В.В.Акунов. Фрайкоры. Германские добровольческие отряды в 1918 - 1923 гг.. Глава 1 - часть 5/1/2

May 10, 2014 19:39

часть 5/1/2 -- http://rus-vopros.livejournal.com/4654868.html

В качестве своей символики добровольцы использовали белую свастику (так называемый "громовый крест"), перенятую ими у латышей и финнов, в чьей национальной символике свастика играла важную роль: у финнов - как "крест свободы", у латышей - как "крест Перкона". Древнелатышский бог-громовержец Перкон (Перконс) соответствовал древнеславянскому Перуну и древнелитовскому Перкунасу; в 1920-1940 гг. в Латвийской республике даже существовала военизированная антисемитская организация "Перконкрустс" ("Громовый крест"), использовавшая в качестве символа свастику.

Оригинал взят у wg_lj в В.В.Акунов. Фрайкоры. Германские добровольческие отряды в 1918 - 1923 гг.. Глава 1 - часть 2

* * *
Первым добровольческим корпусом, сформированным в конце декабря 1918 г., был добровольческий полк полковника Рейнгарда (будущего обергруппенфюрера СС). Вслед за тем в окрестностях Берлина, при участии капитана Курта фон Шлейхера (будущего генерала рейхсвера и имперского канцлера, убитого эсэсовцами в "ночь длинных ножей" 30 июня 1934 г.), были сформированы полк "Потсдам", добровольческий корпус Гюльзена, государственный стрелковый корпус генерал-майора Редера и добровольческий корпус генерала фон Люттвица. Сохранившийся в качестве "обломка" кайзеровской армии кадр Гвардейской кавалерийской стрелковой дивизии был переведен из столицы в пригород Берлина Тельтов и доукомплектован добровольцами. Сходным образом были реорганизованы 17-я и 31-я пехотные дивизии прежней кайзеровской армии.
Примерно в то же самое время были сформированы добровольческие корпуса Лихтшлага и Росбаха, Военно-морская бригада Эрхардта3, "Железная дивизия", Марбургский егерский корпус, Добровольческий ландъегерский корпус генерал-майора Мерке-ра. Число добровольческих формирований росло по мере нарастания угрозы большевицкого переворота во всегерманском масштабе. В верхнесилезском каменноугольном бассейне в конце 1918 г. были также сформированы добровольческие корпуса, воспрепятствовавшие захвату шахт отрядами польских националистов бывшего депутата германского рейхстага поляка Корфанты. Любопытно, что первыми немецкими добровольческими корпусами в Силезии были два отряда, состоявшие из судетских немцев под руководством австрийских офицеров, общей численностью 60 офицеров и около 2600 унтер-офицеров и рядовых. Они были сформированы в самом конце 1918 г. и на протяжении многих месяцев оказывали неоценимую поддержку германским военным властям. Что же заставило австрийцев и судетских немцев проливать свою кровь за, казалось бы, совсем чужую им германскую Силезию? Дело в том, что осенью 1918 г. Национальное собрание Немецкой Австрии4 провозгласило слияние Австрии с Германией. Того же хотели и немцы, проживавшие в Судетской области республики Чехословакия (образована 14 ноября 1918 г.). Но собравшееся в Веймаре германское Национальное (Учредительное) собрание боялось санкций со стороны победоносной Антанты, категорически запретившей воссоединение Австрии с Германией. Когда позднее, в конце мая - начале июня 1919 г., в Силезии был поставлен решающий вопрос о подписании Версальского договора, в распоряжении Генерального командования в Бреслау5 находилось около 30 000 надежных и находившихся в состоянии постоянной боеготовности войск. Их основу составляли по-прежнему добровольческие корпуса.
3 В описываемый период в Германии были сформированы 3 добровольческие военно-морские бригады: 1-я Военно-морская бригада фон Родена, 2-я Вильгельмсгафенская Военно-морская бригада Эрхардта и 3-я Военно-морская бригада Левенфельда.
4 Deiitschosterreich - так в 1918-1921 гг. называлось австрийское государство, образованное на месте части Австро-Венгерской империи после ее распада в результате военного поражения в 1-й мировой войне; с 1922 года - Республика Австрия (Osterreich).
5 Ныне - Вроцлав (Польша).

