часть 5/4/4 --
http://rus-vopros.livejournal.com/4652416.html Вечером 24 августа германские добровольцы ЖД совместно с русскими солдатами князя Авалова, срывая латвийские флаги, прошли факельным шествием по Митаве и потребовали начать совместную борьбу с большевизмом (43).
Оригинал взят у
wg_lj в
В.В.Акунов. Фрайкоры. Германские добровольческие отряды в 1918 - 1923 гг.. Глава 4 - часть 4Русские белогвардейцы в Прибалтике были самой силою вещей заинтересованы в теснейшем сотрудничестве с Германской империей, и прежде всего, с размещенными в прибалтийском регионе германскими войсками. Однако русско-германское сотрудничество никоим образом не входило в планы Антанты, и английский генерал Гоф в своем письме генералу Юденичу от 4 августа 1919 г. предупредил его, что ".. .кто будет сотрудничать с Германией, тот лишится всякой поддержки союзников".
Уже в июле 1919 г. между князем Аваловым и майором Бишофом были установлены первые контакты с целью налаживания военного сотрудничества. 28 июля германский капитан, первый штаб-офицер ЖД, Гейнц Гудериан обобщил ситуацию в меморандуме, содержавшем следующие тезисы:
1. Глава временного латвийского правительства Ульманис аннулировал все обещания, данные германским добровольцам в Прибалтике, что означает полный провал германской политики сотрудничества с Латвией.
2. Версальский договор требует вывода всех германских войск из Прибалтики и тем самым обрывает прямые связи между Германией и Россией. В случае ухода из Прибалтики Германия оказывается в окружении малых государств, всецело зависимых от Антанты. Во имя будущего развития необходимо сохранить путь в Россию через Прибалтику. Эта задача должна быть обеспечена силами германских солдат и колонистов в Прибалтике.
Именно Гудериану удалось добиться согласия германского военного руководства на переход оперировавших в Прибалтике германских войск в армию Авалова (Бермондта). Кстати, в 1919 г. в Прибалтике впервые взошла военная звезда не только Гудериана, но и многих других военных и политических деятелей последующих десятилетий, таких как майор фон Фрич (начштаба подчиненного фон дер Гольцу генерала фон Кваста, позднее ставший организатором вермахта), капитан фон Штюльпнагель из добровольческого корпуса фон Плеве (известный немецкий генерал II мировой войны), балтийский юнкер Макс-Эрвин фон Шейбнер-Рихтер (один из организаторов мюнхенского путча Гитлера в 1923 году, убитый баварской полицией в перестрелке у Фельд-геррнгалле), командир добровольческого корпуса Пфеффер фон Заломон (ставший в 20-е гг. командиром всех штурмовых отрядов НСДАП), капитан фон Кюхлер, первый штаб-офицер Курляндской бригады в 1919 г. (будущий генерал-фельдмаршал вермахта) и многие другие.
Со ссылкой на соответствующие статьи Версальского договора Антанта все более настойчиво требовала эвакуации всех германских войск из Прибалтики. 27 августа 1919 г. французский маршал Фош предъявил германскому правительству прямой ультиматум, угрожая в случае его отклонения применить против Германии репрессии на Западе. В ответ министерство рейхсвера (германское министерство обороны) отдало командованию VI армии (Gen. Kdo VI) приказ незамедлительно начать эвакуацию германских частей, готовых по собственному желанию вернуться в Германию. Граф фон дер Гольц отказался от предложенной эвакуации морским транспортом, предложив со своей стороны поэтапно вывезти вверенные ему войска в течение двух месяцев по железной дороге.
