Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Известно, что Рубайиа бинт Му'аввиз аль-Ансари поведала:
"Я спросила своего мужа: «Ты (согласен) развестись со мной по моей просьбе, (забрав взамен) всё, чем я владею?» Он ответил: «Да», и я отдала ему всё, кроме своей рубахи. Он обратился для разрешения спора со мной к (халифу) Усману, и тот сказал: «У него есть право на выполнение того условия, (которое) он поставил. Тогда я отдала ему (всё, что он просил)»".
В другой версии асара сообщается, что Рубайиа отдала мужу всё, кроме своих одежды и кровати. Когда же её супруг решил судиться с ней в присутствии халифа Усмана, тот постановил: «Ты (вправе) забрать всё, вплоть до кос на её голове» («ат-Табакату-ль-кубра» Ибн Са'да,
8/329 и «ас-Сунану-ль-кубра» аль-Байхакы, 7/315).
Ибн Хаджар передал:
"Сказал Ибн Батталь: «Большинство учёных пришли к тому, что мужчина при расторжении брака по инициативе жены может забрать больше, чем он ей отдал (в форме брачного дара)». Сказал Малик: «Среди тех (учёных), которым стоит подражать, я не видел никого, кто бы запрещал это. Однако (такой поступок) не принадлежит к числу благонравных»" («Фатху-ль-Бари»,
9/397).
И вправду, когда похожая история случилась во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он спросил у женщины, требовавшей развода с мужем: «Вернёшь ли ты ему его сад (т.е. брачный дар)?» Она ответила: «Да, и могу прибавить к этому». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнёс: «Что касается прибавки, то она не нужна» (аль-Байхакы, ад-Даракутни. См. «Миркату-ль-мафатих» Али аль-Кари, 5/2144).
Читайте также:
Многожёнство в Библии и Исламе О разводе Нюансы в вопросе развода Расторжение брака со сбежавшим мужем Ребёнок после развода. У кого больше прав? Ложный и правдивый хадисы об Умаре И хвала Аллаху, Господу миров.