О донорстве органов и фотографировании трупов

May 23, 2015 22:19

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Шейх Ибн Усеймин сказал:

"Я считаю, что пересадка органов запрещена и не является дозволенной. И разъяснили факыхи ханбалитского мазхаба, что не разрешено отрезать орган, даже если это завещал это сам покойник, т.к. поистине, его завещание недействительно! Потому что он не владеет собой (своим телом), он сам находится во владении Аллаха. И по этой причине сказал Аллах, могуч Он и почтенен: «Не убивайте самих себя». Запрещено людям купаться в холодную погоду, если холод может причинить вред их здоровью, и им нужно совершать таяммум (обтирание песком), пока не будет тёплой воды. Не может человек позвать другого и сказать: «Эй ты, отрежь мой палец!», а что тогда сказать про рабочие органы, как, например, почка или печень и т.п.?! Клянусь Аллахом, я удивляюсь! Как может человек отдавать свой орган, который Аллах создал в нём, и который, без сомнения, полезен для него и играет важную роль в теле? Может кто-то думает, что Аллах создал для него эти две почки просто так?! Этого не может быть! Каждая из них обязательно имеет свою функцию. И потом, что будет, если пересадили одну из них, а другая заболела? Ответьте мне, о врачи! Я спрашиваю вас, что будет?! Умрёт, или пересадим ему ещё от кого-то? Это совсем нелегко. Я и считаю, что нужно запретить это, чтобы люди не были подобны машинам, для которых есть мастерские и запчасти" (оригинал тут).

Здесь стоит вспомнить слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Выступайте в поход, но не выходите за рамки (дозволенного), не поступайте вероломно, не обезображивайте трупы и не убивайте детей» (Муслим);

«Сломать кость мёртвому подобно тому, что сломать её и живому» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад. Ибн Каттан назвал хадис хорошим, а аль-Кушайри считал, что его достоверность соответствует критериям Муслима. См. «ат-Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара, 3/121).

Также сообщается, что Абдулла бин Язид аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал грабить и обезображивать трупы» (аль-Бухари).

Т.е. даже мертвец имеет право на неприкосновенность его тела, не говоря уже о живых. Кроме того, не разрешено снимать покойных мусульман на фото- и видеокамеры и показывать эти кадры (разве что для медицинских и следственных нужд); напротив, следует спешить с их полным покрытием. Хаббаб бин аль-Арат (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

«Когда Мус’аб бин Умайр был убит в день битвы при Ухуде, у нас не нашлось в качестве савана ничего, кроме его плаща. Однако, когда мы покрывали им голову, неприкрытыми оставались ноги, когда же мы покрывали им ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам прикрыть его голову, а на ноги набросать душистого тростника» (аль-Бухари, Муслим).

А в благородном Коране Аллах о Кабиле поведал следующее:

«Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать мерзость его брата» (Коран, 5:31).

Здесь Аллах использовал слово «мерзость», или «срам» («са́у-атун»), подразумевая труп человека. аль-Багави прокомментировал так:

"«...чтобы спрятать срам своего брата», т.е. его труп. Некоторые же считали, что (срам) - это его нагота, потому что (Кабиль) сорвал его одежду" («Тафсиру-ль-Багави», 3/44).

Небольшим исключением из правила являются трупы тех, у кого нет неприкосновенности - вероотступников и неверных, с которыми мусульмане не имели мирного договора; их тела разрешено разбирать на «запчасти». Кроме того, дозволена пересадка тех тканей, которые быстро восстанавливаются после частичного удаления - крови, тканей печени, кожи, костного мозга и др. (подробнее см. здесь).

Читайте также:

Важная фетва шейха аль-Фаузана
Создание фото и видео

И хвала Аллаху, Господу миров.

Фикх, Праведные предки

Previous post Next post
Up