Пост
Полное воздержание от пищи в течение какого-то периода. Постясь из правильных побуждений, человек выражал богоугодную печаль и раскаяние в совершённых грехах (1Царства 7:6; Иоиль 2:12-15; Иоанна 3:5). Поститься было уместно и тогда, когда человек оказывался перед лицом серьезной опасности, отчаянно нуждался в Божьем руководстве, претерпевал испытания и сталкивался с искушениями, а также когда исследовал Божьи замыслы или размышлял о них (2Паралепоменон 20:3; Ездра 8:21; Эсфирь 4:3, 16; Матфея 4:1, 2). Пост был не самонаказанием, а способом смириться перед Иеговой (Ездра 8:21; 9:5; ср. 3Царства 21:27-29). Иисус постился 40 дней, столько же постились Моисей и Илья, которые во время преображения Иисуса появились с ним в видении (Матфея 17:1-9; Исход 34:28; Второзаконие 9:9; 3Царства 19:7, 8).
В Моисеевом законе слово «пост» не употребляется, однако в связи с Днем искупления дается такое повеление: «Смиряйте души ваши» (Левит 16:29-31; 23:27; Числа 29:7). Принято считать, что речь идет о посте, и такое мнение находит подтверждение в Исаии 58:3, 5 и Псалме 34:13.
В 58-й главе Исаии говорится о времени, когда иудеи тяжко грешили, но искренне не раскаивались в своих грехах, хотя и делали вид, что поклоняются Иегове; они чтили его лишь устами и лицемерно совершали религиозные действия и ритуалы. Одним из таких ритуалов был пост. Постясь, они думали, что Бог обратит на них внимание и проявит свою благосклонность. Однако их надежды не оправдались, и они с удивлением спрашивали: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Иегова объяснил почему. Даже во время поста, когда они спрашивали его о праведных судах и будто бы хранили праведность, они предавались удовольствиям и стремились к приобретению прибыли; раздоры, угнетение и насилие были чем-то обыденным; о богоугодной печали и раскаянии, которыми должен был сопровождаться пост, не было и речи. Бог не слышал их голос, хотя они громко рыдали напоказ. Иегова осудил их лицемерие:"Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Исаия 58:1-5).
Чтобы пост был угоден Иегове, человек должен на деле показать, что раскаялся в своих грехах. Через пророка Исаию Иегова объяснил, что он считает настоящим постом. Он сказал: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.» (Исаия 58:6, 7).
Четыре ежегодных поста у иудеев. Иудеи установили много постов; какое-то время они отмечали четыре ежегодных поста, очевидно, в память о трагических событиях, связанных с осадой и опустошением Иерусалима в VII в. до н. э. (Захария 8:19). К четырем ежегодным постам относились: 1) Пост в четвертом месяце, который, по-видимому, отмечали в память о том, что 9 таммуза 607 г. до н. э. вавилоняне проломили стену Иерусалима (2Цр 25:2-4; Иер 52:5-7). 2) Пост в пятом месяце, который, очевидно, соблюдали в память о разрушении храма, что произошло в пятом иудейском месяце аве (4 Царства 25:8, 9; Иеремия 52:12, 13).
3) Пост в седьмом месяце, который, по всей видимости, отмечался в память о смерти Гедалии или о полном опустошении земли, последовавшем за убийством Гедалии, когда остаток иудеев, опасаясь вавилонян, отправился в Египет (4Царства 25:22-26). 4) Пост в десятом месяце, который, возможно, был связан с тем, что находившиеся в вавилонском плену иудеи услышали печальную весть о падении Иерусалима (ср. Иезекииль 33:21), или же он увековечивал начало осады Иерусалима Навуходоносором - она началась в десятый день десятого месяца 609 г. до н. э. и привела к взятию города (4Царства 25:1; Иеремия 39:1; 52:4).
Однажды иудеи спросили: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?» Через Захарию Иегова ответил: «когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?» Бог сказал, что пост угоден ему, когда постящиеся проявляют послушание, и объяснил, что для него важны истина, справедливый суд, мир и искренность сердца. Осознавая это, они бы не постились скорбно и не вспоминали прошлое, а ликовали бы во время праздников и радовались благословениям Иеговы - восстановлению чистого поклонения и тому, что все больше людей присоединяется к служению ему (Захария 7:3-7; 8:16, 19, 23).
Наставления о посте, данные христианам. Когда Иисус был на земле, он дал своим ученикам такое наставление: « когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Матфея 6:16-18). Иисус подразумевал притворный пост фарисеев, о котором он также упомянул в одном из своих примеров (Луки 18:9-14). У фарисеев было принято поститься два раза в неделю: во второй и в пятый день (Луки 18:12).
О тех, для кого воздержание от пищи превратилось в формальность, Павел говорил как о подчиняющихся постановлениям «Не прикасайся», «не вкушай», «не дотрогивайся»; он упомянул, что «это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.» (Колоссянам 2:20-23).
