Интересные подробности стали выясняться после терракта в Домодедово. Оказывается, стратегический аэропорт не является российской собственностью. Не был ли этот терракт попыткой передела собственности? Или Медведев просто перевел стрелки, нелепо обвинив в неумении бороться с террористами руководство Домодедово?
Дмитрий Медведев пообещал, что за теракт в Домодедово ответят «все, кто имеет отношение к компании, кто принимает решения»: это менеджмент и владельцы - группа «Ист Лайн». Режим безопасности аэропортов должно обеспечивать МВД, недоумевают участники рынка и отраслевые эксперты.
За нарушение норм безопасности в Домодедово должны ответить менеджеры и владельцы компании, управляющей аэропортом. С соответствующим заявлением выступил президент России Дмитрий Медведев.
Аэропортом владеет группа «Ист Лайн». А генеральный директор аэропорта Вячеслав Некрасов был снят с должности меньше месяца назад - 30 декабря 2010 года - из-за транспортного коллапса в Московском авиаузле, вызванного ледяным дождем. Тогда в московских аэропортах Домодедово и Шереметьево скопились тысячи пассажиров, из-за обрыва обледеневших проводов отключался свет, график вылетов сбился.
Накануне в Домодедово произошел теракт. Смертник привел в действие взрывное устройство у зоны таможенного контроля. Погибли больше 30 человек, более 100 получили ранения. Генеральная прокуратура по поручению президента начинает проверку Домодедово.
По предварительным данным, системы безопасности аэропорта работали с нарушениями.
«То, что произошло, показывает, что явно были нарушения в обеспечении безопасности. Такое количество взрывчатого вещества пронести или провезти - это нужно постараться», - заявил Дмитрий Медведев в интервью «Ведомостям» (беседа была показана по телевидению).
Президент видит в случившемся вину не только менеджеров «Домодедово», но и собственников.
«За это должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта. Это теракт, это горе, это трагедия», - заявил Дмитрий Медведев.
Управляющая компания Домодедово - группа «Ист Лайн». В течение двух лет компания спорила с Росимуществом. С 2004 года по 2006 год государство добивалось в судах расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», аффилированного с «Ист Лайн».
В отрасли говорили о возможной национализации аэропорта, но спор был урегулирован без смены собственников.
Претензии к «Ист Лайн» традиционно подкреплялись «запутанной структурой собственности» Домодедово. Аэропортом владеет группа «Ист Лайн», которая принадлежит офшорной компании FML. Номинальными держателями долей в офшоре выступают физические лица - нерезиденты. Реальными бенефициарами Домодедово участники рынка называют предпринимателей Дмитрия Каменщика и Валерия Когана (глава наблюдательного совета Домодедово).
По неофициальным данным, во время транспортного коллапса в Домодедово в конце декабря 2010 года основные вопросы взаимодействия с профильными госведомствами курировали именно акционеры «Ист Лайна», а не топ-менеджмент.
«Если кто-то захочет использовать эту ситуацию для создания дополнительных проблем «Ист Лайн», то это возможно, - признает на условиях анонимности топ-менеджер российского аэропорта. - Но маловероятно».
Он считает возможные претензии к собственникам необоснованными. «Изменение режима проверки пассажиров на входе в аэропортовый комплекс возможно только с разрешения МВД, - напоминает источник в отрасли. - В крупных аэропортах режим проверки на входе иногда снимают из-за большого пассажиропотока. Но это не самостоятельное решение аэропорта».
Руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев скептичен в отношении претензий к владельцам и руководству Домодедово: «Государство, которое критикует аэропорты, магазины, вокзалы, метро за то, что там взрываются смертники, проносящие небольшую по объему сумку, выходит за рамки здравого смысла».
«Обеспечение обороны против террористов на последней линии - в аэропортах - подобно лечению рака в четвертой степени - в самый дорогой, болезненный и неэффективный момент», - говорит эксперт.
Эксперт ICAO Виталий Бордунов считает, что нет никаких юридических оснований для смены собственника аэропорта, так как «промахнулось государство».
«Я считаю, что к этому [к теракту] никакого отношения менеджмент не имеет. За все, что там [в аэропорте] происходит, несет ответственность государство. Если оно прошляпило, чего тогда делать козлом отпущения руководителя аэрпорта? Это несправедливо», - заявил Бордунов. По мнению эксперта, обеспечением авиационной безопасности должна заниматься «не милиция, а отдельная спецслужба, сотрудники которой по технологии ICAO обучаются в течение полутора лет».
Официальный представитель Домодедово Елена Галанова на вопрос о возможных изменениях в топ-менеджменте и структуре собственности Домодедово из-за теракта ответила: «Нет».
«Хочется поскорей увидеть список отставок руководителей силовых структур и органов безопасности. Он должен превышать список жертв», - написал на своей странице в Facebook политолог Николай Злобин
Ранее источники на финансовом рынке сообщали Reuters, что управляющая компания Домодедово готовится к первичному размещению акций на бирже. Объем предполагаемого IPO может составить $1 млрд. Возможные претензии со стороны чиновников и негативный информационный фон могут оказать влияние на планы «Ист Лайн», констатирует Олег Пантелеев.
«Если будут делаться оргвыводы со стороны руководства страны и отрасли - не всегда разумные, взвешенные и законные, - это может оказать влияние на планы по IPO», - сетует эксперт.
Источник:
Газета.ru ТОП-10 ВЧЕРА Домодедово после взрыва (видео) 1 февраля Медведев официально объявит о начале "Перестройки -2"? Флэш-моб: Народ издевается над властью Смерть от "мигалки" Дань Кавказу увеличится до 400 млрд Россию вернут в Афганистан Медведев и Путин разрешили партии власти пользовать их в агитации