Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Прочитав статью об
имаме, который установил для мусульман минимальный размер махра, решил разместить здесь отрывок ответа шейха аль-Мунаджида «Облегчение выплаты махра - Сунна»:
"Шариат не ограничивает махр определённой суммой, которую нельзя превышать. Но вместе с этим шариат побуждает уменьшать махр и облегчать (его выплату).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Лучший брак - тот, который является самым лёгким (для заключения)» (Ибн Хиббан, удостоверено аль-Альбани в «Сахиху-ль-джамигь», 3300).
Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Наилучший брачный дар (т.е. махр) - это самый лёгкий (для выплаты)» (аль-Хаким, аль-Байхакы; удостоверено аль-Альбани в «Сахиху-ль-джамигь», 3279).
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мужчине, который хотел жениться:
«Найди (что-нибудь в качестве махра), даже если это будет железное кольцо» (аль-Бухари, Муслим).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, показал наилучший пример для своей уммы в этом отношении (махра), чтобы в обществе утвердились верные взгляды на сущность этих дел и среди людей распространился дух простоты и лёгкости.
Абу Дауд (2125) и ан-Насаи (3375) передали от Ибн Аббаса, что Али сказал: «Я женился на Фатыме (да будет доволен ей Аллах) и сказал: “О Посланник Аллаха, жени меня”. Он ответил: “Дай ей что-нибудь”. Я сказал: “У меня ничего нет”. Он спросил: “А где твой щит, разбивающий (мечи)?” Я ответил: “Он при мне”. Тогда он сказал: “Отдай его ей”». Удостоверено аль-Альбани, в «Сахиху-н-Насаи» (3160).
Таков был махр Фатымы, дочери Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которая будет госпожой женщин Рая.
Это подтверждает тот факт, что брачный дар в Исламе не является самоцелью.
Ибн Маджа (1887) передал, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Не переходите границ (в размерах) махра для женщин, потому как если это было бы заслугой в земном мире или признаком набожности перед Аллахом, то тогда Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, уделил бы в этом внимание для вас. Но он не дарил ни одной из своих жён и не брал ни за одну из своих дочерей больше двенадцати окий. Мужчина может увеличивать сумму брачного дара для своей жены до тех пор, пока в его душе не появится негодование к ней и он скажет: “Я привязан к тебе даже верёвкой бурдюка”».
(Сказал имам ас-Синди): «“Не переходите границ” означает: не увеличивайте чересчур размер махра. “Мужчина может увеличивать сумму брачного дара для своей жены до тех пор, пока в его душе не появится негодование к ней” означает: до тех пор, когда он начнёт ненавидеть её в душе, в то время, когда он ещё платит махр - ввиду обременительности этого (махра) для него, или тогда, когда он оценивает его размер и думает о (том, как бы это выплатить). “Он скажет: 'Я привязан к тебе даже верёвкой бурдюка'” т.е. несу перед тобой бремя долга всем, вплоть до верёвки, которой привязывают бурдюк» («Хашияту-с-Синди аля Ибни Маджа»).
Двенадцать окий равны 480 дирхемам, то есть примерно 135 серебряным риалам (134,4) Таким был махр дочерей и жён Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Шейху-ль-ислам сказал в «Маджму'у-ль-фатава», 32/184:
«Кто бы ни думал о том, чтобы поднять махр своей дочери выше махра дочерей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в то время как они были наилучшими творениями Аллаха и наилучшими женщинами миров во всех смыслах, то он - невежественный дурак. То же самое (верно) и для брачного дара матерей правоверных. Это (справедливо) даже при наличии возможностей. Что же касается бедняка и ему подобных, ему не следует дарить женщине более того, что он может позволить, чтоб выплатить его без труда».
Он также сказал в «аль-Фатава-ль-кубра»:
«Слова имама Ахмада в передаче Ханбаля поясняют, что желательно, чтобы махр составлял четыреста дирхемов. Это является правильным мнением при наличии такой возможности. Желательно выплатить эту сумму и не более».
В «Заду-ль-ма'ад» (5/178) Ибн аль-Кайим упомянул хадисы, указывающие на облегчение выплаты махра и на то, что не существует минимальной суммы махра. Затем он сказал:
«Эти хадисы доказывают, что приданое не ограничено минимальной суммой… и что завышение махра в браке порицаемо, а от его уменьшения будет благодать»" (взято
отсюда).
Добавлю к вышесказанному такой хадис:
«Поистине, благословенна та женщина, чья помолвка была лёгкой, чей махр был небольшим, и которая беременеет быстро» (Ахмад, ат-Табарани, аль-Хаким. Достоверность подтвердил аз-Захаби. См. «аль-Мустадрак»,
2/479).
Удивляет и наивность тех сестёр, которые, требуя огромный махр, хотят таким образом застраховаться от скорого развода. В условиях России никто не будет разыскивать и наказывать мужчину за невыплату махра, какой бы ни была его сумма. Самое крепкое, что способно удержать мужа «на привязи жены» - это не материальные долги, а богобоязненность и любовь ради Аллаха.
Читайте также:
Проблемы в семьях мусульман Любовь ради Аллаха И хвала Аллаху, Господу миров.