Максим Горемыка (М.Л.Леонов). По Сибири: От Москвы до Сретенска. 2/3

Jan 16, 2025 19:37

Максим Горемыка (М. Л. Леонов). По Сибири: От Москвы до Сретенска. Путевые заметки. - М., 1903.

Часть 1. Часть 2. Часть 3.

Байкал. Ледокол «Ангара». (humus)

Поезд отошел ровно в 5 часов, и я снова очутился один в громадном вагоне, в котором мне приходилось пробыть целые 6 суток, а по обстоятельствам, быть может, и более. Вагон сопровождал проводник, который сейчас же по отходе поезда обратился ко мне за разрешением запереть вагон.

- А то как бы кто не залез к нам, это у нас часто бывает, - пояснил он.

Я не замедлил изъявить на это свое согласие, и вагон заперли.

- Что же, часто у вас тут бывают кражи в поездах? - обратился я к проводнику.

- Да, бывают. Вчера один вор забрался на крышу вагона товарного, хотел, видимо, взломать крышу и проникнуть в вагон, да не удалось, заметили, да и вагон-то попал нагруженный солью.

- Ну и что же, поймали его?

- Нет, успел соскочить и скрылся.

Все сибирские станции слишком однообразны; все они построены чуть не по одному рисунку, все слишком маленькие, вмещающие очень скромное количество пассажиров, и перед нашими станциями кажутся какими-то игрушечными домиками, но все они имеют важное значение как пункты отправления хлебных и других хозяйственных продуктов на внутренние рынки России. Сибирская дорога внесла громадное оживление по всему сибирскому краю. Постараюсь в коротких словах и цифрах показать, сколько отправляется с сибирских станций ежегодно разного зернового хлеба и других продуктов. Со станции Чернявская отправляется более 60.000 пудов пшеницы в год. Со станции Мишкино более 2½ миллионов пудов хлебного груза. Со станции Юргамыш около 900 тыс. пшеницы. Со станции Зырянка около 200 тыс. хлебного груза.

Утром 17 сентября мы прибыли в гор. Курган, это первый сибирский город, Тобольской губ., известный по тому, что в нем в разное время жили сосланные сюда декабристы: Кюхельбекер, Нарышкин, бар. Розен, Свистунов, Назимов и др.

Гор. Курган расположен на р. Тоболе и производит очень приятное впечатление своим внешним видом. В городе около 1200 домов, 5 церквей, несколько учебных заведений, из которых самое высшее - женская прогимназия, две библиотеки, 2 частные типографии, городской банк и несколько благотворительных учреждений. Со станции Курган ежегодно отправляется до 5 миллионов пудов разного груза, преимущественно хлеб, сало, масло, дичь, мясо и пр. Недалеко от станции расположено около 10 домов - это врачебно-питательный переселенческий пункт станции Курган, чрез этот пункт проходит большая часть переселенцев, направляющихся в Акмолинскую область. От станции Курган железнодорожная линия огибает город и пересекает р. Тобол железнодорожным мостом, с лишком в 200 сажен, и р. Утяк мостом в 10 сажен.

Опять возвращаюсь к цифрам. Со станции Варгаши ежегодно отправляется до 100 тыс. пудов разного хлебного груза. Со станции Лебяжья отправляется ежегодно около 500 тыс. пудов разного груза, преимущественно хлебного. Со ст. Макушино до 1½ миллиона пудов разного груза, также большей частью хлебного. Со станции Петухово около 500 тыс. разного груза. Со станции Мамлютка около 100 тыс. пудов хлебного груза. От последней станции линия спускается по долине р. Ишима и пересекает на 482 вер. эту реку мостом в 100 саж.

В гор. Петропавловск Акмолинской области мы прибыли около 5 час. вечера. Петропавловск, небольшой городок, расположенный на р. Ишим, имеет около 3000 домов, население Петропавловска составляют татары, башкиры, бухарцы, киргизы и др. азиатско-магометанские племена. В городе 5 церквей, 6 мечетей, замечательно красивых по своей архитектуре, с гордо высящимися к небу их минаретами, несколько учебных заведений, 6 татарских медрессе (школ), городской каменный театр и банк. Близ ст. Петропавловск расположен врачебно-санитарный питательный пункт для переселенцев, направляющихся исключительно в Акмолинскую область. Со станции Петропавловск ежегодно отправляется около 3 миллионов пудов разного груза, преимущественно мясного и хлебного.

От станции Омский Пост железнодорожная линия пересекает р. Иртыш железнодорожным мостом в 300 сажен.