В некоторых сектах христианского мира принято поститься, однако в Библии не говорится, что христиане обязаны поститься. Когда Иисус говорил со своими учениками о посте, как обсуждается выше (Матфея 6:16-18), он и его ученики по-прежнему находились под Моисеевым законом и отмечали День искупления и связанный с ним пост.
Стих Матфея 17:21 с упоминанием о посте, который встречается в Синодальном переводе Библии, отсутствует в некоторых самых авторитетных древних рукописях. И хотя в Синодальном переводе пост упоминается также в Марка 9:29, Деяниях 10:30 и 1 Коринфянам 7:5, в тех рукописях о посте в этих стихах ничего не говорится.
По мнению некоторых, в Матфея 9:15 христианам дается повеление поститься. На самом же деле Иисус лишь говорил, что произойдет после его смерти. Пока Иисус был на земле со своими учениками, им не нужно было поститься. А когда он умер, они скорбели и постились. Однако после его воскресения и особенно после чудесного излития святого духа у них уже не было причин для этого (Марка 2:18-20; Луки 5:33-35). И определенно христиане не обязаны поститься в годовщину смерти Господа, так как апостол Павел, осуждая неправильное поведение тех, кто ел на месте проведения встречи перед Ужином Господа, сказал: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?[...] Посему, братия мои, собираясь на вечерю(Ужин Господа), друг друга ждите.А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.» (1Коринфянам 11:22, 33, 34).
Хотя ранние христиане не считали пост религиозным требованием, в особых случаях они постились. Пост и молитва упоминаются в связи с тем, что Варнава и Павел получили особое миссионерское назначение в Малую Азию. Кроме того, молитвой и постом сопровождалось назначение старейшин в новом собрании (Деяние 13:2, 3; 14:23). Следовательно, христиане не обязаны поститься,
но это и не запрещено (Римлянам 14:5, 6)
Источник it
Пост. Помогает ли он приблизиться к Богу?
«Пост помогает размышлять о духовном и напоминает, что материальные блага - это не самое главное в жизни» (ЖЕНЩИНА, ИСПОВЕДУЮЩАЯ КАТОЛИЦИЗМ).
«Пост помогает достичь духовного единения с Богом» (ИУДЕЙСКИЙ РАВВИН).
«В моей вере пост обязателен. Это главная возможность выразить свою преданность Богу и благодарность. Я соблюдаю пост, потому что люблю Бога» (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНИЦА БАХАИЗМА).
ОБЫЧАЙ соблюдать пост распространен во многих религиях мира, в том числе буддизме, джайнизме, индуизме, исламе и иудаизме. Немало людей верят, что воздержание на какое-то время от пищи приближает их к Богу.
А что думаете вы? Нужно ли соблюдать пост? Что по этому поводу говорится в Слове Бога - Библии?
Пост в библейские времена
В библейские времена люди соблюдали пост по разным причинам. Одни постились, чтобы выразить глубокую скорбь или раскаяние в грехах (1 Царства 7:4-6). Другие - чтобы обрести благосклонность Бога или обратиться к нему за руководством (Судей 20:26-28; Луки 2:36, 37). Некоторые - чтобы сосредоточиться во время размышления (Матфея 4:1, 2). Такой пост Бог одобрял.
Но в Библии также упоминается пост, который не был угоден Богу. Царь Саул постился перед тем, как обратиться к женщине, вызывающей духов (Левит 20:6; 1 Царства 28:20). Злые люди, например Иезавель и иудеи, которые хотели убить апостола Павла, тоже объявили пост (1 Царей 21:7-12; Деяния 23:12-14). Фарисеи были известны тем, что регулярно постились (Марка 2:18). Однако Иисус Христос осудил их, и им не удалось впечатлить Бога (Матфея 6:16; Луки 18:12). Также Иегова отверг пост некоторых израильтян: они совершали беззакония, и у них были неискренние мотивы (Иеремия 14:12).
Эти примеры показывают, что само по себе соблюдение поста не приносит Божьего благоволения. В тоже время Бог одобрял многих своих верных служителей, которые соблюдали пост. Должны ли тогда христиане придерживаться поста?
Обязателен ли пост для христиан?
Моисеев закон предписывал евреям смирять свои души, то есть поститься, один раз в год - в День искупления (Левит 16:29-31; Псалом 34:13). Это единственный пост, который Иегова повелел соблюдать своему народу*. Евреи, находившиеся под Моисеевым законом, должны были исполнять эту заповедь. Однако от христиан не требуется придерживаться Моисеева закона (Римлянам 10:4; Колоссянам 2:14).
