Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, мир и благословение Его наилучшему творению и господину посланников Мухаммаду.
Основой Ислама является шахада, т.е. свидетельство веры: «Ля иляха илля-ллах, Мухаммад расулюллах» (наиболее краткая форма). Мусульманином является только тот, кто произносит эту фразу по-арабски (т.е. в оригинале) и искренне верит в каждую её букву и то, что за ней стоит. Её смысловой перевод звучит так: «Нет никакого бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха».
Как видим, шахада состоит из двух половин, которые одинаково важны. Человек, отрицающий любую из этих половин, выходит из Ислама, пусть он хоть трижды считает себя мусульманином. Напротив, тот, кто признал шахаду языком и сердцем, принял Ислам, даже если ему слово «мусульманин» пока неизвестно (хотя это маловероятно).
Давайте глубже разберёмся в смысле этих слов. Первая половина шахады требует от нас признать, что мы не только верим в единого Бога (Аллаха), но и ни с кем Его не равняем, как об этом сказано в Коране:
«Не равняйте никого с Аллахом, зная (что они не равны)» (Коран, 2:22).
То есть никто, кроме Аллаха, не обладает возможностью и правом сотворить вещь из ничего, придать ей форму без наглядного примера и прообраза, установить законы её бытия и предопределить её судьбу. Аллаху принадлежат абсолютные знание и мудрость, власть и могущество, тогда как у всех остальных эти способности ограничены (или вообще отсутствуют). Он не похож на творения и свободен от любых недостатков. И наконец, только от Него в полной мере зависят и только Ему обязаны безраздельно подчиняться все существа - а друг другу они подчиняются лишь в той мере, в какой Он им дозволил. При этом подчиняться Аллаху ничуть не унизительно, ибо Он лучше всех нас знает, что нам навредит, а что принесёт пользу. И Свои законы Премудрый и Всевышний Творец установил не с целью стеснить и унизить рабов, а с целью обезопасить их и вознаградить тех из них, которые были послушны Ему:
«Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены» (Коран, 2:38).
Поэтому истинно верующий человек, понимая всё это, торопится к повиновению приказам и запретам Аллаха не только и не столько ради личной выгоды, сколько от любви к Нему:
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (Коран, 2:165).
Из этих слов Аллаха мы понимаем ещё и то, что нам, людям, Он дал свободу выбора между повиновением и ослушанием, верой и неверием. Творец не заложил в нас Свои законы на уровне инстинктов - человек сам должен познать и принять Его шариат (законодательство) разумом и сердцем.
Тут мы подошли ко второй части шахады: «Мухаммад - посланник Аллаха». Каким образом Аллах может даровать человечеству верное руководство, за которым мы должны последовать? Ответ на этот вопрос мы находим в том же Коране:
«Люди были единой общиной (верующих), и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чём разошлись (их убеждения, после того как они были едины)» (Коран, 2:213).
Итак, Аллах избирает среди живущих на земле людей (точнее, мужчин) тех, кому Он поручает функцию пророков. От них и только от них мы можем узнать, кто такой Аллах и какие у нас перед Ним есть обязанности. Кроме этого, только пророки могут поведать нам ту или иную часть сокровенных знаний - о далёком прошлом, о грядущих событиях, о невидимом мире (ангелы и джинны, Рай и Ад). Никакие научные исследования и эксперименты не откроют эти знания тому, кто не верит словам пророков:
«Он - Ведающий тайное, и Он не открывает Своего тайного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен и приставляет к ним сзади и спереди стражей, чтобы знать, что они донесли послания их Господа» (Коран, 72:26-28).
Эти и подобные им аяты из Книги Аллаха предостерегают нас от того, чтобы верить тем людям, которые рассуждают о Боге и Его законах, о загробной жизни, о сотворении человечества и т.д., идя наперекор божественным писаниям и словам пророков. Сами они даром пророчества не обладают и обладать не могут:
«Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужей, а посланник Аллаха и печать пророков (последний из пророков)» (Коран, 33:40);
«Скажи (, Мухаммад): “Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, тогда и Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи!”» (Коран, 3:31).
Таким образом, после Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) ни один человек не будет получать от Аллаха такие откровения, которые содержат новые законы шариата, или такие сокровенные знания, каких не было даже у последнего посланника (например, о времени наступления Судного Дня). А из второго аята мы понимаем ещё и то, что не могут по-настоящему любить Аллаха те люди, которые не желают идти путём Его пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), ибо он был послан ко всему человечеству. И неважно то, что некоторые из них беспрерывно говорят о любви к Богу и повиновении Ему - Аллах не любит этих людей, не одобряет образ их жизни и не принимает их дела (которые сами они считают поклонением).
