https://procol-harum.livejournal.com/1060830.html
Александр Исаевич Солженицын, 11 декабря 1918 (Кисловодск) - 3 августа 2008 (Москва)
Солженицын мужчина по своей сущности и писал он мужскую литературу. Потому-то он многим непонятен, для многих неприемлем, и некоторые даже толком не могут объяснить, почему он им не нравится. И сам Солженицын про «любовь», про женщин - мало писал, а где писал, то это было малоудачно. А как писать про «любовь», если в стране ГУЛАГ и ночью воронки ездят?
В давние времена, на вечеринках разных, мужчины отделялись от женщин, оставляли их говорить о своём, а сами выходили в курилки и там вели свои разговоры - о политике. Вот тогда мужчины много говорили о политике - это я хорошо помню.
Солженицын - математик, способный держать в голове огромное количество материала, работать с ним, обрабатывать его.
Солженицын сильнее Толстого и Достоевского, он оперировал большим объемом знаний и лучше разбирался в происходящем, отбрасывал мелочи. Наверное, потому, что те не были людьми математического склада.
Солженицын был великий моралист, поборник нравственности. И глубоко верующий человек. Он считал, что вера и нравственность спасут нас. (Нет)
Жизнь его сложилась так, что он прожил в СССР, в западных странах и в новой России. Он хорошо знал, как устроен Запад, и написал об этом. Он считал, что Запад потерял веру и ориентиры, и надеялся, что в России что-то из этого сохранилось, и что это возродится, в том числе во благо Западу. Ошибался.
Как странно, что он молился за Запад:
А теперь, когда хорошо у меня шла работа и всё увереннее я выходил на свою твёрдую дорогу - мучило меня, что я не использовал своего особого положения, своего ещё крепкого на Западе авторитета, чтоб этот Запад очнуть и подвигнуть к самоспасению. И (не по памяти, а записано у меня как удивительное): 20 марта 1975, в четверг первой недели Поста, стоял я на одинокой трогательной службе в нашей церковке и просил: “Господи! просвети меня, как помочь Западу укрепиться, он так явно и быстро рушится. Дай мне средства для этого!”
Солженицын слишком любил Россию, он идеализировал ее ту, которая была до 1917 года. Он верил в ее нравственное возрождение. А самой России как сущности уже и не было. Потому-то Солженицын не принял Перестройку (это была для него уже чужая эпоха), не любил Горбачева и Ельцина, а вот от Путина принял премию, возлагал на него надежды; на выборах голосовал за Евгения Примаков (спецслужбиста)…
Своими произведениями Солженицын больше повлиял на левый Запад, он придавил западных марксистов, отчего они стали мутировать. Однако влияние на Россию было несоразмерно меньшим его жизненному подвигу. Не так уж он был в России востребован и понят.
Повылазила масса критиков и критиканов, что, мол, он не так пишет, не тем языком, не о том пишет, евреев упоминает (табу), а уж антисемитом был обозван с самого начала своего творческого пути.
Он вернулся в Россию, которой уже нет, также никакой спасительной нравственности в ней нет, нет ресурсов, с помощью которых можно было бы что-то восстанавливать. Нет людей. Приходилось строить некое новое сооружение, в котором места Солженицыну уже не особо находилось. И его советы были не нужны. Земство - местное выборное самоуправление, когда-то полезное, кому теперь было нужно?
Но Солженицын у нас был, и дело его велико, и он - наш. Он дал ответ этой подлой власти за всех нас, живых и мёртвых. Наверное, самая значимая фигура в мире. Других ведь нет.
По теме:
Солженицын: западный мир и социализм (1976 г.) Солженицын. Крушенье в три дня. Петроград 28 февраля - 2 марта 1917 Солженицын о коммунизме Бесполезные действия безвольного человека Солженицын о плюрализме и разнообразии Исчадье рода человеческого (О Ленине) Солженицын о Сахарове Солженицын. 5 марта 1953-го Власов Солженицын о чеченцах Солженицын об Украине