Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В книгах ашаритов часто встречаются следующие фразы, ложно приписанные имаму аш-Шафи'и:
«Поистине, Всевышний был, и не было места. Он создал место, а Сам Он безначален, каким был и до сотворения места. И нельзя применять к Нему понятие изменения - ни в Его сущности, ни в Его качествах» (см, например, «Итхафу-с-садати-ль-муттакын» аз-Забиди,
2/24).
Однако это изречение не имеет никакого иснада (ссылки на передатчиков) и потому не заслуживает нашего доверия. Достоверное же мнение аш-Шафи'и в этом вопросе таково:
«Высказывание о Сунне, на котором стою я, и застал на этом наших соратников из числа знатоков хадисов, которых я видел и у которых брал (знания), например, Суфьян, Малик и другие, есть утверждение свидетельства, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха; что Всевышний Аллах находится на Своём троне на небе, приближаясь к Своим творениям так, как пожелает, и что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо так, как пожелает» («Исбату сыфати-ль-'улювв» Ибн Кудамы,
стр. 180-181; «аль-'Улювву ли-ль-'Алийи-ль-Гаффар» аз-Захаби,
1/165 и «Иджтима'у-ль-джуюши-ль-ислямийя» Ибн аль-Кайима, 1/165).
Ашариты отвергают это сообщение, ссылаясь на то, что в его иснаде присутствует шейху-ль-ислам Али аль-Хаккяри, которого большинство имамов назвали ненадёжным рассказчиком. Однако в то же время никто не считал его заблудшим антропоморфистом; напротив, о его набожности и поклонении все современники отзывались с похвалой, как передал Ибн Хаджар:
«О нём говорили, что он - шейху-ль-ислам, который уединялся для повиновения Аллаху в горах, строил странноприимные дома в разных местах для бедняков, много поклонялся (Господу), был прекрасным аскетом, чистым в намерениях, и пользовался почётом» («Лисану-ль-мизан»,
4/195; см. также «Сияру а'лями-н-нубаля» аз-Захаби, 19/68).
Ложные высказывания сектанты распространяют и от имени Абу Ханифы (да помилует его Аллах):
«Аллаха Всевышнего увидят в будущей жизни. Его верующие увидят в Раю воочию, без уподобления и численного ограничения, и между Ним и Его созданиями не может быть расстояния» (
источник).
"Если кто-то спросит: «Где Аллах?» - то пусть ему ответят: «Был Аллах Всевышний, и не было места до того, как Он создал все творения. Был Аллах Всевышний, и не было понятия “где”, не было творений, не было ничего. И Он - творец каждой вещи»" (
источник).
Эти фразы взяты из книг «аль-Фикху-ль-акбар» и «аль-Фикху-ль-абсат», но кто является их подлинным автором? Предоставим слово знатоку ханафитского мазхаба из ЮАР Сухайлу Тармахомеду:
"Путаница, вероятно, возникает от того, что существуют две книги с названием «аль-Фикху-ль-акбар». Одна из них - это известный труд, переданный Хаммадом, сыном имама Абу Ханифы. Это та самая книга, которую мы обсуждали выше. <...>
Авторство второй книги с тем же названием «аль-Фикху-ль-акбар» также приписывается имаму Абу Ханифе, но через передатчика Абу-ль-Мутыа аль-Бальхы. Этот «аль-Фикху-ль-акбар» чуть более сжат по сравнению с другим. У алимов (учёных Ислама - rm) есть сомнения по поводу того, что данный «аль-Фикху-ль-акбар» является книгой имама Абу Ханифы из-за передатчика Абу-ль-Мутыа аль-Бальхы. Многие учёные по хадисам считали его «кязза́б» (лжецом), поэтому к его словам относятся скептически.
Многие алимы также постановили, что книга «аль-Фикху-ль-абсат» неправильно приписывается перу имама Абу Ханифы из-за того, что она передана Абу-ль-Мутыа аль-Бальхы. Они считают, что это труд самого Абу-ль-Мутыа аль-Бальхы.
Если цепочка передатчиков слаба (как в случае с «аль-Фикху-ль-абсат» и вторым «аль-Фикху-ль-акбар», о которых я говорил), будет неправильным приписывать авторство имаму Абу Ханифе с абсолютной в том уверенностью. Самое большее, на что можно отважиться, - это сказать, что, быть может, это труд имама Абу Ханифы, а, быть может, и нет, и оставить это Аллаху" (полностью
здесь).
Когда Ахмада Ибн Ханбаля спросили об аль-Бальхы, он ответил:
"Не стоит передавать от него что-либо, ибо о нём рассказали, что он говорил: «Рай и Огонь были сотворены, и в будущем они оба исчезнут». Это - слова Джахма (бин Сафвана), и от (такого человека) ничего не передают" («аль-'Илялю ва ма'рифату-р-риджаль»,
3/299. Также о заблуждениях этого человека высказались и другие имамы; см. «Лисану-ль-мизан»,
2/334-336).
А вот что сообщил об Абу Ханифе имам аль-Байхакы: известно, что Абу Ханифа сказал: «Поистине, Аллах, благословен Он и высок, находится на небе, а не на земле». Тогда один человек его спросил: "А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были» (Коран, 57:4)?" Абу Ханифа ответил: "Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», - однако ты (на самом деле) отсутствуешь" («аль-Асмау ва-с-сыфат»,
2/442).
Эти слова Абу Ханифы передал его ученик по имени Нух бин Аби Марьям, которого улемы тоже считают ненадёжным, однако при этом никто не обвинял его в антропоморфизме (см. «Тахзибу-т-тахзиб» Ибн Хаджара,
10/486-489)! Даже если ашариты и матуридиты не хотят принимать от имамов Абу Ханифы и аш-Шафи'и ничего, что разрушает их картину мира, то что они будут делать со всеми учёными первых веков хиджры, которые не просто принимали эти изречения, но строили на них свои религиозные взгляды? И закончу цитатой из книги Ибн Кудамы:
"Итак, истина в этом вопросе очевидна - за что (мы) восхваляем Аллаха - благодаря несомненным доводам, красивым аятам и сообщениям, переданным через множество путей, благодаря единогласному мнению сподвижников, о котором они упомянули в своих стихах и прозаичных речах, и благодаря высказываниям имамов и простых мусульман. <...> И не противоречит этому никто, кроме еретика, фанатичного в своей ереси, либо искушённого (невежды), вводящего в заблуждение (других). Первым, кто стал противоречить тому, что мы узнали, был Джахм бин Сафван. <...> Но даже джахмиты вынуждены согласиться с приверженцами Ислама относительно поднятия рук в мольбе, ожидания радости (или утешения) с небес, (произнесения) слов «Пречист мой Всевышний Господь» и чтения тех слов Аллаха, которые указывают на это (Его возвышенность)" («Исбату сыфати-ль-'улювв», стр. 191).
Читайте также:
Доверяй, но проверяй! О «вездесущности» Аллаха Усложняющие религию Ложные аргументы суфиев И хвала Аллаху, Господу миров.