Об революцию-1: образовательные информационные технологии

Jul 09, 2016 00:10

1. Внедрение необратимо
Год-полтора назад был у меня момент. Я готовился к какому-то непонятному выступлению, и у меня сложился образ: "смотрите, 30 лет, а то и 50 люди занимаются применением компьютеров к образованию - и всё без толку!" В смысле: "ничего не работает!". Вроде бы, всё так: как наблюдатель, а то и участник различных проектов в этой тематике могу поклясться: люди тут вообще не умнеют, а стремительно растущие технические возможности... - что технические возможности?! Главную задачу: "учить и учиться" современные программы помогают решать примерно также, как и программы 30-летней давности. А мешают её решать - вообще точно также, неотличимо. Зуб даю!

Но я не стал сразу выкладывать этот свой образ на неподготовленных слушателей, а пошёл с ним к своему товарищу и коллеге. А он мне в ответ: "да, развиваются эти самые технологии, развиваются примерно с той скоростью, с которой и можно ожидать!" Просто этот процесс идёт сравнительно медленно, но зато неизбежно и необратимо. И 30 лет - это не срок, это нормально.

2. Первый ключевой шаг пройден
Самое ключевое, что произошло в деле информационной поддержки образования в этом веке - это электронный дневник. Помогает ли он задаче "учить и учиться" - вопрос сложный и многогранный. Электронный дневник формализует часть функционала образовательного процесса, выделенную довольно странным образом, ...но не суть. Суть - это небратимость изменения. Если даже отменять теперь электронный дневник, то это будет не откат революции, а повторная революция, если хотите контр-революция.... В любом случае: процесс обучения с вводом электронного дневника изменился - точка. И, естественно, точка эта не последняя, а, скорее, первая. Дальше - будет больше.

3. Два разных занятия: внедрять и внедрить
Все эти десятилетия, которые я наблюдаю за процессом (а временами и участвую в нём), я наблюдаю людей, которые успешно внедряют информационные технологии в образование. Заметьте: глагол в форме несовершенного вида настоящего времени: внедряют! Сколько ресурсов ушло уже на внедрение электронных учебников? Всегда и везде: куча сытых довольных товарищей занимаются освоением ресурсов и внедряют, внедряют, внедряют... Но пока не внедрили. Более того, как 30 лет назад стояли какие-то сложные задачи - так они и сегодня стоят в том же самом блеске. На поляне все эти 30 лет полно молодых вьюнош с горящими глазами, которые только два месяца назад переключились в эту тематику, и через год-другой они ужо горы свернут... Смотрите: всё, что тут делали всё это время - это полный отстой, а мы вам сейчас за пару недель наваяем офигенную бета-версию... И так, собственно, все 30 лет. И эта вся мышиная возня за большие деньги - и есть необратимое развитие информационных технологий. И я почти не шучу, и, что самое, наверное, страшное, почти не грущу. Потому, что это разные задачи: "внедрять" и "внедрить" - и время для второй, очевидно, просто не пришло. Но оно придёт. Доживу ли я до этого - не знаю, просто не знаю.

4. Дальше - электронные ученики
В принципе, понятно, что будет дальше: электронные учебники. Только тема так унавожена, что в том виде, который сейчас представляется, она никому не нужна. Когда-нибудь - полагаю, уже очень скоро, если не вчера - будет первый вариант государственных электронных учебников в России. И этот вариант обречён на проклятие. Его можно смячить или усилить, с этим в принципе можно работать - но проклятие неизбежно. Когда общество осознает, что вот эта вот фитюлька - это то самое "щастье", о котором ему пели десятки лет, на котором оттопталось столько "эффективных" - ... общество будет в гневе, это неизбежно. А дальше - всё равно надо будет решать реальные задачи и делать реальные дела. (Может, непонятно: несмотря на проклятие, даже наоборот, учитывая его - я буду очень рад, когда эти первые электронные учебники в стране заработают. Это ведь дейстительно очень тяжёлый проект.)

И ведь: ну нет, нет тут совсем никакого русского контекста! Везде это происходит, везде!

