежание таяния вечной мерзлоты надо делать такую хитрую конструкцию. Кстати, она не только охлаждает устье, но и намораживает дополнительный лед, укрепляя его, чтобы стабилизировать грунт на короткое лето.
12. И вне зависимости от погодных условий мастер по добыче Владимир Ульянов ежедневно приезжает на куст скважин, чтобы проверить оборудование и уровень снега. Конечно, все автоматизировано и все параметры из скважины передаются на центральный пульт, но вот, увы, удаленно убирать снег еще не получается. Все вентили должны быть очищены, а даже самое автоматизированное оборудование требует контроля.
13. К вечеру началась пурга. Это очень расстраивало, так как на следующий день был запланирован облет месторождения на вертолете, а в таких погодных условиях ловить нечего.
14. Но! Проснувшись утром, я заценил сугроб на окне, который был примерно в одну треть по высоте, и очень обрадовался синему небу, ярко-белому снегу и прекрасной погоде! Ура! Съемка будет!
15. Быстрый завтрак, собираем оборудование и едем в аэропорт. Диспетчер службы организации вахтовых перевозок Александр Биба организует вертолетное сообщение полуострова с Большой землей. Он начинал еще тогда, когда от аэропорта было одно название и маленький вагончик. Сейчас это современный комплекс, оборудованный по последнему слову техники.
16. Аэропорт заработал в октябре 2012 года, когда Ту-154М авиакомпании «ГазпромАвиа» совершил первый технический рейс и посадку на этом северном аэродроме. Сейчас, к сожалению, самолетов в расписании нет: только вертолетные перевозки.
17. Этот аэропорт - один из немногих, который был введен в эксплуатацию в современной России. Строительство аэропорта осуществлялось в три этапа: сооружение вертодрома, зимней взлетно-посадочной полосы для самолетов типа «АН-74», бетонной взлетно-посадочной полосы.
18. Воздушное сообщение сейчас организовано по пяти основным направлениям: Воркута, Надым, Сабетта, Медвежье и Харасавэй. Иногда вертолеты принимают из Салехарда и Лабытнанги. Путь от Бованенково до Большой земли занимает в среднем около 4 часов. Однако из-за неустойчивой погоды нет четкого расписания рейсов. Бывало, что рейсы откладывали на трое суток.
19. В хорошую погоду аэропорт способен принимать и отправлять до 22 вертолетов в сутки, но сложность работы диспетчеров заключается в том, что все эти воздушные суда приземляются не в течение суток, а в период 2-3 часа. Виной тому - короткие световые дни и погода, которая чаще всего портится утром и вечером.
20. За короткое время вертолет разгружается. Его заправляют, осматривают, и он снова отправляется в путь. Но сегодня у этого Ми-8 будет еще одна задача: совершить облет месторождения.
21. Длина ВПП - 2625 метров. Несмотря на то, что самолеты сейчас не летают, полоса находится в идеальном состоянии. Расчищена от снега и готова в любой момент принять воздушное судно. Поразительный порядок и дисциплина. А по-другому никак - раздолбайства север не прощает.
22. Аэропорт и полоса построены на вечной мерзлоте. Это не первый опыт такого строительства, но тут применены все новейшие материалы для термостабилизации грунта под полосой.
23.
Станция Карская самой северной железной дороги.
24. Бованенковское месторождение или просто Бованенково - самое крупное газоконденсатное месторождение полуострова Ямал. Расположено оно в восточной части полуострова, в 40 км от Карского моря. Запасы этого месторождения достигают почти 5 трлн куб. м.
25. Месторождение было открыто в 1971 году, получив своё название в честь советского геолога Вадима Бованенко. И только 23 октября 2012 года началась промышленная эксплуатация газового промысла.
26. Посмотрите, как стоят контейнеры слева - защитная стенка от снега. Кстати, за ними - река. Если присмотреться, то выше можно найти понтонный мост и буксир для его развода. Понятно, что до лета все это сковано льдом.
27. В вахтовом городке проживает около 600 газовиков. В будущем численность персонала превысит 1800 человек, а с учетом сервисных компаний составит 3000 человек. Еще около 5 тыс. подрядчиков работают над созданием инфраструктуры месторождения и вахтового поселка. Они строят новые газовые промыслы.
28. Месторождение полностью автономно. Электростанция, водозабор, очистные... В качестве топлива используется газ.
29. Промышленная разработка Бованенково позволит к 2017 году довести объем добычи газа на месторождении до 115 млрд куб. м в год, что соответствует примерно шестой части от уровня добычи газа в России в 2012 году, четверти от общего объема добычи газа Газпромом и такой же доли от годового объема потребления газа жителями страны.
30. В перспективе годовая проектная мощность месторождения может быть увеличена до 140 млрд куб. м газа. А на сегодняшний день проектная мощность Бованенково составляет 30 млрд куб. м газа в год.
31. Куст скважин с воздуха.
32. Все работают вахтовым методом. Целый месяц без выходных в графике «12 часов работы - 12 часов отдыха». Потом месяц отдыха дома - и по новой. С одной стороны, для человека, привыкшему к офису, это кажется странным, но на севере другие критерии. А почти все, с кем я общался, довольны таким графиком. Да, сложно, но другой график они для себя не представляют.
33. Через год на Бованенково предстоит ввести в эксплуатацию газовый промысел № 1 мощностью 30 млрд куб. м газа в год. А до 2018 года в планах сдать и газовый промысел № 3. Он будет ежегодно добывать еще около 30 млрд куб. м газа. К этому времени газ на месторождении будет добываться с 775 скважин. Сейчас же работает около 150.
34. Бованенково - это огромный автономный город, который все еще строится. А ведь это только одно из месторождений, найденных на Ямале.
35. В русском языке есть слово снег. Мы им обозначаем любой снег, добавляя прилагательное, которое его характеризует. А у местных коренных народов существует несколько десятков существительных, чтобы описать снег. Ведь он бывает совершенно разным.
Другое мнение.
36. Большое спасибо сотрудникам ООО «Газпром добыча Надым», ООО «Газпромтранс» и ООО «Газпромавиа» за помощь, гостеприимство и содействие при подготовке этого материала. Кстати, следующий мой репортаж будет про «ГазпромАвиа». Я провел один день в Остафьево и слетал на Ту-154М в Ямбург - посмотрел, как работает экипаж и как происходит смена вахты. Не переключайтесь!
37. В качестве посткриптума: в следующий раз надо будет на такой штуке поездить. Думаю, фото с нее будут не менее захватывающие. :)