Ветхий Завет о богоизбранном народе
Без Ветхого Завета была бы непонятна и совершенно особая роль еврейского народа в истории. Остановимся на этом подробнее, поскольку наши "антисемитские антифашисты" собираются "бороться с жидовским засильем" методом запрета Ветхого Завета - то есть методом самоослепления.
В ветхозаветные времена человечество настолько забыло Бога, что поклонялось бесам, то есть прочно подпало под власть сатаны. Освободиться от него сами люди уже не могли - их мог освободить только Господь Бог, однако с ответной помощью избранной для этого части человечества, готовой принять Божию помощь и стать Его оплотом, открыв возможность спасения всем людям.
Почему Богу для спасения человечества понадобился богоизбранный народ?
Потому что духовно пробудить сразу все плененное сатаной человечество к добровольно осознанному спасению было нереально. Бог, уважая свободу воли людей, не принуждает людей к истине насильно или механически, как могли бы себя вести запрограммированные роботы - в таковых "детях" для Бога не было бы никакой духовной ценности: именно в своем свободном духовном выборе и в сознательном усилии сопротивления злу они становятся людьми, раскрывающими в себе «образ Божий». Бог действует в истории через Своих верных "детей" в самом человечестве, добровольно выбирающих сторону Бога в сопротивлении Его противнику-сатане. В ветхозаветные времена почти все люди находились в состоянии слепого и темного порабощения диаволом, и обращение народов к Богу (а Богу нужно было только добровольное и сознательное обращение) не могло произойти с одного момента на другой. Для этого требовалась продолжительная воспитательная подготовка. И какой-то один избранный народ-первопроходец был необходим для осуществления этого спасительного дела для всех людей.
У некоторых православных юдофобов (видимо, при виде современного облика еврейства) встречается мысль, что Господь избрал для Своего воплощения худший из всех народов, наиболее грешный и злой - именно для победы над максимальным сгустком греха и зла через неизбежное распятие и Воскресение. Даже один православный священник высказал сходную мысль, что Господь Бог, избирая Себе для этой цели народ по его качествам, изначально выбрал не самый смиренный, а такой, который по своему рациональному складу был способен и на "палаческую функцию" - распятие Сына Божия, без чего не было бы и Искупления и Воскресения [25]... Весьма сомнительно такое предположение о "палаческой" расчетливости Господа Бога... Имелся ли тогда вообще на земле народ, который в тех условиях повел бы себя иначе?
Думается, не стоит нам вторгаться в неисповедимые тайны Божьего Промысла и столь рационализировать его всеведение человеческими мерками "стратегического планирования"...
Псковская икона XV в. Явление Святой Троицы в виде трех Ангелов праотцу Аврааму.
Нам вообще кажется более точным сказать, что этот народ был не избран за какие-то свои национальные достоинства, а создавался с нуля для определенной цели.
Ведь во время завета Бога с Авраамом (он был родом из Ура в Месопотамии) еврейского народа еще не существовало, Господь говорит о нем только в будущем: «Я произведу от тебя великий народ» (Быт. 12:2). При этом и сам Авраам еще был человеком недостаточной нравственности, чему в книге Бытия дается немало примеров. Лишь позже этот народ получил имя еврейского (предположительно потому, что Авраам был потомком благочестивого Евера, правнука Сима). А иудеями народ стал называться по имени колена Иудина (правнука Авраама), именем которого было названо Иудейское царство. Это был самый простой способ для Бога: не перевоспитывать народы, укорененные в идолопоклонстве, а избрать сначала одного человека, пусть еще и далекого от должной нравственности, но верного истинному Богу, и через размножение его потомства создать народ, служащий Богу. И как мы увидим далее, понятие Божьего народа определяется именно и только верным служением Богу, а не национально-племенной принадлежностью его членов.
Поэтому нам уместнее размышлять не о качествах и причинах избрания именно еврейского народа, которого еще не было, а о цели этого создаваемого народа, к которой этот народ воспитывался Богом. И уже его родоначальнику, Аврааму, Господь не раз говорил, что цель этого избрания всечеловеческая: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3); «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:18); и даже: «Я сделаю тебя отцем множества народов» (Быт. 17:4).
