Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Оригинал читайте
здесь.
"В мире происходит психоаналитическая революция, которая, так или иначе, касается всех сторон как личной, так и общественной жизни. Но наше привычное российское сознание часто не позволяет нам вести разговор на политические и общественные темы, обращаясь к психоаналитике. В силу национальных культурных традиций и отсутствия специального общедоступного языка мы стыдливо избегаем психологических объяснений тех жизненных явлений, которые нас захлестнули в последнее время. И это со всей очевидностью мешает нам видеть и разумно оценивать текущие политические процессы, недвусмысленно и рационально понимать современную государственную политику. Остановимся для примера на весьма распространённом качестве человеческого характера, каким является нарциссизм.
Нарциссизм (нарциссомания) - это когда любят себя. Если брать крайние случаи, ничем хорошим ни в малом, ни в большом такая любовь не кончается. Греческий миф повествует о прекрасном Нарциссе, погибающем от неразделённой страсти к самому себе. И эта история весьма поучительна. Самовлюблённость как определяющая психологическая черта личности приводит её к печальным результатам. Множество таких индивидуальных примеров можно найти в художественной литературе и исторических памятниках. Но нарциссизм поражает не только индивидов. Различные социальные группы, в том числе и нации, также подвержены воздействию нарциссического синдрома. И если нарциссизм одного человека, в основном, приносит вред ему самому и его ближайшему окружению, то групповой характер болезни способен принести уже неисчислимые бедствия. Эпидемия (коллективная болезнь) всегда страшнее единичных случаев заболевания. Небезосновательно говорят, что рыба тухнет с головы. Большие беды сопровождают те страны, чьё руководство (власть) страдают самовлюблённостью.
Психологи выделяют семь смертных грехов нарциссизма. Чаще всего они, конечно, фиксируются в личностном плане. Но их вполне можно экстраполировать и на социальные организмы. В предельно кратком виде это:
- бесстыдство;
- мистическое мышление;
- высокомерие;
- зависть;
- претензия на обладание исключительным правом;
- эксплуатация всех и вся во имя себя;
- слабое различение существующих каких-либо границ и, прежде всего, моральных.
Власть, основными целями которой являются утверждение самой себя, удовлетворение своих всё возрастающих желаний и амбиций, демонстрация своей значимости, красоты и величия неминуемо впадает в нарциссизм как некое патологическое состояние. Такая власть склонна предаваться самолюбованию, проявлять самодовольство и самовлюблённость. Такая власть дарит самой себе все нежности, всё внимание, все заботы. Такая власть любит, прежде всего, саму себя и относится к себе как к сверхценности. Все ресурсы, которые имеются в её распоряжении, она тратит главным образом на саму себя. Власть, любящая саму себя, проявляет равнодушие ко всему остальному, кроме своего «Я». «Я» власти заслоняет другие объекты любви. Все они ничтожны и пусты в сравнении с самовлюблённой властью. Народ для такой власти - капля из ведра, пылинка на весах истории, засыхающая трава. Такая власть не ждёт советов от народа. Она видит исключительно свою правду и свою правоту во всём. Такая власть всегда на возвышении, на почтительном расстоянии. Близко к ней, как к Богу, как к неопалимой купине, приближаться нельзя - сгоришь! Сама она к народу спускается только в целях самопоказа и игры в демократию. В результате такая власть перестаёт быть орудием прогрессивного развития. Она занимается собой со всё возрастающей к себе любовью и нежностью. Такая власть уничтожает общественные и государственные институты, которые могли бы одёрнуть власть, прекратить её безудержное самовозвышение. Такая власть, если она даже выходит из глубин народных в результате революций, не прощает попустительства граждан в создании политических систем, призванных нейтрализовать властный «беспредел». Россия и Россия современная - ярчайший тому пример, который вызывает глубокое сожаление и стыд за упущенные возможности при сломе коммунистической управленческой машины. Эта машина, бывшая сама по себе продуктом властного нарциссизма, не будучи до конца уничтоженной, дала новые живучие ростки этой болезни. Крапивное семя проросло. Нарциссизм сохранил себя и вызрел новыми, ранее не виданными уродствами.
Нарциссические особенности власти зависят от конкретных культурно-исторических обстоятельств. Не во всех странах они одинаковы. Вместе с тем, в них можно уловить и устойчивые, базовые совпадения.
<...> Нарциссическая власть - обуза общества. Существование такой власти с её склонностью к неумеренным тратам на саму себя, шику и блеску, мало того, что накладно для общества, но оно для общества и катастрофично. Нарциссическая власть стремится везде, где можно, урвать для себя лишний кусок в ущерб разрешению экологических, культурных, социальных проблем, не останавливаясь ни перед какими законами и конституционными гарантиями. <...> Если обращаться к отечественным реалиям, то можно без ошибок увидеть, что власть периодически переназначает саму себя и добивается от общества безропотного, а то и одобрительного согласия на это. В этом же направлении действуют послушные власти суды - государственные карательные органы, и номенклатура разных уровней. Раболепные СМИ поют по команде осанну власти или злобно рыкают на тех, кто не проявляет к ней восторженной любви. Эти черты нарциссическая власть сохраняет везде и всюду, где бы ей ни удалось утвердиться. Такая власть может говорить о реформах, но эти реформы, как правило, носят камуфляжный характер, и уж во всяком случае, не затрагивают основ существования власти. Реформы - реформами, а себялюбивая власть должна всегда оставаться в качестве неизменного центра любви и почитания. Нарциссическая власть боится реформ, так как они могут поколебать абсолют любви, которым такая власть себя считает. И это не потому, что она такая каннибалистская, как некоторым кажется. Просто эта власть никого не видит важнее себя. Любить кого-то больше значит изменить своей главной любви - любви к самой себе. Такая власть выстраивает государство под себя, под свои интересы, чтобы никакие исторические повороты не уничтожили главную любовь. Ведь любовь надо беречь во что бы то ни стало. При всех катаклизмах, общественных и природных, власть спасает в первую очередь саму себя как самую большую драгоценность.
