Об учёных Ислама

Dec 07, 2013 17:51

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Закономерный вопрос, который мог прийти в голову некоторым читателям статей Ещё об Истине и лжи и Что поможет человеку спастись? - а почему мы сегодня должны доверять тем людям, кого вы называете исламскими учёными? Где гарантия того, что они (или их предшественники) не сговорились между собой о том, чтобы исказить религию Аллаха?

Во-первых, повторю то, о чём я уже писал (см. Путь Истины) - Аллах и Его Посланник пообещали нам, что Он не оставит умму Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) без путеводных звёзд, какими являются праведные учёные Ислама. Во-вторых, со времён сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и по сей день люди становятся учёными не по своей воле, а благодаря положительным оценкам праведных мусульман предыдущего поколения, как говорил имам аш-Шатыби:

«Тот, о ком учёные не сказали, что он учёный, не является таковым до тех пор, пока учёные не засвидетельствуют о нём, что он учёный!» («аль-И’тисам», 2/738).

Т.е. он обязан получить добро на это занятие от большинства уже признанных улемов, которые знакомы с ним. И наконец, самое важное - все улемы свободны и независимы друг от друга в своём иджтиха́де (т.е. принятии решений по религиозным вопросам). Никто из них не вправе принудить других всегда и во всём соглашаться с его фетвами:

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными покровителями, помимо Него» (Коран, 7:3).

И ни один учёный Ислама не потеряет свой статус до тех пор, пока большинство современных ему улемов не выступят против его идей (опять же, независимо друг от друга). Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, моя община не объединится на заблуждении, а если вы увидите разногласия, то вам (надлежит примкнуть) к самой огромной толпе (т.е. к большинству учёных)!» (ат-Табарани).

В другом варианте хадиса передаётся, что его спросили: «О Посланник Аллаха, а кто такие эта огромная толпа?» На что он ответил: «Это те, кто следует тому, на чём был я и мои сподвижники».

Абу Галиб сообщил, что Абу Умама сказал:

«Эта умма разделится на 73 течения и все они в Огне, кроме огромной толпы» (Ибн Аби Асым в «ас-Сунна», 1/34; аль-Байхакы и ат-Табарани. аль-Хайсами в общем удостоверил это предание. См. «Маджма'у-з-заваид», 7/258-259).

Исхак Ибн Рахавайх говорил:

"Если ты спросишь невежд об огромной толпе, то они скажут: «Это сообщество людей!» Но они не знают, что сообщество [«аль-джама’а»] - это учёный, следующий по пути Пророка (мир ему и благословение Аллаха)! И тот, кто с ним, тот входит в сообщество, а тот, кто противоречит ему, тот и оставил сообщество!" (Абу Ну’айм в «аль-Хилья», 9/239). См. также Вкратце о сектах Ислама.

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, завещал нам:

«Никогда моя умма не объединится на заблуждении, и вам надлежит быть с единым сообществом мусульман, ведь, поистине, рука Аллаха пребывает над этим сообществом» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хаким, ат-Табарани. Имам аз-Захаби и Ибн Хаджар в общем подтвердили достоверность. См. «аль-Мустадрак», 1/160-164 и «ат-Тальхысу-ль-хабир», 3/295).

Комментарии Али аль-Кари:

«Хадис указывает на то, что единая позиция мусульман - это Истина, подразумевая единогласное мнение учёных. Единогласное же мнение простолюдинов не является примером, потому что оно не опирается на знание» («Миркату-ль-мафатих», 1/260).

Итак, учёные Ислама не составляют какую-то единую централизованную партию, орден или касту по примеру церковных институтов христианского духовенства. И фетва любого муфтия, каким бы авторитетным он ни был, не является примером для других, если она не подкреплена доводами из Корана, Сунны или не повторяет единогласного мнения предыдущих учёных. Наконец, в мирских делах этот статус ничего не гарантирует: муфтий - это не какая придворная должность, дающая права на казённую зарплату, поместье и т.д. (хотя у многих заблудших сект, сросшихся с вертикалью власти, дела обстоят именно так) Поэтому среди великих имамов нашей уммы было немало тех, кто прошёл через тюрьму или погиб от рук тиранов - но они не потеряли авторитета в глазах их учёных современников. В таких условиях нет никакой возможности для тайного сговора с целью исказить шариат Аллаха.

И хвала Аллаху, Господу миров.

Почему Ислам?, Грехи и заблуждения мусульман, Ответ критикам Ислама, Предсказания пророков, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up