продолжение темы
Пост. Помогает ли он приблизиться к Богу? Требует ли Бог, чтобы люди постились?
ПО ЗАКОНУ Бога, данному через Моисея, нужно было поститься лишь в ежегодный день искупления. Закон требовал, чтобы в этот день израильтяне смиряли души свои, то есть постились (Левит 16:29-31; 23:27, Псалом 34:13). Но поститься следовало не для того, чтобы соблюсти формальность. Соблюдение дня искупления побуждало народ Израиля к большему осознанию своей греховности и необходимости искупления. Они постились в этот день также для того, чтобы выразить сожаление о своих грехах и раскаяние перед Богом.
Это был единственный обязательный пост, который требовался по Моисееву закону, однако израильтяне постились и в других случаях (Исход 34:28; 1 Царств 7:6; 2 Паралипоменон 20:3; Ездра 8:21; Есфирь 4:3, 16). Они, например, постились добровольно, когда хотели выразить раскаяние. Иегова призывал грешников Иудеи: « обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Это следовало делать не для проформы, потому что дальше Бог говорит: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу, Богу вашему» (Иоиль 2:12-15).
Со временем многие стали поститься напоказ, ради формальности. Такой неискренний пост был отвратителен Иегове, поэтому он вопрошал лицемерных израильтян: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Исаия 58:5). Необходимо было, чтобы эти своенравные люди не постились напоказ, а творили дела, приличествующие раскаянию.
Некоторые посты евреев Бог не одобрял с самого начала. Например, одно время жители Иудеи постились четыре раза ежегодно в память бедственной осады Иерусалима и опустошения VII века до н. э. (4 Царств 25:1-4, 8, 9, 22-26; Захария 8:19). После освобождения евреев из вавилонского плена Иегова сказал через пророка Захарию: «Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?» Бог не одобрял эти посты, потому что евреи постились, сожалея о судах самого Иеговы. Они постились, скорбя о несчастье, которое их постигло, а не о своих грехах, которые привели к нему. После того как евреи возвратились на родину, настало время радоваться, а не оплакивать прошлое (Захария 7:5).
Следует ли поститься христианам?
Хотя Иисус Христос никогда не повелевал своим ученикам поститься, сам он и его ученики постились в день искупления, потому что следовали Моисееву закону. Кроме того, некоторые ученики Иисуса постились добровольно и по другим случаям, так как Иисус не запретил им поститься вообще (Деяния 13:2, 3; 14:23). Однако им нельзя было принимать на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (Матфея 6:16). Внешняя набожность могла вызвать восхищение и одобрение людей. Но Бог не одобрял дел напоказ (Матфея 6:17, 18).
Правда, Иисус сказал, что его последователи будут поститься по случаю его смерти. Но, говоря это, он не учреждал ритуального поста. Скорее он просто указал на реакцию своих учеников - глубокое горе, которое им предстояло пережить. После воскресения он вновь соединился с ними, и причина для поста отпала (Луки 5:34, 35).
Моисеев закон утратил свою силу, когда Христос, однажды принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евреям 9:24-28). И с упразднением Закона утратило свою силу и повеление поститься в день искупления. Так был отменен единственный обязательный пост, упомянутый в Библии.
А как же Великий пост?
На чем основывается обычай христианского мира проводить Великий пост? Этот пост признаю́т и католические и протестантские церкви, хотя соблюдают его в разных церквах по-разному. Некоторые во время 40-дневного периода, предшествующего Пасхе, едят один раз в день. Другие голодают целыми сутками, но лишь в день покаяния и в пятницу на страстно́й неделе. Некоторые в Великий пост воздерживаются от мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов.
Полагают, что обычай соблюдать Великий пост основывается на примере Иисуса, который, крестившись, постился 40 дней. Учредил ли он тем самым ритуал, которому надлежит ежегодно следовать? Вовсе нет. Это явствует из того, что в Библии не говорится о таком обычае ранних христиан. Впервые Великий пост стали соблюдать в IV веке н. э. - после Христа. Подобно многим другим учениям христианского мира, этот обычай заимствован из язычества.
Если Великий пост - это подражание посту Иисуса в пустыне после его крещения, почему его соблюдают в те недели, которые предшествуют Пасхе, когда Иисус, как полагают, воскрес? Иисус не постился во дни перед своей смертью. В Евангелиях сообщается, что всего за несколько дней перед смертью Иисуса он и его ученики ходили в Вифании в гости и вкушали пищу. Кроме того, вечером перед своей смертью Иисус ел пасхальный ужин (Матфея 26:6, 7; Луки 22:15; Иоанна 12:2).
Но то, что Иисус постился после своего крещения, может нас кое-чему научить. Ему предстояло приступить к важному служению. В служение включалось оправдание владычества Иеговы и забота о будущем всего человечества. Необходимо было все обстоятельно продумать и в молитве попросить у Иеговы помощи и руководства. Поэтому Иисус тогда постился. Это говорит о том, что пост может быть полезным, если проводится из правильных побуждений и при подходящем случае. (Сравните Колоссянам 2:20-23.)
