некоторые соображения на 2015-2025 годы, часть 2/2

May 12, 2015 23:39


часть 2, часть 1 -- http://rus-vopros.livejournal.com/5500940.html

Восточная Азия и Китай
[Spoiler (click to open)]

Китай перестанет быть экономикой высокого роста и низких зарплат. По мере того как рост китайской экономики будет замедляться, возникнет необходимость создания экономической инфраструктуры, пригодной для того, чтобы дать рабочие места низкооплачиваемой рабочей силе. В портовых городах это можно сделать быстро, но во внутреннем Китае потребует значительного времени. Китай нормализует свою экономику, как это однажды сделали Япония, Тайвань и Южная Корея. Грандиозное расширение всегда приходит к своему логическому концу, и структура экономики меняется.
Основной проблемой Китая в следующие десять лет будут социальные и экономические последствия этой перемены. Прибрежные регионы сейчас целиком держатся на высоком быстром росте и связях с европейскими и американскими потребителями. По мере того как эти связи будут приходить в упадок, начнут появляться политические и социальные вызовы. В то же время надежды на то, что внутренние регионы за пределами более-менее урбанизированной дельты Янцзы будут расти так же быстро, как побережье, нет. Следующее десятилетие будет посвящено решению этих проблем.
Усиление диктатуры Пекина и масштабная антикоррупционная компания, которая на самом деле представляет собой попытку централизации власти, показывают, как Китай будет выглядеть в следующие десять лет. Китай выбрал гибридный путь, который предполагает централизацию политической и экономической власти укреплением власти Партии над армией и консолидацию до того разрозненных отраслей, например угля и стали, одновременно с осторожными рыночными реформами в государственной промышленности и банковском секторе. Весьма вероятно, что итогом станет жесткая диктатура с более скромными чем раньше экономическими амбициями. Другой сценарий менее вероятен, но возможен - политические элиты побережья могут взбунтоваться против Пекина, протестуя против перераспределения богатства в пользу центральных областей для поддержания политической стабильности. Так в Китае уже бывало, и хотя это не самый вероятный исход, его необходимо держать в голове. Прогноз - установление коммунистической диктатуры, высокая степень экономической и политической централизации, усиление национализма.
Китай не сможет легко превратить национализм во внешнюю агрессию.
География Китая делает подобные попытки на суше сложными, если не невозможными вовсе. Исключением здесь может быть попытка взять под контроль постсовецкое безконтрольное побережье, если прогноз верен и РФ-ия раздробится.
Здесь Китай наверняка встретит противодействие со стороны Японии. Китай строит большой флот, но у него нет опыта в морской войне и подготовленных офицерских кадров, необходимых для того, чтобы бросить вызов более опытным флотам, включая американский.
У Японии достаточно ресурсов для строительства гораздо более мощного флота и есть военно-морские традиции. К тому же Япония сильно зависит от импорта сырья из
Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Сейчас японцы нуждаются в Америке для сохранения доступа к этому сырью. Но учитывая прогноз, предполагающий более осторожное отношение США к вмешательству в иностранные дела, а также независимость Америки от импорта, надежность США как союзника здесь под вопросом.
Таким образом, японцы будут усиливать флот.
В регионе развернется игра между тремя сторонами. РФ-ия, слабеющая сила, будет постепенно терять способность защитить свои морские интересы.
Китай и Япония будут заинтересованы в том, чтобы ими завладеть. Этот конфликт превратится в главную схватку региона, и китайско-японская вражда усилится.