В южных и юго-восточных районах Берлина, где поистине неуемную революционную активность, то и дело приводившую к кровавым столкновениям, проявляли главные враги республиканского правительства - левое крыло НСДПГ (Независимой социал-демократической партии Германии), берлинские "революционные старосты" во главе с Э. Штольце и Г. Ледебуром, и немецкие боль-шевики-"спартаковцы" -было сконцентрировано несколько десятков верных социал-демократическому правительству Эберта-Шей-демана добровольческих частей общей численностью около 10 000 штыков и сабель, имевших тяжелое вооружение, в том числе крупнокалиберные пулеметы, бронеавтомобили, огнеметы, артиллерию и даже танки. Было реорганизовано Берлинское генеральное командование. Военный комендант Берлина генерал Леки был смещен и заменен генералом бароном фон Люттвицем.
В Берлине была расквартирована находившаяся под сильным большевицким влиянием "Народная военно-морская дивизия" (Volksmarinedivision), чьи матросы, на словах пребывавшие во власти "революционных идеалов", в действительности превыше всего ценили голый материальный интерес. Берлинцы жаловались на матросов за их склонность к воровству. А ведь они были расквартированы не где-нибудь, а в Берлинском дворце прусских королей. Когда правительство Эберта приказало распоясавшимся матросам покинуть дворец, те потребовали выплатить им предварительно за уход из дворца 80 миллионов марок "компенсации". Получив отказ, "народные матросы" напали на коменданта Берлина Отто Вельса (члена СДПГ) в его собственном кабинете, избили и взяли заложником. Правительству пришлось задействовать войска. 24 декабря 1918 г. в центре Берлина развернулась форменная битва между солдатами-фронтовиками и "Народной военно-морской дивизией". В боевых действиях на стороне последней против правительственных войск приняли участие и спартаковские боевики. С обеих сторон только убитыми насчитывалось 29 человек. Перепуганное не на шутку, правительство Эберта пошло на уступки взбунтовавшимся матросам и заплатило им отступные в обмен на обещание больше не бунтовать. Матросы некоторое время держали данное "буржуям" слово, пока не вмешались в столкновение между правительством и левыми радикалами в январе 1919г.
29 декабря 1918г. социал-демократическое правительство Германской республики приняло решение о насильственном разоружении германских "большевиков" - сторонников Коммунистической партии Германии, "Союза красных солдат", "Народной военно-морской дивизии", Независимой социал-демократической партии Германии и др. "Союз Спартака" был создан 11 ноября 1918 г. во главе с Карлом Либкнехтом, Розой Люксембург, Лео Иогихесом, Кларой Цеткин и Паулем Леви. 29 декабря 1918 г. он был переименован в Коммунистическую партию Германии (КПГ). "Спартаковцы", среди которых преобладал тип безоглядного "фанатика революции во что бы то ни стало", получали всемерную поддержку от правительства советской России, что послужило причиной разрыва германо-советских дипломатических отношений и высылки из Германии болыневицкого полпреда Адольфа Иоффе - одного из "отцов" грабительского в отношении России Брестского мира. Присутствовавший на учредительном съезде КПГ советский эмиссар Карл Радек выразил надежду, что "скоро в Берлине будет заседать международный Совет рабочих депутатов и русские рабочие будут совместно с немецкими сражаться на Рейне, а немецкие совместно с русскими - на Урале" (то есть против белых войск Верховного Правителя России адмирала Колчака).
"Спартаковцы" и иже с ними поспешно готовились к выступлению, чтобы предупредить заведомо негативный для них результат выборов в Национальное собрание и, взяв власть вооруженной рукой, разогнать последнее, как большевики Ленина-Троцкого-Свердлова разогнали Учредительное собрание в России. Однако вышло все иначе.
4 января 1919 г. президент Германии Фридрих Эберт и его военный министр Густав Носке посетили военный лагерь добровольцев Цоссен и убедились в боеспособности фрайкоровцев, которых коммунисты, по аналогии с российскими реалиями того времени, окрестили "белыми". Сами добровольцы, кстати, охотно приняли это название. Ведь многие из них успели повоевать в Финляндии и Прибалтике против красных на стороне тамошних белых. Они носили на рукавах своих обычных армейских мундиров и шинелей цвета "фельдграу" ("серо-полевого цвета") белые повязки (нередко - просто носовые платки) или белые "углы"-шевроны (как, например, добровольцы Гвардейской кавалерийской стрелковой дивизии); обводили свои стальные каски белыми полосками по окружности или же рисовали на них (а также на грузовиках, броневиках и танках) масляной краской (а порой и просто мелом) белую "адамову голову"6 (череп с перекрещенными костями), а добровольцы, сражавшиеся против красных в Финляндии и Прибалтике (в частности, бойцы военно-морской бригады Эрхардта и добровольческого корпуса "Мансфельд") ~ белую свастику (так называемый "громовый крест"), перенятую ими у латышей и финнов, в чьей национальной символике свастика играла важную роль: у финнов - как "крест свободы", у латышей - как "крест Перкона". Древнелатышский бог-громовержец Перкон (Перконс) соответствовал древнеславянскому Перуну и древнелитовскому Перкунасу; в 1920-1940 гг. в Латвийской республике даже существовала военизированная антисемитская организация "Перконкрустс" ("Громовый крест"), использовавшая в качестве символа свастику.
Кроме того, на добровольческих броневиках часто было написано белой масляной краской "Бронеотряд верных правительству войск".
Несколько слов об обмундировании германских добровольцев и частей рейхсвера вообще. Как правило, они носили серо-полевую форму кайзеровской армии, хотя, по воспоминаниям участников добровольческого движения, нередко заменяли недостающие или пришедшие в негодность части обмундирования предметами штатской одежды. Несмотря на то, что новое республиканское правительство Германии с первых же дней своего прихода к власти запретило кайзеровскую черно-бело-красную кокарду, вместо которой начала внедряться на первых порах красная кокарда, а позднее - черно-красно-золотая (цветов нового "республиканского" флага Германии)7, большинство германс ких солдат и офицеров, особенно на первых порах, сохраняли верность черно-бело-красным кокардам и флагам - например, в Силезии, а тем более за пределами рейха - скажем, в Прибалтике.
6 Иначе: "мертвую голову" (Totenkopf).
7 втихомолку именуемая немецкими монархистами и антисемитами "еврейской кокардой" (Judenkokarde)

