Нюансы в вопросе развода

Mar 03, 2018 13:36

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Ответим сегодня на некоторые популярные вопросы мусульман, которые хотят развестись со своими жёнами в соответствии с шариатом.

1. Можно ли считать свою жену возвращённой после половой близости?

Ибн Кудама говорит:

"Очевидный смысл слов аль-Хыракы означает, что возвращение (жены, которой дали неокончательный развод,) невозможно без устного заявления (мужа о том, что она возвращена)... таков мазхаб аш-Шафи'и ...и таким же было одно из двух мнений, переданных от Ахмада. Второе переданное от него мнение: то, что (муж) возвращает её посредством половой близости - независимо от того, имел он намерение вернуть её или нет; его выбрали Ибн Хамид и кады (Абу Я'ля), и об этом же говорили Са'ид бин аль-Мусайиб, аль-Хасан (аль-Басри), Ибн Сирин, Ата, Тавус, аз-Зухри, ас-Саури, аль-Ауза'и, Ибн Аби Ляйля и сторонники собственных взглядов (т.е. ханафиты). Некоторые из них сказали, что (мужчине) следует засвидетельствовать это (с помощью двух мусульман, которым оба супруга расскажут о своей близости).

Но Малик и Исхак (Ибн Рахавейх) сказали: «Это станет возвращением только тогда, когда он хотел вернуть (жену данным действием)»" («аль-Мугни», 7/403).

Эта третья позиция и является самой правильной, как сказал шейх Ибн Усеймин:

«Мнение о том, что возвращение (жены) посредством половой близости невозможно без намерения (мужа) вернуть её, наиболее верно, и его выбрал шейху-ль-ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах - потому что близость (с женой)... ради простого удовлетворения похоти не указывает на (желание мужчины) вернуть её» («аш-Шарху-ль-мумтигь», 13/189).

Но самый разумный вариант - тот, при котором мужчина сначала говорит жене о том, что она возвращена, а потом возобновляет супружескую жизнь.

2. Может ли муж после возвращения жены снова дать ей три развода?

«В первом случае, когда она (после развода) вступила в брак с другим (мужчиной), но он причинил ей горе, и она вновь вышла замуж за первого, это возвращает его к (положению), когда он (может дать жене) три развода по единогласному мнению всех обладателей знания, о чём сказал Ибн Мунзир. Во втором случае, когда он дал ей (один или два) развода без третьего, затем она вернулась к нему посредством установленного возвращения (в период идды) или нового брака, не выйдя замуж за другого, он приходит к тому состоянию, в котором находился после (неокончательного) развода - без каких-нибудь разногласий (учёных), о которых мы бы знали» («аль-Мугни», 7/388).

Иначе говоря, возвращение жены не аннулирует предыдущие разводы - если только они не воссоединились после того, как женщина пожила в законном браке с другим мужчиной.

3. Должна ли жена после третьего развода выжидать срок идды, если муж до этого вернул её и вступил с ней в половую близость?

«Если мужчина развёлся со своей женой таким разводом, после которого он не вправе её вернуть, то он не обязан ни предоставлять ей жильё, ни тратить на неё свои средства - кроме тех случаев, когда она беременна. В целом, если мужчина окончательно расстался со своей женой - или дал ей третий развод, или развёлся с ней по её же просьбе, или их брак был расторгнут (судьёй против воли мужчины), а она оказалась беременна, то ему следует содержать её и предоставить жилище по единогласному решению обладателей знания» («аль-Мугни», 8/185).

Доказательством последнего служат слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые он сказал Фатыме бинт Кайс после окончательного развода с Абу Амром бин Хафсом:

«(Он) не должен содержать тебя, если ты не беременна» (Абу Дауд, Ахмад. Хадис достоверен. См. «Ирвау-ль-галиль» аль-Альбани, 7/228-229).

4. Если муж дал жене один или два развода, после чего истёк срок идды, а он так и не решил, что с ней делать - будет она разведена или нет?

Шейх Ибн Баз ответил на это:

«Если он дал ей один развод, то вправе вернуть её до тех пор, пока не вышел срок ожидания (идды), который для тех женщин, у которых ещё не прекратились месячные, длится три менструальных цикла - даже если это составит несколько месяцев... Если же она не беременна и у неё нет месячных - в силу её пожилого или юного возраста, при котором менструации невозможны, то тогда этот срок длится три месяца (по лунному календарю). Если три месяца со времени развода истекли, то он не может вернуть её иначе, как заключив новый брак... с новой свадьбой, новым брачным даром и двумя правдивыми свидетелями, которые присутствуют при этом - подобно тому как (берут в жёны) чужих женщин» («Фатава нурун аля-д-дарб», 22/313-314).

Таким образом, после окончания идды женщина становится запретна для мужчины, который ни словом, ни действием не захотел вернуть её себе - даже если он и не дал ей вслух третьего развода. Сойтись вновь они оба смогут лишь после того, как эта женщина разведётся с другим мужем и вспомнит о первом супруге.

Читайте также:

Ребёнок после развода
Расторжение брака со сбежавшим мужем
Ещё о браках с неверными
Ложный и правдивый хадисы об Умаре

И хвала Аллаху, Господу миров.

Семья в Исламе, Фикх

Previous post Next post
Up