Центры пост-китайского производства

Международный транснациональный союз требует регионов с высоким ростом и низкими зарплатами, дающих высокий доход с рискованных вложений. В 1880-х, например, таким регионом были США. Китай - самый новый из таких регионов, он сменил в этом качестве Японию. Нет какой-то одной страны, способной заменить Китай, но есть 16 стран с общим населением 1.15 млрд человек, куда производства могут переместиться, покинув Китай. Это, во-первых, текстильная промышленность, в особенности в ее дешевой форме, например, подкладки для курток. Вторая отрасль - обувная, третья - сборка мобильников. Все три отрасли не требуют больших капиталовложений, а производители быстро перемещают производства, чтобы воспользоваться низкими зарплатами.
Такая промышленность (например, производство дешевых игрушек в Японии) обычно работает как фундамент для эволюции и постепенно превращается в производство более широкой номенклатуры дешевых и популярных товаров. Рабочая сила, в самом начале часто женщины, становится доступнее по мере того, как в страну приходят новые заводы. По мировым меркам они предлагают низкую зарплату, но на местном уровне она очень привлекательна.
Как и Китай в начале взлета 1970-х, эти страны обычно политически нестабильны, там проблемы с правовым государством, бедная инфраструктура и множество прочих рисков, которые обычно отпугивают промышленные производства. Но некоторые иностранные компании в таких условиях процветают и строят на существовании таких стран всю бизнес-модель.
На картах видно, что все эти страны находятся в бассейне Индийского океана. Их можно объединить и по другому критерию - это менее развитые регионы Азии, Восточной Африки и Латинской Америки. Мы предполагаем, что в следующие десять лет многие из этих стран - включая, возможно, и некоторые пока незамеченные  - начнут исполнять функцию, которую в 1980-е исполнял Китай. Это значит, что к концу десятилетия они войдут в фазу ускоренного роста и перейдут к производству гораздо более разнообразных продуктов. Мексика, чья экономика демонстрирует потенциал как для низшего сегмента, так и для более сложных производств, много выиграет от инвестиций и спроса своего северного соседа.

Соединенные Штаты

Экономика США по-прежнему составляет 22% мировой. Америка продолжает доминировать на море и обладает единственной значительной межконтинентальной армией.
С 1880-х США беспрепятственно росли в экономическом и политическом смысле.
Даже Великая Депрессия оказалась в итоге эпизодической неприятностью.
Вокруг роста американской силы выстроена современная международная система, и такое продолжится без препятствий.
Главное преимущество Соединенных Штатов - закрытость. Америка экспортирует всего 9% ВВП, и 40% этого экспорта идет в Канаду и Мексику.
Только 5% ВВП подвержены колебаниям глобального спроса.
В условиях нарастающего хаоса в Европе, РФ-ии, территории исторической РОССИИ  и Китае - сама Америка может позволить себе потерять половину экспорта - громадный объем, - но даже такая потеря будет вполне решаемой проблемой.
От проблем с импортом США тоже защищены вполне надежно. В отличие от 1973 года, когда арабское эмбарго на нефть значительно пошатнуло американскую экономику, в следующее десятилетие США входят как крупный производитель энергии. Хотя некоторые минералы приходится ввозить из-за пределов NAFTA, а некоторые промышленные товары страна предпочитает импортировать, без всего этого можно легко обойтись, особенно если учесть ожидаемый рост промышленного производства в Мексике после ухода производств из Китая.
Всемирный кризис оставил американцев в выигрыше. В США стекается глобальный капитал - деньги, бегущие из Китая, Европы и РФ-ии оседают в Америке, снижая процентную ставку и оживляя рынок акций. Америка ощущает некоторое влияние европейского банковского кризиса, но оно, во-первых, несравнимо с тем, что было десять лет назад, а во-вторых, его компенсирует приток капитала. Что касается вечного страха перед уходом китайских денег с американских рынков, это все равно произойдет - но медленно, по мере того как рост китайской экономики будет замедляться, а объем внутренних инвестиций увеличится. Резкий уход невозможен - больше деньги вкладывать просто некуда. Разумеется, в следующие десять лет рост и рынки будут колебаться, но США остается стабильным центром мировой финансовой системы.
В то же время американцы стали менее зависимы от этой системы и столкнулись со множеством трудностей в управлении ей и в особенности в ее умиротворении.
США в следующие десять лет будут менее охотно принимать на себя политические обязательства, и гораздо неохотнее - устраивать военные интервенции.
Америка на протяжении века была озабочена опасностью появления европейского гегемона, в особенности возможным союзом между СССР-ией и Германией или покорением одной из этих стран другой. Такой союз более, чем какой-либо другой, имел бы возможность при помощи немецкого капитала и технологий в сочетании с неосовецкими ресурсами и живой силой - угрожать американским интересам. В Первую мировую, Вторую мировую и Холодную войны Америке удалось предотвратить его появление.
В мировые войны Америка вступила поздно, и хотя ей удалось понести меньше потерь,
чем другие участники конфликта, уровень этих потерь все равно не устроил общество.
В Холодную войну США вступили рано, и в Европе не понесли потерь совсем. На этом основан направляющий принцип американской внешней политики, доведенный почти до автоматизма: если в Европе начинает возникать гегемон, США вмешиваются как можно раньше, как во времена Холодной войны, выстраивая союзы и располагая войска на основных оборонительных позициях.
Сейчас это делается в отношении постсовецкой РФ-ии. Хотя и есть упадок РФ-ии,
в ближайшей перспективе территория постсовецкая опасна, особенно загнанная в угол экономически.  Американцы попытаются выстроить систему союзов, параллельную НАТО, от Прибалтики до Болгарии, и вовлечь в нее как можно больше стран.
В союз попробуют завлечь Турцию и распространить его на Азербайджан. В эти страны пропорционально угрозам будут направлены войска.
Это станет главным содержанием первой половины десятилетия. Во второй половине Вашингтон сосредоточится на том, чтобы избежать ядерной катастрофы при распаде постсовецкой территоии РФ-ии. Соединенные Штаты не будут втягиваться в решение европейских проблем, не станут воевать с Китаем, и будут как можно меньше вмешиваться в ближневосточные дела.
Международные антитеррористические операции продолжатся, но с полным осознанием
в лучшем случае временного результата.
Американцев ожидает крупная проблема. В США существуют пятидесятилетние циклы, каждый из которых заканчивается серьезными социальными и экономическими кризисами. Один из циклов начался в 1932 году с победой Рузвельта и закончился президентством Джимми Картера. Он начался с необходимости восстановить спрос на товары простаивающих фабрик и закончился всеобщим сверхпотреблением, нехваткой инвестиций, двузначными цифрами инфляции и безработицы.
Рейган оформил принципы переформатирования американской промышленности через изменения в налоговом законодательстве и сдвинул центр общественной структуры
с городских рабочих на обитателей субурбии, профессионалов и предпринимателей.
До конца этого цикла осталось 15 лет, и следующий кризис начнет впервые ощущаться во второй половине следующего десятилетия. Его контуры уже видны - это кризис среднего класса. Проблема не в неравенстве;-проблема в том, что средний класс больше не может жить, как средний класс. Сейчас средний доход американского домохозяйства держится на уровне 50000 долларов. Зависит от штата, но на деле эта сумма ближе к 40000.
Она позволяет середине среднего класса купить скромный дом и при бережном отношении к деньгам выжить за пределами популярных агломераций.
Низший средний класс, 25% населения, не может позволить себе даже этого.
Этому есть две причины.
Во-первых, это рост количества родителей-одиночек: два домохозяйства в два раза дороже, чем одно.
Во-вторых, дело в том, что решения, которые обеспечили необходимое переформатирование американской промышленности и чрезвычайно увеличили производительность труда, одновременно ухудшили положение среднего класса на рынке труда и уменьшили его доход.
Кризис пока не политический - он станет политическим к концу десятилетия, но не разрешится ни выборами 2028-го, ни выборами 2032-го.
Это нормальный, циклический кризис, но он все равно будет болезненным.