Все время следования до Омска наш поезд шел сравнительно хорошо, но в Омске меня ожидал довольно неприятный сюрприз: дежурный по станции объявил мне, что наш поезд с этой станции пойдет по расписанию не скорых поездов, а «ускоренных».

- Это что же такое значит? - спросил я дежурного по станции.

- А это то значит, что вы попадете в Иркутск на двое суток позже.

«Вот те бабушка и Юрьев день!» - подумал я.

- Скажите, пожалуйста, почему же это так? - снова обратился я к дежурному.

- А потому, что ваш поезд запоздал в пути на 2 ч. 45 м., а у нас был на станции срочный груз, комендант нашей станции и распорядился послать самостоятельный скорый воинский поезд, который и ушел уже час тому назад, а вы пойдете ускоренным.

Кроме этого, поезд наш стоял в Омске около 5 час. и отходил отсюда утром следующего дня.

Омск, центральный город Акмолинской области, расположен на р. Оми и состоит почти исключительно из деревянных построек. Из 3700 домов в Омске только 81 каменный. Своими широкими немощеными улицами, слишком однообразными деревянными постройками, дощатыми тротуарами Омск наводит какое-то уныние и походит более на казачью станицу, чем на центральный областной город. В Омске с 1879 года в тюрьме находился автор «Записок мертвого дома» Ф. М. Достоевский. Знаменитый «Мертвый дом» стоял на краю крепости, у самого вала. Это было деревянное здание, окруженное высоким забором. Я поинтересовался судьбой «Мертвого дома» и спросил одного из местных жителей Омска, уцелело ли это место заключения; оказалось, «Мертвый дом», как разрушившийся от ветхости, окончательно разорен и на его месте расположились новые здания. В Омске 13 церквей, 1 католический костел, 2 синагоги, 1 магометанская мечеть, 29 учебных заведений, кадетский корпус, мужская и женская гимназии, 3 библиотеки, 3 книжных магазина, 4 типографии и 5 периодических изданий. Станция Омск, одна из лучших и красивых сибирских станций, расположена в 3 верстах от города. При станции около 80 построек для разных железнодорожных потребностей, громадное паровозное здание и врачебно-питательный переселенческий пункт на 1500 человек. Насколько велико движение переселенцев но этому тракту, можно судить из того, что в период наибольшего передвижения в этом пункте скоплялось до 4 тыс. человек. За неимением места в пункте, расставлялись тогда киргизские юрты. Со станции Омск ежегодно отправляется более миллиона пудов разного груза.

Утром следующего дня наш поезд отходил из Омска. Все время тянулись однообразные поля; поезд тащился черепашьим шагом, и все это нагоняло невыносимую скуку. Особенность сибирских поездов - это медленный ход, явление, по всей вероятности, происходящее оттого, что по всей Сибирской линии проложены легковесные рельсы; нужно отметить еще и то обстоятельство, что по всему пути попадались старые паровозы, по всей вероятности, присланные на Сибирскую дорогу за ненадобностию с других дорог. Лично на меня Сибирская дорога произвела довольно неприятное впечатление. Так я много слышал об этом Великом Сибирском пути, что не таким воображение мое рисовало мне его. Медленность хода поездов, какая-то непонятная апатия на всем и вся, старые до невозможности, с хрипучим, душу раздирающим свистом паровозы, маленькие станции, не вмещающие в свои здания пассажиров, в особенности при скрещении на станции поездов, дополняли причину моей разочарованности.

От станции Омск линия направляется вдоль реки Оми. Близ первой от Омска станции Кормиловка расположился довольно большой переселенческий поселок, которому также железная дорога способствовала к немалому его оживлению.

Со станции Калачинская ежегодно отправляется до 100 тыс. пуд. разного груза. Со станции Шадринская ежегодно отправляется до 100 тыс. пуд. преимущественно хлебного груза. Ст. Татарская знаменита своим врачебно-питательным переселенческим пунктом, через который проходит много переселенцев в Каинский уезд. Местность, где расположена эта станция, очень нездоровая и болотистая, жители этой местности часто подвержены заболеванию лихорадкой. С этой станции ежегодно отправляется более 300 тыс. разного хлебного груза. Со станции Карачи ежегодно доставляется до 100 тыс. пуд. разного груза.