Чем же объяснить поразительную "жестоковыйность" богоизбранного еврейского народа и постоянное впадание в бесовщину - как это многократно описано в Ветхом Завете? Можно предположить, что и любой другой народ в случае его создания и воспитания Богом в том непросветленном состоянии окружающего человечества, порабощенного сатаной, имел бы сходную трудную историю своего духовного становления, с постоянными грехопадениями под сатанинскими соблазнами. Кроме того, думается, что именно из-за чрезвычайной важности миссии богоизбранного народа для всего человечества сатана направил на этот народ свои главные усилия по его соблазнению, похищению у Бога и превращению его в орудие для создания своего богоборческого царства земного.
Тем не менее, благодаря Божьему водительству, в богоизбранном народе, в отличие от других, сохранялась тонкая ниточка преемственности веры в истинного Бога от первых патриархов человечества - эта преемственность осуществлялась в лице пророков, которые часто ценою собственной жизни (их убивали), хранили знание о смысле истории и готовили всё человечество к пришествию Спасителя. Они-то - качеством, а не количеством - и выполнили миссию богоизбранного народа, подготовив необходимое количество людей для воплощения Мессии и создания Его Церкви как врат спасения.
В Ветхом Завете описано, что богоизбранный народ часто поддавался земным соблазнам сатаны и отпадал от Бога, затем покаянно возвращался и вновь отпадал. В сущности история богоизбранного народа, описанная в Ветхом Завете, - это история борьбы между сатаной и Богом за этот народ. Причем утрата евреями богоизбранности предсказывается уже во многих местах Ветхого Завета. Пророки предупреждают свой народ, что Господь возьмет назад все Свои обетования и народ постигнет страшная участь отверженности, если он не будет служить Богу, а станет поклоняться "богам" языческих народов-идолопоклонников. (См., например: Втор., гл. 28 и 32; Иез., гл. 4-11 и мн. др.) У ветхозаветных пророков можно найти множество "экстремистских" и "антисемитских" (по нынешним меркам) обличений своего же еврейского народа, например: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! …ваши руки полны крови» (Ис.1:4,15); «Все они - упорные отступники, живут клеветою… все они развратители» (Иерем. 6:28) ...
И наконец, в Ветхом Завете многократно звучат слова пророков о том, что избранничество от отверженных Богом евреев будет передано другому народу, который станет истинным Народом Божиим. Например, уже Моисей, получивший те самые "экстремистские" обетования Божии (ставшие причиной иска язычников к Библии), пророчествовал: «Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. Он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы, он будет главою, а ты хвостом» (Втор. 28: 43-44). У пророка Осии читаем: «...и скажу не Моему народу: "ты Мой народ", и он скажет: "ты мой Бог!"» (Ос. 2:23). У пророка Исайи: «Я звал - и вы не отвечали, говорил - и вы не слушали, но делал злое в очах моих и избирали то, что было неугодно мне. Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать, рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою... И оставите имя ваше избранным моим для проклятия... а рабов Своих назовет [Бог] иным именем» (Ис. 65:11-15).
Именно для того свт. Геннадий Новгородский и решил сделать полный перевод Ветхого Завета в своей борьбе против ереси жидовствующих, чтобы показать ветхозаветные пророчества об утрате иудеями богоизбранности, а не с целью продемонстрировать "взаимоисключение" Ветхого и Нового Заветов (как это ложно утверждает упомянутый нами неразумный "православный ревнитель" [13]). Вопреки утверждению этого "ревнителя",
митрополит Иларион в "Слове о законе и Благодати" тоже не отвергал Ветхий Завет, наоборот - ссылался на него в подтверждение превосходства христианства:
«Ведь прежде в одном Иерусалиме (Богу) поклонялись, ныне же - по всей земле. Как сказал Гедеон Богу: если рукой моей спасаешь Израиля - да будет роса на руне только, по всей же земле - сушь. И стало так. Ибо по всей земле сушь была прежде: идольской ложью народы одержимы; и потому росы благодатной не приемлют; только в Иудее знаем был Бог, и во Исраили велие Имя Его, и в Иерусалиме одном прославляем был Бог. Еще же сказал Гедеон Богу: "Да будет сушь на руне только, по всей же земле - роса". И стало так...
Сбылось благословение, ибо старшинство Манассии левой рукою Иаковлевой благословлено было, Ефремово же младшинство - десницей. Хотя и старше Манассия Ефрема, но благословением Иаковлевым меньшим стал. Так и иудейство: хотя и раньше (оно) явилось, но чрез Благодать христианство большим стало. Когда Иосиф сказал Иакову: "На этого, отец, возложи десницу свою, ибо он старше", - Иаков отвечал: "Знаю, чадо, знаю; и он вознесется меж людьми, но брат его меньший больше его станет, и племя его будет во многих народах". Так и произошло. Закон раньше был, и вознесся в малом, и отошел; вера же христианская, явившись после, больше первого стала и распространилась среди многих народов...».