В связи с нехваткой сапог подавляющее большинство германских солдат еще в конце мировой войны перешло на ботинки с обмотками. Некоторые добровольцы, особенно австрийские и баварские (из добровольческих корпусов "Верденфельс" и "Оберланд"), вообще отказались от военной формы и носили красочные баварские национальные костюмы, тирольские шляпы с перьями, короткие кожаные штаны с помочами и гетры - но такая "экзотика", как правило, ограничивалась пределами Судет, Баварии и Австрии.
Подобно германским ландскнехтам периода Тридцатилетней войны, бойцы добровольческих корпусов хранили верность прежде всего командирам своих подразделений, чьим знаменам они присягали. Некоторые из них сознательно подражали ландскнехтам, как своим историческим предшественникам, пели средневековые ландскнсхтовские песни, носили вместо бескозырок и фуражек бархатные береты и т.п. Знамена, флаги и значки добровольческих корпусов отличались большим разнообразием. Чаще всего на них изображалась "мертвая голова", обрамленная различными девизами, скелет с песочными часами и косой, герб места формирования (например, башни г. Гамбурга), черный крест Тевтонского Ордена на белом поле или мальтийский крест (в особенности у подразделений, входивших в русско-германскую Западную Добровольческую армию князя Авалова-Бермондта), но иногда только начальная буква фамилии командира - "В" ("Бертольд"), "R" ("Росбах") или "L" ("Лютцов"), порою обрамленные венками, дубовыми или лавровыми ветвями и т.п. - у кого на что хватало фантазии, времени и средств. Большим разнообразием отличались петлицы, нарукавные знаки, щитки и повязки добровольческих корпусов. Отличительным знаком добровольцев из приальпийских земель был цветок эдельвейса на головном уборе, например, у членов добровольческого корпуса (а позднее - союза) "Оберланд", особо отличившегося в боях против красных в Баварии, западногерманских промышленных районах и в Верхней Силезии, где он 21 мая 1921 г. взял штурмом Аннаберг, отстаивая силезские земли от притязаний панской Польши. Нарукавные знаки изготавливались из материи, кожи или металла.

фрайкор, руские армейские части

Previous post Next post
Up