К этому моменту численность Железной дивизии составляла 14 000 штыков и сабель. По своей организационной структуре она соответствовала германской дивизии военного времени. На 20 августа 1919 г. в ее состав входили:
1) 1-й, 2-й и 3-й Курляндские пехотные полки (причем 3-й полк включал в свой состав пулеметно-снайперскую роту и Вюртембергскую пулеметную роту),
2) отдельная пулеметно-снайперская команда фон Лютца,
3) Курляндский конный полк четырехэскадронного состава (включавший в себя самокатную роту),
4) 1-й артиллерийский полк в составе 3-х батарей полевой артиллерии, отдельной Баденской батареи трехорудийного состава, Дивизиона зенитных орудий (3 орудия), и дивизиона пешей артиллерии в составе 2-х батарей пешей артиллерии и приданной полку отдельной артиллерийской батареи фон Пфеффера,
5) авиаотряд в составе 103-го взвода полевых аэростатов, 101-й авиационной эскадрильи поддержки артиллерии (корректировавшей огонь артиллерии) и 427-й авиаэскадрильи,
6) бронеотряд (включавший в себя 2 бронепоезда, из которых один был вооружен 2 орудиями, а другой - 2 орудиями и 5 пулеметами, и два бронеавтомобиля, вооруженные двумя пулеметами
каждый),
7)радиоотряд,
8) телефонно-кабельный отряд,
9) отдел связи,
10) речная флотилия (состоявшая из 3 канонерских лодок, вооруженных 1 орудием каждая и действовавших на реке Аа),
11) саперный батальон в составе 2 саперных рот и инженерно-мостостроительного отряда,
12) грузовая автотранспортная колонна N 097,
13) легковая автоколонна,
14) служба продовольственного снабжения (включавшая в себя полевую скотобойню и полевую хлебопекарню),
15) 2 колонны конно-гужевого транспорта (колонна Вернера и
колонна Кернера),
16) конно-ветеринарный лазарет,
17) полевой госпиталь,
18) отряд эвакуации раненых и пострадавших,
19) передвижной склад запасного оборудования и оснащения,
20) 383-я станция полевой почты,
21) рота железнодорожной охраны,
22) конный отряд полевой жандармерии
23) полицейский батальон.
Командир ЖД опасался, что Антанта и правительство Веймарской республики задумали расчленить дивизию и расформировать ее под предлогом эвакуации. Его опасения вполне оправдались, когда дивизион пешей артиллерии был эвакуирован насильно, против воли офицеров и нижних чинов. 23 августа 1919 г. аналогичный приказ прибыть в Митаву для эвакуации получил и батальон лейтенанта флота фон Рикгофа. Явившись на митавский вокзал в сопровождении капитана Гудериана, майор Бишоф отдал приказ батальону Рикгофа выгрузиться в Шаулене и расквартироваться в ожидании дальнейших приказаний. На следующий день Бишоф, в целях разъяснения обстановки, обратился к войскам со следующим воззванием:
"Солдаты Железной дивизии!
Я намеревался обеспечить Вам возможности для проживания в этой стране. На основании договоров, заключенных с латвийским правительством в соответствии с нормами международного права, я принял Вас на службу и обещал Вам, что вы сможете здесь поселиться.
Поэтому Вы оставили дома и родных, поспешили сюда и в тяжелых боях ценой собственной крови завоевали и освободили от большевизма эту страну.
И вот теперь латвийское правительство отказывается от соблюдения договоров. Германское правительство подписало позорный мир и тем самым лишило меня возможности сдержать данные мной Вам обещания. Тем самым правительство само взяло на себя ответственность за все дальнейшие события, и я намерен защитить перед ним Ваши права.
Поэтому я обратился к нему с нижеследующим посланием.
Прошу понять меня правильно - речь идет лишь о том, чтобы добиться соблюдения Ваших заслуженных законных прав. Я далек от мысли нести в Германию какую бы то ни было контрреволюцию. Я хочу лишь позаботиться о Вас. А потому - поддержите меня все как один! Я один несу ответственность за все, причем беру ее на себя совершенно сознательно, ибо знаю, что Вы оказали мне высокое доверие, которое я намерен оправдать и оправдаю.
Подпись:
Бишоф"
Приложенное к этому воззванию послание к правительству Германской империи содержало подробное изложение пожеланий Бишофа касательно снабжения ею солдат и обещание не предпринимать никаких военных действий против демократического правительства. В то же время из него совершенно недвусмысленно явствовало, что ЖД в полном составе останется в Курляндии до получения соответствующих правительственных гарантий.
Примеру ЖД на следующий день последовали Немецкий (иногда именовавшийся современниками Германским) Легион и добровольческий корпус капитана Карла фон Плеве. Немецкий Легион (далее для краткости - НЛ), сформированный в июле 1919 г. из остатков германской 1-й гвардейской резервной дивизии, состоял на тот момент из добровольческих корпусов Кордта фон Брандиса, графа Йорка фон Вартенбурга, Вейкмана, Штевера и Дибича, добровольческого полка "Балтенланд", Баденского штурмового батальона, добровольческого пулеметно-снайперского отряда фон Петерсдор-фа, отрядов фон Йена и Михаэля, а также авиационной эскадры (авиаполка) старшего лейтенанта Готтхардта Заксенберга и нескольких более мелких подразделений. Командовал Немецким легионом капитан I ранга Зиверт, его начштаба был гауптманн (капитан) Отто Вагенер. Эмблемой легиона была лосиная голова, заимстовованная со старинного герба Митавы, столицы герцогства Курляндского (42).