5. Отступление о книгах вообще
В настоящий момент общество решительно отказывается от книжек. Потому, что книжки - это очень дорого. Когда горел ИНИОН, я ждал, кто же из "высоких" скажет: "ну и хрен с ним!". Вроде бы, сразу же не сказали - но кое-кто, спустя какое-то время, до этой мысли дошёл. И не важно, кто именно: это неизбежно. Общество очень хочет избавиться от книжек, даже когда не знает, во сколько эти книжки ему обходятся. А те, кто по долгу службы узнают - те просто звереют.

Но в то же время общество категорически не согласно прощаться с информацией, которая в этих книжках содержится. Но при этом категорически не понимает запроса на перевод всего этого богатства в электронную форму. И - чудес не бывает - информация, в том числе и ценнейшая, гибнет ежедневно. Как всегда. Я не призываю вразумлять общество, нет у меня таких возможностей, это просто глупо. Я просто обращаю внимание, что здесь строго по Гегелю мы имеем единство и борьбу противоположностей, и где-то тут будет когда-нибудь непростой переход количества в качество и закавыристое отрицание отрицания... (здесь уместны несколько строчек матом).

6. Учебники: прогноз
Наиболее вероятный среднесрочный прогноз таков: в результате нескольких последовательных попыток внедрения электронных учебников, бумажные учебники не выдержат и исчезнут. Учебные же материалы в электронной форме пойдут в мелую нарезку, и наступит частичный хаос.

В отношении этого сценария я представляю себе, какие силы могут это сделать и почему. Меня лично это не устраивает - но как раз сил, которые будут в состоянии реализовать более разумные и щадящие сценарии, я не вижу.

Обучение некоторое время будет происходить по каким-то листочкам, кусочкам, лоскуточкам, что-то в компьютере - сомнительного качества, комплектации и происхождения, у нас по-другому не бывает, что-то на бумажке, у кого-то будут в ходу "устаревшие" книжки, расползающиеся на полоски. Цветущее разнообразие. С какими-то из принципов образования - ныне вроде бы незыблемыми - придётся расстаться, они не выживут на этом празднике разнообразия.

И уж потом из этого сора всплывёт новая система, уже вся в компьютере и более или менее целостная. Лет через 50, в лучшем случае 20...

7. О мути
Заметьте: всё это совершенно отвязано от других важнейших проблем образования, от ключевой альтернативы современности. Или мы учим демократично всех сразу, или распиливаем образование на образование для элит и для оставшихся. "Мы" ведь ещё не решили, что мы тут делаем? Или - уже решили? Так вот, эти вот компьютерные аспекты не помогают и не мешают никакой из стратегий. Но зато дико усиливают муть, которая стоит вокруг проблем образования. А где муть - там паразиты, во всем присущим им букетом ароматов и последствий.

8. Почему "взорвутся" книжки-учебники?
Я знаю ответ на вопрос, почему на самом деле учебники - в том виде, в котором мы их знаем, УЖЕ приказали долго жить. И - самое смешное - этот вопрос никого не интересует. Пока не интересует - что означает, что не пришло время. Вы вот - если досюда дочитали - прочитали несколько предыдущих пунктов - а ведь они нелогичны, если не понимать, почему же бумажные учебники на самом деле обречены?

Ну так вот: формат учебника сложился тогда же, когда сложился "современный" формат книжки. А произошло это - всего-то в XIX веке, не раньше. Если вы возьмёте в руки книжку более раннюю, то легко можете найти отличия, "нестандарт" - стандартной подача материала в книге стала чуть ли не в конце XIX века. Так вот: современный учебник - это в первую очередь книжка, и то, чт в нём находится, ограничено в том числе и очень жёсткими условиями: полиграфическими возможностями конца XIX века. В компьютере этого ничего нет, поэтому материалы в компьютере существенно другие. Не только по оформлению, по форме. Подробности - по запросу.

9. Заключение
Но информационные технологии в образовании
когда-нибудь да займут
своё подобающее им
ключевое и в то же время скромное
место.

PS. Много людей, хороших и разных, работают в образовании и в информатике и стараются что-то сделать. Может, я их - да и себя чуток - облил чем-то нехорошим. Но ведь, ребята: судят-то по делам...
Да и где вы: те, кто хочет сделать дело? Приходите, поругаемся. В некоторых спорах истина рождается, я такое видел и участвовал. Приходите.
PPS. Аббревиатура "ИНИОН" в первой версии была написана с ошибкой.
Previous post Next post
Up