в итоге

Не бывает безболезненных десятилетий, и даже в самые спокойные времена кто-то продолжает страдать.
Кризисы следующего десятилетия - не самые тяжелые за прошедший век, и не тяжелее тех, которые еще будут.
Но все же имеющеяся информация говорит о том, что проблемы нашего поколения тяжелее, чем когда бы то ни было.
Но наше положение неизбежно изменится - и наверняка быстрее, чем мы ожидаем.
Наши невзгоды - обыкновенная деталь обычной человеческой жизни. Утешение слабое, но это реальность, которую нужно воспринимать на ближайшие десять лет.
Видно из этого, что никакой исторической РОССИИ в ближайшее десятилетие не предвидится, но чудо возможно всегда !!! Стоит только захотеть всем нам !!!
Враги слабы и неспособны помешать, и тем не менее историю с ЯО нужно использовать в свою пользу, а как - только взяв под свой контроль и гарантировав лишения доступа к нему всяким террористам и идиотам т. н. "ТАНДЕМа" ... !!!
по материалам американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor (основана в 1996 году), - Decade Forecast: 2015-2025

крах, грядущая национальная россия, третья гражданская, детандемизация, грядущая россия, экономика, россия, грядущая историческая россия, руский вопрос, мiровозрение, мiр, грядущая национальная руская россия, крызис, апокалипсис

Previous post Next post
Up