Можно много говорить о ресоветизации общества и отношения к образованию. Но в чем конкретно это выражается? И какова альтернатива?
Опрос по проблемам образования в России "АКСИО-6" показал, что: 1. Наше общество считает современное российское образование неэффективным. 2. До сих пор наиболее довольны своим образованием граждане, получившие его в СССР.
Из этого следует, что именно советская система образования актуальна и необходима в России даже в современной ситуации. Давайте детально рассмотрим некоторые результаты опроса и докажем этот тезис или опровергнем его.
Вопрос № 18 опроса сформулирован следующим образом: "Каково ваше отношение к различным аспектам и принципам современной системы образования в России?" Ответы на этот вопрос очень показательны.
1. Главным делом школы считают подготовку к поступлению в ВУЗ лишь 8,6% опрошенных. С другой стороны, 76,5% опрошенных считают главным делом школы воспитание всесторонне образованного человека, имеющего базовые знания по точным, естественным и гуманитарным наукам (а поступление в ВУЗ - личное дело учащегося).
А ведь именно такая система гармоничного образования существовала в СССР, не так ли? И именно за неё ратуют 76,5% опрошенных.
2. Так же в СССР существовала развитая система спецшкол для детей с ограниченными возможностями. И сегодня 44,5 % опрошенных считают, что дети с задержками в развитии должны учиться отдельно, напротив за совместную учебу детей проголосовали 16,9% опрощенных. И верно, ведь в такой системе ни ребенок-инвалид не получает полноценного образования по особой, эффективной для него, методике и обычные дети испытывают лишние трудности.
3. Советский подход к образованию отличался фундаментальным подходом к приобретению знаний. И сегодня за фундаментальное среднее образование выступает 83,9% опрошенных. С другой стороны, 52,8% выступают за то, чтобы образование в первую очередь давало практические навыки в решении "часто встречающихся задач".
На первый взгляд важны и те типы знаний, и другие. Но человек практических знаний никогда не сможет творить и созидать, так как его учат набору функций (как продвинутый калькулятор). А человек знаний фундаментальных сможет и созидать, и выполнять рутинные операции (как творческий человек).
4. При этом фундаментальное, системное образование, воспитание творца по мнению 94% опрошенных должно быть бесплатным, как в СССР. Противоположное мнение имеют лишь 15% опрошенных. Что это, как не крах либеральной пропаганды последних 20 лет и не ресоветизация (как минимум, в образовании)?
5. С 90-х годов я помню рассказы о "казенщине" в советском образовании и необходимости права родителей самим выбирать программу обучения детей и отвечать за и обучение. Но сегодня только 13,4% опрошенных поддерживают такой подход к образованию. Напротив, 74,9% опрошенных считают, что "государство обязано обеспечить всем учащимся единые уровень и качество образования вне зависимости от достатка родителей и места обучения".
6. При этом за обязательное прививание уважения к труду у школьников выступает 74,7% (против - 10,2%). К сожалению в сегодняшних школах ситуация такова, что трудовое воспитание школьника очень проблематично.
7. Что касается ВУЗовского обучения, то 78,9% опрошенных считаю, что ВУЗ должен выпускать полноценного специалиста (как в СССР), и только 27,6% считаю уместным бакалавриат и магистратуру.
Подробнее результаты ответов на вопрос № 18 опроса "АКСИО-6" под спойлером. [Spoiler (click to open)]
Таким образом российское общество до сих пор считает более актуальной и необходимой систему образования, аналогичную советской. Возникает вопрос, почему же столь упорно руководство страны и чиновники ломают систему образования "через колено" и строят то, что обществом совсем не поддерживается?
Напрашиваются несколько выводов: 1. Чиновники "от образования" доламывают советскую систему образования из-за своей тотальной антисовесткости и слепой веры в то, что "Запад нам поможет и даст лучшее". 2. Чиновники "от образования" абсолютно не считаются с мнением общества. А почему? Потому, что на вопрос "твари они дрожащие или право имеют?" ответ получен однозначный. 3. Чиновники строят образование, которое будет создавать Потребителя, но не Творца. А значит никаких высот даже в капиталистической системе, в системе мирового разделения труда России не добиться. 5. Следовательно, в России диктаторскими способами строится система образования, предназначенная для заурядной страны периферийного капитализма (как страны Латинской Америки). При том, что Россия так никогда не жила и жить никогда не сможет. Ради этого "счастья" были все мерзости 1991 года и последующих лет? На бойню страну тащите? "Ликвидком" до сих пор работает?
Либо российское общество в течение трех-пяти лет на основе лучшего из своего исторического опыта создаст образовательную систему, предназначенную для воспитания Гражданина, Творца и Патриота, либо Россию ждет неминуемая катастрофа.