Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Насчёт тех случаев, когда человек подходит к покойнику и просит на понятном тому языке, чтобы он взмолился Аллаху, некоторые из поздних учёных высказали мнение, что это не ширк, а всего лишь ересь, не выводящая из Ислама. К примеру, Ибн Усеймин в одной из фетв
ясно назвал такой поступок малым ширком, а шейх Абду-р-Рахман аль-Баррак
считал это ширком лишь тогда, когда человек, просящий мертвеца, находится далеко от его могилы.
Это же мнение мы находим и в фетвах Ибн Таймии:
"В Коране есть много примеров этого, где Аллах запрещает взывать с мольбами к кому-то помимо Аллаха, будь это ангелы, пророки или иные (идолы). Поистине, это является многобожием либо средством, ведущим к нему... Если кто-то увидел пророка или одного из ангелов и сказал ему: «Помолись за меня (Аллаху)», то это не приведёт его к многобожию - вопреки тем, кто зовёт (ангела или пророка) в отсутствие того; такие действия подталкивают к многобожию, как это и происходит на деле" («Маджму'у-ль-фатава», 1/179).
В другом месте он чётко разделил поклонение самим мертвецам и просьбы о том, чтобы они ходатайствовали перед Аллахом за какого-то человека:
"В этой теме есть три степени (заблуждения). Первая степень: взывать к кому-нибудь, кроме Аллаха, мёртвому или отсутствующему, будь он из числа пророков, праведников или кого-то ещё, говоря при этом: «О мой господин такой-то, спаси меня», или «Я прибегаю к тебе за защитой», или «Я прошу спасения у тебя», или «Помоги мне против моего врага» и тому подобное. Это есть придание Аллаху равных (ширк).
<...>
Вторая степень: это когда мёртвому или отсутствующему из числа пророков и праведников говорят: «Помолись за меня Аллаху» или «Помолись за нас твоему Господу» или «Попроси для нас у Аллаха» - как говорят христиане, обращаясь к Марьям и другим.
Любой учёный тоже не сомневается, что это не разрешено и входит в число нововведений, которые не делал никто из предков этой уммы" («Маджму'у-ль-фатава»,
1/350-352).
Однако наиболее правильно считать большим многобожием любые просьбы, адресованные мертвецам, ибо Сам Аллах предупредил нас:
«Когда вы взываете к ним, они не слышат ваших мольб, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. А в День воскресения они отвергнут ваше многобожие» (Коран, 35:14).
К этому выводу в итоге (ин-ша Аллах) пришёл и Шейху-ль-ислам, задав риторический вопрос:
«Если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил (мусульманам) намаз возле могил, который содержит в себе мольбы, обращённые к единственному Аллаху - дабы это не привело их к одному из видов многобожия (в поклонении) их Господу, то как (может быть дозволенным) то, что само по себе является разновидностью многобожия в стремлении приблизиться к (покойникам), будь это просьбы об удовлетворении нужд и избавлении от горестей, адресованные им самим, или просьбы о том, чтобы они воззвали с этим ко Всевышнему Аллаху?» («Иктидау-с-сыраты-ль-мустакым»,
2/304-305).
Читайте также:
Доводы могилопоклонников Ширк как душевная болезнь Культ замечательных людей Культ идолов. Почему в них верят? Иисус о единобожии (отрывки из нагорной проповеди) Связь между верой в имена и атрибуты Аллаха и поклонением Ему И да благословит Аллах Мухаммада, его семью и сподвижников.