К вечеру мы прибыли в гор. Каинск. Гор. Каинск Томской губ. стоит среди Барабинской степи на реке Каинке и имеет около 6000 жителей, большинство которых ссыльные евреи. В городе 2 православные церкви, еврейская синагога, несколько учебных заведений и библиотека. При станции Каинск построен врачебно-питательный пункт для переселенцев. Кроме этого, такой же точно по размерам переселенческий пункт устроен и на станции Каргат.

На 1328 версте железнодорожная линия пересекает р. Обь железнодорожным мостом в 373 сажени и направляется от станции Кривощеково до Оби, которая является оконечной станцией Западно-Сибирской железной дороги. Кривощеково - большая станция, с которой ежегодно отправляется более 1 миллиона пудов груза. От правого берега р. Оби берет свое начало железнодорожная линия Средне-Сибирской железной дороги. Красивая железнодорожная станция отличается от прочих железнодорожных построек своей обширностью.

В 3 верстах от ст. Обь расположился известный Новониколаевский поселок, своим возникновением обязанный железнодорожной линии, которая, как бы она ни была неблагоустроена, все же имеет громадное значение для всего богатого сибирского края. В настоящее время в Новониколаевске около 2 тыс. домов при более 15 тыс. жителей. По слухам, в недалеком будущем этот поселок будет именоваться посадом.

На 222 версте от Кривощекова, среди глухого леса и не заселенной вообще местности, расположилась большая станция Тайга, получившая свое название от этого непроходимого девственного леса. От станции Тайга идет ветвь к гор. Томску, обойденному господами инженерами при постройке линии с лишком на 100 верст. От Тайги линия идет лесом, труднопроходимым, простирающимся с лишком на тысячу верст. Пихта, ель, береза, сосна преимущественно произрастают в Сибири и отличаются от наших лесных деревьев своим убогим, вялым ростом.

От ст. Судженка линия пересекает реку Яю мостом в 50 саж. и направляется к гор. Мариинску, населенному в большинстве евреями, в гор. несколько школ и библиотека. От Мариинска линия пересекает реку Кию, на которой расположен г. Мариинск, железнодорожным мостом в 100 саж. и двумя мостами реку Косуль, по 20 саж., и реку Чулым мостом в 130 саж. и направляется к гор. Ачинску. Ачинск, уездный город Енисейской губ., расположился на правом берегу реки Чулыма и насчитывает 960 домов, преимущественно деревянных. В городе есть библиотека, музей и типография. Своим внешним видом он производит впечатление большого селения.

В гор. Красноярск наш поезд прибыл утром 21 сентября и намерен был простоять здесь около 2 часов. Сейчас же по прибытии поезда, я бросился разыскивать коменданта с той же просьбой предоставить мне возможность как можно скорей добраться до места.

Комендант ст. Красноярск занимает отдельный домик на другой стороне станции, и на мой вопрос, могу ли я видеть коменданта, комендантский писарь, молодой солдатик, ответил мне, что он куда-то вышел. Я обратился с просьбой разыскать его, мотивируя свою просьбу спешной служебной надобностью. Через ½ часа я уже разговаривал с молодым казачьим офицером - комендантом ст. Красноярск.

- Вы уж будьте любезны или послать наш поезд по расписанию скорого поезда, или отправить мои вагоны с каким-либо другим поездом.

Я показал ему мою бумагу, в которой всем железнодорожным агентам предписывалось не задерживать мой груз и всячески способствовать скорейшей доставке его на место назначения.

- Я ничего не могу сделать вам, - заявил мне комендант, - а тем более я не имею права послать ваш поезд от моей станции другим номером.

- Как не имеете, почему же имел право послать омский комендант наш поезд другим номером, а вы не имеете?

В результате как я ни бился, ничего не вышло; пришлось ехать с этим же поездом, тащиться черепашьим шагом. Делать было нечего, приходилось покориться.

Красноярск, центральный город Енисейской губ., расположен по левому берегу реки Енисея. Местность, на которой раскинулся город, очень живописная, венчающая свою красоту знаменитыми Кайсумскими горами и сопками. Свое название город получил от лежащей здесь Афонтовой горы, состоящей из красных песчаников со слоем мергелей самой яркой окраски. Красноярск очень красивый город, довольно чистый с внешней стороны, хотя в нем немощеные улицы и деревянные «мостки» (тротуары). Домов в городе около 2½ тыс., преимущественно деревянных. В городе существуют: музей, библиотека, народная библиотека-читальня, несколько периодических изданий, из которых выделяется ежедневное издание г. Кузнецова «Енисей», которое в большом распространении по Сибири. В отношении цивилизации Красноярск также не отстал от других больших городов. Здесь есть телефон, имеющий довольно порядочное число абонентов, и с платою всего только по 75 руб., чего москвичи в то время не могли получить, платя за пользование телефоном чуть не в 4 раза дороже. В 4 верстах от города находится имение купца Г. В. Юдина Таракановка, известное тем, что в этом имении существует знаменитое книгохранилище купца Юдина, на которое, собирая книги много лет, он затратил довольно почтенную сумму, - около 130 тыс. рублей.