Хотя Иисус Христос соблюдал пост, когда это требовалось по Закону, он не был известен тем, что постоянно постился. Иисус советовал ученикам, что делать, если они решат поститься, однако он никогда не говорил о посте как о заповеди (Матфея 6:16-18; 9:14). Как-то Иисус сказал, что его ученики будут поститься после его смерти (Матфея 9:15). Но эти слова нельзя назвать заповедью. Они просто означали, что ученики Иисуса после его смерти будут так глубоко скорбеть, что утратят желание есть.
Два библейских повествования о ранних христианах, которые постились, показывают, что, если человек решил воздерживаться от пищи из хороших побуждений, это угодно Богу** (Деяния 13:2, 3; 14:23). Тем не менее христиане не обязаны соблюдать пост. Если же человек решает поститься, то ему нужно проявлять осмотрительность.
Чего следует остерегаться
Прежде всего, соблюдая пост, необходимо избегать самодовольства. Библия предостерегает против притворного смирения (Колоссянам 2:20-23). Однажды Иисус рассказал о надменном фарисее, который считал себя праведнее других, потому что регулярно постился. Этот пример показывает, что Богу неугодна подобная самоуверенность (Луки 18:9-14).
Также было бы неправильно рассказывать всем, что мы постимся, или поститься по указанию других. Как записано в Матфея 6:16-18, Иисус сказал, что если человек постится, то это его личное дело, которое касается только его и Бога и о котором не следует объявлять перед другими.
Никогда не следует думать, что постом можно искупить грехи. Чтобы пост был угоден Богу, необходимо соблюдать Божьи законы (Исаия 58:3-7). Искреннее раскаяние, а не пост сам по себе, позволяет надеяться на прощение (Иоиль 2:12, 13). Библия ясно показывает, что прощение мы получаем по незаслуженной доброте Иеговы, которую он проявил, отдав Христа в жертву. Прощение нельзя заслужить делами, в том числе и постом (Римлянам 3:24, 27, 28; Галатам 2:16; Ефесянам 2:8, 9).
Еще об одном распространенном заблуждении говорится в Исаии 58:3. Израильтяне считали, что Иегова чем-то обязан им за то, что они постились,- как будто, постясь, они делали ему одолжение. Они взывали: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Сегодня многие тоже думают, что, соблюдая пост, они могут надеяться получить от Бога что-то взамен. Давайте никогда не будем проявлять подобное неуважение!
Некоторые верят, что, смиряя тело постом, самоистязанием или чем-то еще, можно угодить Богу. Божье Слово осуждает такие действия и показывает, что изнурение тела бесполезно в борьбе с неправильными желаниями (Колоссянам 2:20-23).
Разумное отношение
Как видно, поститься не обязательно, но и не запрещено. В некоторых случаях пост бывает полезен - если, конечно, избегать того, что описано выше. Тем не менее пост - это не главное в служении Богу. Иегова - «счастливый Бог», и он желает, чтобы его служители были счастливы (1 Тимофею 1:11). В его Слове говорится: ... И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий.» (Екклезиаст 3:12, 13)
Служение Богу должно приносить нам удовольствие. Однако в Библии нет мысли о том, что пост сопровождается радостью. Более того, если воздержание от пищи подрывает наше здоровье и у нас нет сил заниматься радостным делом, которое Создатель поручил истинным христианам,- проповедовать благую весть о Царстве,- то такой пост принесет больше вреда, чем пользы.
Решаем мы поститься или нет, нам нужно остерегаться судить других. У истинных христиан не должно быть разногласий по этому вопросу. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Римлянам 14:17).
[Сноски]
*Хотя Бог не повелевал Эсфири соблюдать пост, по всей видимости, он был угоден ему. Сегодня иудейскому празднику Пуриму по традиции предшествует пост.
**Некоторые переводы Библии содержат посторонние добавления о посте, однако таких упоминаний нет в древних греческих рукописях (Матфея 17:21; Марка 9:29; Деяния 10:30; 1 Коринфянам 7:5, Синодальный перевод).
Текст из рамки:
Нужно ли соблюдать Великий пост?
Считается, что Великий пост, который длится 40 дней, установлен в память о 40-дневном посте Иисуса Христа. Однако Иисус не заповедал своим ученикам вспоминать этот пост, и нет никаких свидетельств, что они это делали. Первое достоверное упоминание о 40-дневном посте перед Пасхой встречается в сочинениях Афанасия Александрийского, относящихся к 330 году н. э.
Обычай соблюдать Великий пост в течение нескольких недель перед Пасхой, как принято в некоторых религиях, может показаться странным, поскольку Иисус постился после крещения, а не перед смертью. Стоит отметить, что 40-дневный пост в первой половине года обычно соблюдали древние вавилоняне, египтяне и греки. Судя по всему, этот обычай был заимствован у них.
w09 1/4 с. 27-29
Стихи приведены из синодального перевода библии
Читайте продолжение в последующем
посту