(42) Немецкий (Германский) легион Зиверта, наряду с Железной дивизией Бишофа, составлял основной костяк Западной Добровольческой Армии князя Авалова-Бермондта и, находясь в ее составе, сыграл решающую роль, в частности, в боях в районе Режицы-Люцина. В конце декабря 1919 г. НЛ был оттеснен победоносными "белыми" латышами через границу и отступил на территорию Германии, где и был впоследствии расформирован.
Вечером 24 августа германские добровольцы ЖД совместно с русскими солдатами князя Авалова, срывая латвийские флаги, прошли факельным шествием по Митаве и потребовали начать совместную борьбу с большевизмом (43).
(43) Князь Авалов планировал вести свою армию на Двину в свободный промежуток между Якобштадтом (Екабпилсом) - южной границей расположения "белых" латышских войск - и Динабургом (Двинском) - северной границей расположения литовских войск, и далее на Петроград и Москву.
Казалось, состоялась новая встреча в Таурогах (44) и обрела новую жизнь давняя мечта о германо-российском братстве по оружию.
(44) 18 декабря 1812 г. под Таурогами между русским генерал-майором Дибичем и прусским генерал-лейтенантом Йорком фон Вартенбургом было заключено перемирие, приведшее в итоге к переходу Пруссии из стана союзников Наполеона на сторону России и антинаполеоновской коалиции.
Отныне ничто более не препятствовало вступлению Железной дивизии в ряды Русской Западной добровольческой армии. По воспоминаниям участников событий (в частности, писателя Э.Э. Двингера), русские и немецкие офицеры клялись князю Авалову в верности на старинном мече рыцаря Тевтонского Ордена, снятом со стены Рыцарского зала Митавского замка герцогов Курляндских (построенного знаменитым Растрелли для Бирона и впоследствии разрушенного в ходе боевых действий "к великой радости латышей").
Вот краткая хроника событий последующих недель, за которыми с трудом успевали следить солдаты ЖД. 26 августа 1919 г. Верховное Главнокомандование рейхсвера в лице генерала Тренера потребовало от ЖД и НЛ "безусловного подчинения" указаниям германского правительства. 5 сентября берлинское правительство распорядилось о закрытии границы с Прибалтикой. 11 сентября 1919 г. германская военная прокуратура по приказу министра рейхсвера, социал-демократа Густава Носке, возбудила против капитана I ранга Зиверта и майора Бишофа дело по обвинению в "злонамеренном неподчинении приказам".
21 сентября 1919 г. граф фон дер Гольц и князь Авалов заключили соглашение, по которому все германские войска в Курляндии переходили под командование русской Западной добровольческой армии. Договор включал в себя, в частности, следующие пункты.
1. Русские войска берут на себя оборону участка фронта от Риги до Митавы и обеспечивают прикрытие эвакуации германских частей.
2. При нападении на позиции русских войск германские войска обязуются оказывать последним незамедлительную помощь.
3. Германские добровольцы переходят на русскую службу по контракту.
4. Митавская (Курляндская) губерния и германское войсковое имущество под расписку переходят в распоряжение русского верховного командования (45).
(45) Поскольку, по условиям Версальского договора, все германское войсковое имущество все равно подлежало передаче Антанте, немцы предпочли передать его своим новым русским союзникам.
5. Русский главнокомандующий обязуется выполнять военные и политические директивы Военно-политического Совета в Берлине.
Этот договор был 26 сентября 1919 г. одобрен и признан по телефону германским министром рейхсвера Носке. Однако, всего через три дня тот же самый министр, не моргнув и глазом, публично заявил о том, что отдал приказ без предупреждения открывать огонь по каждому, кто попытается пересечь германо-прибалтийскую границу. 3 октября 1919 г. граф фон дер Гольц был отозван в Германию и командование 6-м резервным корпусом взял на себя генерал-лейтенант фон Эбергардт.