Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Известно, что имам аш-Шафи'и говорил:
"У Аллаха есть имена и атрибуты, и никому не дозволено отвергать их. Тот же, кто будет противоречить этому после того, как ему был предоставлен довод, станет неверным. А до предоставления довода он может быть оправдан своим невежеством, поскольку знание об этом невозможно постичь одним только разумом и размышлением. Мы подтверждаем эти атрибуты и отрицаем уподобление (Аллаха Его рабам) так же, как (Сам Аллах) отрицает это в отношении Себя, сказав: «Нет ничего подобного Ему»".
Передали Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Фатху-ль-Бари» (
13/407) и Ибн Аби Я'ля в «Табакату-ль-ханабиля» (
1/283-284). Похожие слова аш-Шафи'и приводит и аз-Захаби в «ас-Сияр» (20/341).
Из этих слов великого имама мы делаем следующие выводы:
1. Любая попытка истолковать качества Аллаха на основе собственного разума, в отрыве от шариатских текстов и понимания саляфов является заблуждением. Именно в эту ересь впали ашариты и другие сектанты-философы, рассуждающие о том, что Аллах, дескать, «не может» передвигаться, разговаривать с людьми понятной для них речью и т.д. - просто потому, что их больной сектантский рассудок отказывается принимать упомянутые вещи.
2. Человек, в целом признающий Коран и пророчество Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), но отрицающий некоторые атрибуты нашего Господа, остаётся для нас мусульманином до тех пор, пока учёные не объявят его вероотступником (об исключениях читайте
здесь).
3. Аллах не описал Себя и Свои творения бессмысленными фразами, которые недоступны для человеческого восприятия. Об этом Он прямо говорит во многих священных аятах:
«Оно (Писание) ниспослано на ясном арабском языке» (26:195);
«…является Писанием, аяты которого разъяснены в виде Корана на арабском языке для людей знающих» (41:3);
«Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его» (12:2);
«Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь» (43:3)
и т.д. Всё это на корню разбивает домыслы муфаввидов, полагающих, что человек в принципе неспособен понять те аяты и хадисы, где сказано об атрибутах нашего Господа. Вот пример того, как ранние имамы отвечали на вопрос о нисхождении Аллаха:
"От Зухайра бин Убады передаётся, что он сказал: «Все шейхи, которых я застал - Малик, Суфьян, Фудайль бин Ияд, Иса, Ибн аль-Мубарак и Вакиа - говорили о том, что нисхождение (Аллаха) есть истина».
Ибн Ваддах сказал: «Я спросил Юсуфа бин Ади о нисхождении (Аллаха), и он ответил: “Да, я подтверждаю это и не ограничиваю никакими рамками (т.е. не уточняю смысл)”. И я спросил об этом Ибн Ма'ина, и он сказал: “Да, я подтверждаю это и не ограничиваю никакими рамками”»" («Усулю-с-сунна» Ибн Аби Заманайна,
стр. 113).
А Ибн Хузейма, один из крупнейших шафиитских учёных 3-4 веков хиджры, говорил:
«Кто не признаёт, что Всевышний Аллах находится над Своим Троном, вознесясь выше семи небес, и отделён от Своих творений, тот неверный, от которого требуют покаяние» (сообщили аль-Хаким в «Ма'рифату улюми-ль-хадис»,
стр. 125; аз-Захаби в «аль-'Улювв»,
стр. 207; ас-Сабуни в «Акыдату-с-саляфи ва асхаби-ль-хадис», стр. 187 и др.).
Читайте также:
Имамы Сунны об ашаризме Ашариты против имамов Сунны Двойные стандарты ашаритов Ещё об ашаритских подлогах Ложные аргументы ашаритов О тафвиде И хвала Аллаху, Господу миров.