Разрешена ли ложь в Исламе?

Aug 25, 2017 20:28

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Христианские, рафидитские и прочие враги Ислама, пытаясь внушить недоверие к суннитским учёным и проповедникам, иногда цитируют следующий хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Всякая ложь греховна, кроме той, которой ты можешь принести верующему пользу или защитить ею религию» (в другой версии: «уберечься ею от дурного поступка»; ат-Табарани).

По их мнению, из этого хадиса напрашивается вывод, что учёные Сунны могут давать ложные фетвы ради всеобщего блага мусульман.

Что касается самого хадиса, то имам аль-Хайсами сказал:

"Его передал ат-Табарани в «аль-Авсат» по пути (цепочке) от Мухаммада бин Кясира, (рассказавшего это) со слов Джабира аль-Джу'фи; они оба являются весьма ненадёжными" («Маджма'у-з-заваид», 8/149).

В другом его варианте, переданном аль-Баззаром, говорится:

«Ложь будет записана (в свитке грехов), кроме той, которую мусульманин использовал во благо себе или защитился ею от вреда».

Иснад второго хадиса тоже слабый, как разъяснил аль-Хайсами:

«В нём присутствуют Ришдин и другие из числа ненадёжных передатчиков» («Маджма'у-з-заваид», 8/81).

Поэтому аль-Альбани внёс этот хадис в свой сборник слабых и вымышленных преданий (см. «ас-Сильсиляту-д-да'ифа», 5/192-193).

Если же говорить о его смысле, то в достоверных суннитских книгах встречаются похожие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Не является лжецом тот, кто исправляет (взаимоотношения) между людьми, прибавляя благое или говоря благое» (аль-Бухари, Муслим),

означающие, что для примирения двух или нескольких людей иногда разрешается немного искажать их фразы друг о друге. Как прокомментировал имам Абу Сулейман аль-Хаттаби:

«Ложь в примирении двоих (означает, что) некто, (донося слова) от одного из них его товарищу, прибавляет хорошее и доносит их красиво, даже если он и не слышал этого, желая тем самым примирения» («Шарху-с-сунна» аль-Багави, 13/119).

Имам ас-Саффарини сказал:

«Или же он, услышав от (одного из поссорившихся) неприятные слова (в адрес другого), заменил их благими (речами, якобы услышанными) от того. Ведь если бы он воздержался от этого, то пререкания между ними бы только возросли и вспыхнула вражда» («Газау-ль-альбаб фи шархи манзумати-ль-адаб», 1/140).

И разумеется, что упомянутый хадис ни в коей мере не оправдывает тех, кто осознанно лжёт на Аллаха и Его религию, дабы избежать ссоры и раскола между старыми друзьями.

Читайте также:

О постепенности в призыве
Сокрытие некоторых элементов Ислама
Какие знания скрывали сахабы?
Без обмана!
О тайнах
Об обетах

И хвала Аллаху, Господу миров.

Ответ критикам Ислама, Красоты Ислама, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up