В Новом Завете лишение евреев богоизбранности многократно подтверждает и Сам Христос в обращениях к еврейскому народу, например: «Говорю же Вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11-12). Особенно впечатляет горькое пророчество Христа народу, собравшемуся со всех земель на праздник Пасхи, при входе в Иерусалим в начале Страстной недели: «Как убежите вы от осуждения в геенну?.. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:33-38).
Пустой дом (храм) - это лишение иудеев богоизбранности. Но в мiре не может быть нравственной пустоты, если кто-то не служит Богу, то служит Его противнику: «Кто не со Мной, тот против Меня» (Мф. 12:30). Бывший богоизбранный народ предпочел ждать "иного" мессию (Ин. 5:43), посланца диавола, и таким образом превратил свою богоизбранность в сатаноизбранность. «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего... Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:19,44), - такой приговор выносит бывшему богоизбранному народу Христос, Сын Божий. Главный аргумент диавольского соблазна евреев был тот же, что и с первыми людьми - гордыня. Тогда был обман: "будете как боги"; теперь - что сей народ избран для господства над мiром с его земными ценностями. Символом этого материалистического падения уже в Ветхом Завете, одновременно с получением Моисеем заповедей был явлен прообраз нового еврейского "бога" -
рогатый золотой телец (Исх., гл. 32).
Богоизбранность же - а значит и все обетования Божии, данные ранее еврейскому народу, после его отказа от Мессии-Христа - переходят к христианам: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Этот смысл перехода избранничества к иным народам, воспринявшим христианство, четко выражен в Евангелии во многих притчах Христа: о передаче виноградника другим виноградарям - «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:41-43); о Хозяине дома, затворяющем врата для тех, на чьих улицах Он учил, но растворяющем врата для тех, которые «придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29); о Царстве Небесном, которое подобно брачному пиру: «званные не были достойны», почему и было повелено звать «всех, кого найдете» (Мф. 22:2-14); тот же смысл притчи о званных на вечерю (Лк. 14:16-24).
Тем самым приобретают достойное объяснение и "экстремистско-оскорбительные" слова Христа хананеянке (из народа язычников-идолопоклонников): «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева... не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15:24-26). Прежде всего стоит заметить, что вполне справедливо было назвать псами тех, кто практиковал изуверские культы: ритуальные убийства детей, ритуальную проституцию и т.п. Как это разъяснял великий учитель Церкви св. Иоанн Златоуст: Христос видел состояние хананеянки, сознающей свою принадлежность к столь греховному народу, и хотел дать ей возможность наглядно для всех проявить свою настойчивую волю и силу веры. При этом слова «послан только к овцам дома Израилева» были произнесены также и для того, чтобы иудеи не имели повода для оправдания своего неверия - мол, мы иудеи не уверовали потому, что Мессия пришел к язычникам. Именно так св. Феофилакт Болгарский толковал запрет Христа первым двенадцати апостолам проповедовать язычникам (Мф. 10:5) до Его отвержения иудеями, тогда как сразу же после Его распятия Христос учит: «идите, научите все народы» (Мф. 28:19) [27, гл. 9] То есть этими словами Христос не возвышает евреев перед язычниками, а отнимает оправдание у отвергнувших Его иудеев.
В результате "псы" и "дети" поменялись местами, - как об этом пишет св. Иоанн Златоуст: «...так сказал Христос, называя чадами иудеев, а псами - язычников. Но смотри, как после изменился порядок: те [иудеи] сделались псами, а мы - чадами. Блюдитеся от псов, - говорит апостол Павел, - блюдитеся от злых делателей (Фил. 3:2). Видишь, как бывшие прежде чадами - сделались псами? Хочешь узнать, как мы, бывшие прежде псами, сделались чадами? Тем, которые приняли Его, - говорит евангелист, - дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12)» (Свят. Иоанн Златоуст. Против иудеев. Слово первое). ) .
Разорвавшаяся завеса в Иерусалимском храме в момент богоубийства символизирует и окончание ветхозаветного закона. Все важнейшие православные праздники, связанные с жизнью Богоматери и Христа, знаменуют собою завершение и упразднение ветхозаветного закона и начало Нового Завета. Это утверждается и в изменении четвертой заповеди Моисея: перенесении праздничного дня с субботы на воскресенье. У христиан суббота уже не могла считаться праздничным днем, во-первых, поскольку Воскресение Христово затмило собою все иные праздники, а во-вторых, в субботу Христос еще лежал во гробе, а распявшие Христа радовались этому в свой праздник пейсах.