Когда пост может быть полезным
Давайте рассмотрим, в каких случаях сегодняшний поклонник Бога может поститься. Человек, совершивший грех, возможно, какое-то время, не хочет есть. Это может происходить не из желания произвести на других впечатление и не из-за досады на дисциплинарную меру, которой его подвергли. И сам по себе пост, конечно, не приводит в порядок отношений с Богом. Однако искренне раскаивающийся человек может глубоко сожалеть о том, что он причинил боль Иегове, а также, по всей вероятности, друзьям и семье. Отчаянные и горячие молитвы о прощении могут подавить желание поесть.
Подобное пережил израильский царь Давид. Из страха потерять своего сына от Вирсавии он сосредоточил все силы на молитвах к Иегове, чтобы добиться милости для ребенка. Вкладывая чувства и силы в молитвы, Давид постился. Подобно и сегодня в определенных тяжелых обстоятельствах может казаться неподобающим принимать пищу (2 Царств 12:15-17).
Иногда поклонник Бога хочет сосредоточиться на каком-то важном духовном вопросе. Для этого бывает необходимо провести изыскания в Библии и христианских публикациях. На размышления может потребоваться некоторое время. Во время таких исследований, поглощающих все внимание, человек, возможно, не хочет отвлекаться на еду. (Сравните Иеремия 36:8-10.)
В Библии описывается, что служители Бога постились, когда нужно было принять важные решения. Во дни Неемии перед Иеговой предстояло дать клятву, и за ее нарушение евреи подлежали проклятию. Им нужно было пообещать развестись с иноземными женами и хранить себя отделенными от окружающих народов. Перед тем, как произнести эту клятву, и при исповедании провинностей все собрание постилось (Неемия 9:1, 38; 10:29, 30). Так что христианин, которому необходимо принять серьезные решения, может недолго обходиться без пищи.
В раннем христианском собрании постом иногда сопровождалось принятие решений советом старейшин.
Поститься или нет в определенных обстоятельствах - это личное дело. Никому в этом вопросе не следует судить другого. Мы не хотим казаться людям праведными, но и не придаем пище такого значения, что это затрудняло бы выполнение важных обязанностей (Матфея 23:28; Луки 12:22, 23). И Библия показывает: Бог не требует, чтобы мы постились, но и не запрещает это делать.
w96 15/11 с. 5-7
Почему ученики Иисуса не постятся?
МАТФЕЯ 9:14-17 МАРКА 2:18-22 ЛУКИ 5:33-39
УЧЕНИКИ ИОАННА СПРАШИВАЮТ ИИСУСА О ПОСТЕ
Иоанн Креститель уже несколько месяцев находится в тюрьме. Его заключили туда спустя какое-то время после того, как Иисус побывал на праздновании Пасхи 30 года н. э. Иоанн хотел бы, чтобы его ученики стали последователями Иисуса, но пока не все из них это сделали.
Приближается Пасха 31 года н. э. Некоторые из учеников Иоанна приходят к Иисусу и спрашивают: «Почему мы и фарисеи постимся, а твои ученики не постятся?» (Матфея 9:14). Для фарисеев пост - это религиозный ритуал. Позднее Иисус даже приведет наглядный пример о праведном в своих глазах фарисее, который говорит: «Боже, благодарю тебя за то, что я не такой, как остальные люди... Я пощусь дважды в неделю» (Луки 18:11, 12). Возможно, ученики Иоанна тоже постятся по обычаю. Или же их пост - выражение скорби о том, что Иоанн в тюрьме. Возникает вопрос: почему же не постятся ученики Иисуса? И почему они не горюют о том, что произошло с Иоанном?
В ответ Иисус приводит пример: «К чему скорбеть друзьям жениха, пока жених с ними? Но придут дни, когда отнимут у них жениха, и тогда они будут поститься» (Матфея 9:15).
Иоанн сам назвал Иисуса женихом (Иоанна 3:28, 29). Иисус сейчас с учениками, и поэтому они не постятся. Позднее, когда Иисус умрет, его ученики будут скорбеть и не будут испытывать желания есть. Но после его воскресения причин для печали и поста больше не будет.
Иисус приводит еще два примера: «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, а дыра будет еще хуже.Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Матфея 9:16, 17). Что Иисус хочет этим сказать?
Ученики Иоанна Крестителя должны понять, что последователи Иисуса не будут придерживаться древних обычаев иудаизма, например обычая соблюдать ритуальный пост. Иисус пришел не для того, чтобы, образно говоря, пришить заплату и продлить жизнь старой религиозной системе, которая отслужила свое и которую Бог вскоре отвергнет. Поклонение, за которое выступает Иисус, нельзя сообразовывать с иудаизмом, вобравшим в себя человеческие предания. Иисус не пытается пришить заплату к старой одежде или налить молодое вино в старые, потерявшие эластичность бурдюки(мехи).
ПРИМЕРЫ О ПОСТЕ
Бурдюк(или мехи)
Иисус привел пример, понятный большинству его слушателей,- пример с шитьем. Что произойдет, если пришить кусок новой, несевшей ткани к ношеной одежде или к старой ткани? После стирки заплата из новой ткани сядет и, стягивая старую ткань, разорвет ее.
Что же касается вина, то его иногда хранили в бурдюках - специальных мешках, сделанных из кожи животных. Со временем кожа усыхала и теряла эластичность. Наливать молодое вино в такой бурдюк было опасно. В молодом вине мог продолжаться процесс брожения, и под давлением старый, усохший бурдюк мог прорваться.
jy гл. 28
Использованы стихи из синодального перевода Библии