Замкнутая на себя, себялюбивая власть крайне неэффективна, отличается плохим управлением, разбазариванием ресурсов, попытками осуществления безумных, неисполнимых проектов, строительством вавилонских башен, созданием грандиозных дорогостоящих памятников самой себе. Нарциссическая власть делает всё возможное, чтобы обезопасить себя от выборов, от возможной смены власти. Зачем эти выборы нужны, если самая лучшая (безальтернативная) власть уже определилась? Вместо выборов проводится процедура, только именуемая выборами, но фактически лишь обеспечивающая триумф власти. Имитация выборов нужна нарциссической власти, чтобы осуществлять свою диктатуру, не называясь диктатурой. Такие выборы выполняют функцию акта всенародного признания в любви. Использование так называемого «административного ресурса» происходит без всякого стеснения, поскольку любовь обязывает действовать исключительно для достижения победы. Выполнению этой же цели призвана служить и непрерывная властная вертикаль сверху донизу. Руководствуясь горячим себялюбием, она долдонит во всевозможные сковородки о своей безальтернативности.
Нарциссическая власть крайне чувствительна к любой критике в её адрес. Она себя считает эталоном поведения и безошибочным инструментом. Имея такие твёрдые представления о самой себе, она не может никак согласиться с теми, кто эти представления не разделяет. Отсюда та агрессия, с которой нарциссическая власть реагирует на своих оппонентов. Любая критика воспринимается этой властью как атака. Ей даже невдомёк, что критика может быть справедливой. По её убеждениям, справедливо лишь то, что служит восхвалению власти, безоговорочному её одобрению.
Нарциссическая власть видит себя над миром, который оказался в её руках. В этих условиях она себя чувствует всезнающей и всемогущей. Весь мир такая власть выстраивает вокруг себя. Она - центр мира. И через этот центр должны выстраиваться все отношения мира.
Власть, почитающая саму себя как безальтернативную сущность, стремится к всемогуществу. <...> Стремясь к абсолютному могуществу и не достигая его, власть постоянно ощущает недостаточность самой себя. Собственной власти ей всё время не хватает, и она то и дело растягивает диапазон своих возможностей. Поэтому нарциссизм, которым заражена власть, носит злокачественный характер. Несмотря на внешнее великолепие, постоянно метастазируя внутри властного организма, он приводит власть к гибели. Очарования обманчивы. Никакие силы себялюбивую власть не спасут. Её судьба предопределена. Власть, не допускающая своей смены и удерживающаяся за счёт грубой тирании, рано или поздно всё равно гибнет тем или иным путём, когда мирным, когда революционным, но всегда оставляя после себя множество трещин, незаживающих язв и руин. Нарциссизм не долговечен по своей сути, поскольку противоречит законам экономического и социального развития. Любовь - это акт продуктивной деятельности. Та же любовь, объектом которой являешься лишь ты сам, как бы её ни укреплять и ни усиливать, контрпродуктивна. Так называемая «сильная власть» оборачивается массой слабостей и неминуемой потерей завоёванной добычи. Всё великолепное убранство власти, её красивое обличье, вся её парадная косметика пропадают, обнажая пустоту, и людям становится ясно, что их короли были голыми. Большинство начинает понимать, что Нерон не был великим поэтом и актёром, а Сталин - «великолепным генералиссимусом».
Обычно нарциссический тип власти связывают с конкретной личностью. Это не совсем верно. Действительно, история знает немало правителей, чей нарциссизм существенно сказывался на судьбах людских масс. Важно иметь в виду, что личный нарциссизм имеет свойство распространяться по всему общественному организму. Отрицать это не приходится. Дурные примеры заразительны. Мало говорить об отдельных ветвях власти, среди которых по нарциссическим проявлениям в первых рядах сегодня находится государственная религия, строящая тут и там на фоне усиливающейся бедности богатые храмы и демонстрирующая роскошь своих жрецов. Кто-то из философов скажет, что сам этот общественный организм рождает на свет правителей нарциссического типа. И с этим приходится соглашаться. Надо говорить о живучести нарциссизма во всём нашем национальном организме. Не преодолев в себе доминантные черты нарциссизма, мы так и будем иметь такую власть, какую заслуживаем по своей органической сути".
Этот довольно точный анализ осталось дополнить тем, что наилучшим противоядием против нарциссизма любого типа являются богобоязненность и единобожие, т.е. осознание того, что правом на безграничную любовь к себе обладает один только Всевышний Аллах (см.
Является ли Аллах надменным и мстительным?). А Его рабы могут сдержанно гордиться собой лишь тогда, когда знают, что Он доволен их поступками и образом жизни:
«Не равны слепой и зрячий, а также те, которые уверовали и совершали праведные деяния, и творящие зло» (Коран, 40:58);
«Разве тот, кому его злые поступки кажутся прекрасными и кто считает это благом, равен тому, кто следует прямым путём?» (Коран, 35:8);
причём эта гордость неотделима от чувств благодарности по отношению к Творцу, Который вдохновил их на каждую добродетель. Читайте также:
Отношение Аллаха к неверным «Я горжусь своей страной, её историей и победами!» Культ замечательных людейМаксим Горький о любви к народуЛюбовь между людьми И хвала Аллаху, Господу миров.