В Ветхом Завете мы находим и прообраз христианского священства по чину Мелхиседека (царя Салимского, священника Всевышнего), который вынес хлеб и вино для благословения Авраама и которому Авраам принес десятину (Быт. 14:18-20). Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает, что было это задолго до появления иудейских священнослужителей-левитов - потомков Авраама в колене Левия, которые тем самым также поставлены в низшее положение по сравнению с Мелхиседеком, - а ведь он «произошел не от Авраама и не от колена левитского, но от другого [не еврейского] рода». Это значит, что и иудейские священники-левиты, и их родоначальник Авраам «меньше Мелхиседека», который является прообразом Христа. (Свят. Иоанн Златоуст. Против иудеев. Слово седьмое.)
Гюстав Доре. Видение пророка Даниила.
В Ветхом Завете также содержится первоначальное откровение о последующем отступлении человечества от Бога (апостасии), об антихристе из колена Данова (Быт. 49:17, Лев. 24:11, Суд. 18:30, Иер. 8:16 и др.) и тяжелых временах антихристова царства (Ис. 11:4; 14:4-20; Иез. 28:13-19; Дан. 11: 35-40 и 12:9-13) и о победном для христиан конце истории во Втором пришествии Христа. Например, у ветхозаветного пророка Даниила: «во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).
Так что без Ветхого Завета было бы непонятно ни создание, ни духовное состояние мiра, ни действующие в нем духовные законы и силы (в том числе проблема мiрового зла). Всего этого и не хотят понимать язычники, хулящие Ветхий Завет. Как и некоторые "православные" критики Ветхого Завета, для которых обличиние Христом иудеев-отступников служит "доказательством сатанизма всего Ветхого Завета". Процитируем одного такого "исследователя": «Спаситель часто уличал иудеев в том, что они не знали и не почитали Бога. «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5:23). «Знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу» (Иоан. 5:40,42). Иисус Христос сказал иудеям: «вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели» (Иоан. 5:37). Эта фраза опровергает концептуальные басни ветхого завета. Во время своего пейсаха иудеи в Иерусалиме поминали своего яхве, но Спаситель именно в те дни сказал иудеям: «Истинен пославший Меня, Которого вы не знаете» (Иоан. 7:28). Тогда же иудеи спросили Его: «Где твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего» (Ин. 8:19); и ещё: «Меня прославляет Отец Мой… И вы не познали Его» (Ин. 8:54-55). На последней вечере перед страстями Иисус Христос Сын Божий ещё раз сказал об иудеях: «не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:3). Спаситель уличил ветхий завет во лжи, ибо тот завет пропагандирует «богоизбранность» иудеев; Спаситель же сказал так иудеям: «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8:47). Так же Христос сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Поскольку иудеи не пришли к Христу, значит, их не привлёк и не избрал Отец. Отсюда - иудеи избраны отнюдь не Богом. О том, кем они избраны, Христос сказал иудеям прямо: «ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийцей от начала, и не устоял в истине. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Спаситель опроверг ветхозаветную ложь о так называемой «богодухновенности» моисеева закона, полученного, якобы, на Синае непосредственно от Бога: «вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его никогда не видели. И не имеете слова Его пребывающего в вас» (Ин. 5:37-38). Если сопоставить эти слова с теми, которыми Христос назвал отца иудаизма (дьявол), становится очевидным, кто именно дал иудеям их ветхий закон, а также - качество такого закона - ложь. Почитание ветхого завета иудаизма Христос называет так: «исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44), то есть дьявола» (Андрей Королев. Против апостасии) .
Именно к иудеям, отступившим от истинного ветхозаветного Бога к диаволу, и только к ним (наподобие книжников, фарисеев и их паствы), но не ко всем иудеям (например, Своим ученикам и пророкам, на которых ссылался), относил Христос эти Свои обличения. Лишь извращенным умом можно отсюда вывести "доказательство", что Бог пророков Ветхого Завета - "диавол". С таким же успехом можно доказать, что обличения святыми отцами любого преступника-богоотступника в неверии в Бога "свидетельствует устами святых об отсутствии Бога".
ключевые слова -- библия, русский вопрос,