Заметим, что всё сказанное относится не только к кяфирам (немусульманам), открыто отрицающим Коран и пророчество Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). За 14 веков во многих странах Ислама шариат Аллаха тоже изрядно перемешали с ложью и неисламскими традициями - так, что неграмотный человек сегодня может подумать, будто каждый мусульманский народ имеет «свой местный Ислам». Уже появились выражения: «татарский Ислам», «турецкий Ислам», «кавказский Ислам», «иранский Ислам» и пр. А ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был один и Откровение, дарованное ему свыше, тоже одно. И ни один человек на Земле не вправе преступать либо вовсе отрицать Божьи законы, оправдываясь тем, что «у нас здесь так принято» или «сегодня все так живут».
«Ты (, Мухаммад,) не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (Коран, 6:159).
Судите сами: разве будет, к примеру, американское правительство терпеть какое-то индейское племя, грубо нарушающее законы США, если те ответят, что «мы всего лишь соблюдаем местные обычаи»? Разве оно примет оправдания какого-то преступника, который скажет, что он неверно понял американскую конституцию (хотя мог спросить у знающих людей)? Конечно, Аллах намного терпеливее и милосерднее, чем власти США, но с другой стороны, Он имеет гораздо больше прав на то, что наказать преступников, творящих нечестие на Его земле, чем все президенты и монархи, вместе взятые:
«Его не спросят за то, что Он совершает, а они (люди) будут спрошены» (Коран, 21:23).
Религия Аллаха не преследует цели стереть все различия между людьми и сделать их совершенно одинаковыми. Однако есть чёткие шариатские границы дозволенного и запретного, которые обязан соблюдать каждый мусульманин (да и вообще каждый человек), независимо от того, где и когда он живёт, на каком языке говорит и чем занимается. Чтобы мы не забывали об этих границах и не меняли их по своему усмотрению, Аллах, во-первых, внушил людям записать священные тексты Корана и Сунны (Сунна - «обычаи» Пророка, образ его жизни) на бумаге и сохранять эти книги:
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание и Мы оберегаем его» (Коран, 15:9).
Во-вторых, что ещё более важно, Аллах обещал посылать к нашей умме праведных улемов - исламских учёных, которые не просто знают в совершенстве Коран и Сунну, но и понимают их в целом так же, как понимали Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и праведные халифы (хотя отдельные учёные в каких-то вопросах могут ошибаться):
«Мы до тебя отправляли посланниками только мужей, которым внушали откровение. Спросите обладателей Напоминания, если сами не знаете» (Коран, 16:43).
Также, когда однажды у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) попросили наставления, он ответил:
«Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров, и поэтому вам следует держаться за мою Сунну и Сунну праведных халифов, ведомых верным путём, вцепиться в неё коренными зубами и избегать новшеств, ибо, поистине, каждое нововведение есть заблуждение!» (передали Абу Дауд и ат-Тирмизи от Абу Наджиха бин Сарийи).
«Вцепиться зубами» в пророческую Сунну мы можем только одним способом: ухватиться за праведных учёных, несущих людям знания о ней. Как нам распознать их и отделить от лжеучёных? Ну во-первых, мы сами должны быть хоть немного знакомы с Кораном и общей биографией Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Как говорил выдающий хадисовед Мухаммад аль-Бухари: «Знания прежде слов и дел».
Во-вторых, нужно почаще взывать к Аллаху с мольбами о верном руководстве и неуклонно выполнять из шариата то, в чём мы уверены (например, пятикратный намаз). Именно такой совет дал одному из мусульман благородный Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Я уверовал в Аллаха”, а потом придерживайся прямоты» (передал Муслим от Абу Амра бин Абдилля ас-Сакафи).
В-третьих, объективно сравнивать разных проповедников по уровню их знаний и набожности (т.е. насколько они сами соответствуют тому, к чему призывают):
«Религия твоя! Религия твоя! Поистине - она твоя плоть и кровь! Так смотри же, от кого ты берёшь свою религию!» (слова Абдуллы бин Умара, одного из сподвижников Пророка и первых крупных знатоков хадисов).
Наконец, сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подсказал нам, где на земле Аллаха находится источник подлинных знаний. В «Сахихе» аль-Бухари - самом достоверном и уважаемом в мусульманском мире сборнике хадисов есть целый раздел под названием «Книга о достоинствах Медины», где, в частности, сказано следующее:
«Медина является заповедной от горы Аир до такого-то места, и тот, кто совершит в ней грех или предоставит убежище содеявшему грех, будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми, и не будет принято от него ни обязательное, ни дополнительное» (аль-Бухари, 1870);
«Поистине, вся вера вернётся в Медину (к концу времён) подобно тому, как змея возвращается в свою нору (в случае опасности)» (аль-Бухари, 1876);
«Кто бы ни совершил дурное против жителей Медины, он обязательно расплавится подобно тому, как соль растворяется в воде» (аль-Бухари, 1877);
«Медина подобна кузнечному меху, ибо она отвергает то нечистое, что в ней есть, а благое в ней ярко сияет» (аль-Бухари, 1883);
«О Аллах, ниспошли Медине вдвое больше благодати, чем Ты ниспослал её Мекке!» (аль-Бухари, 1885).
И мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он показал нам Истину в виде Истины и помог следовать ей, а Ложь показал в виде Лжи и помог нам отдалиться от неё. И да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.