В двух или трех верстах от Красноярска, железнодорожная линия прорезает реку Енисей одним из больших сибирских железнодорожных мостов, в 435 саж. Ст. Енисей, которая следует сейчас же за мостом, имеет очень важное значение как одна из больших станций этой местности по отправке грузов, привозимых сюда водным путем, из хлебородных местностей округа.

Около станции Ольгинская расположен небольшой переселенческий поселок, населенный преимущественно поселенцами Тамбовской, Полтавской, Харьковской и Орловской губ.

От Красноярска до г. Канска линия железной дороги пересекает следующие реки железными мостами: через Енисей 435 саж., Березовку 20 саж, Ситик 8 саж., Есауловку 20 саж., Балай 25 саж. (деревянный), Рыбную в 60 саж., Камалу 20 саж. (деревянный), Малую Урю 20 саж., Большую Урю в 25 саж. Затем линия, следуя по долине р. Кан, направляется к гор. Канск.

Уездный гор. Енисейской губ. Канск расположен на низменной топкой местности, часто затопляемой весенними разливами р. Кана. Домов в городе около 550, и все они деревянные. Близ Канска отведено несколько переселенческих поселков, частию занятых, частию остающихся до сих пор свободными.

От Канска линия пересекает р. Кан железным мостом в 120 саж. и направляется по местности, богатой залежами каменного угля. Мостами Сибирская железная дорога изобилует. Не говоря о больших мостах через большие реки Сибири, упоминаемые мною в моих заметках, железнодорожная линия пересекает очень много маленьких речонок разными мостами, большинство которых деревянные. От Канска линия пересекает мостами следующие реки: Иланку 10 саж. (деревянный), Пойму 25 саж., Тину 24 саж. (деревянный), Черемшанку 9 саж. (деревянный), Черемковку 18 саж. (деревянный) и вторично Черемковку 17½ саж. (деревянный), Бирюсу в 160 саж., Тайшет 15 саж. (деревянный), Окульшет 22 саж. (деревянный), Моховую 14 саж. (деревянный), Алзамай 12 саж. (деревянный), Косой Город 26 саж. (деревянный), Алгашет 10 саж. (деревянный), Замзор 26 саж. (деревянный), Мартыновку 10 саж. (деревянный), Камышет 14 саж. (деревянный), Березовую 12 саж. (деревянный), Каменная 10 саж. (деревянный), Ук 10 саж., Мару 20 саж. Затем линия, пересекая р. Курьет деревянным мостом, направляется к уездному городу Иркутской губ. Нижнеудинску.

Нижнеудинск стоит на берегу реки Уды, в местности довольно красивой и окруженной гигантскими горами. Горы, окружающие Нижнеудинск, поражают своей красотой. Отвесные каменные скалы своими верхушками далеко высятся к небу. Нижнеудинск очень плохой сибирский городок и, кажется, единственный, на который Великий Сибирский железнодорожный путь не имел почти никакого влияния в торговом и промышленном отношениях. В городе нет ни мало-мальски хороших торговых фирм, ни библиотеки, и даже, по статистическим сведениям, с открытием движения по линии, в городе убавилось до 5000 жителей. Самый город выглядит каким-то жалким среди богатой горной природы этой местности.

От Нижнеудинска линия идет по более ровной местности и пересекает следующие реки мостами: Рубахину 12 саж., Уду 130 саж., Саур 18 с. (деревянный), Курзал 30 саж. (деревянный), Ую 80 саж., Кимильшей 20 с. (деревянный).

Станция Зима расположена в 6 верст. от богатого, большого селения того же названия; близ этой станции, по берегу реки, находятся большие залежи квасцово-купоросных земель и каменного угля, также много находят камней с писанными на них разными изображениями всадников, коней и непонятных знаков.

От ст. Зима линия пересекает реки мостами: Ону и Тырет по 10 саж. (деревянные), Унгу в 25 с. (деревянный), Шерагуль 8 с. (деревянный), Залари 30 с. (деревянный), Кутулик 10 с. (деревянный), Черемховку 6 с. (деревянный), Белую 100 с., Мальтинку 6 с. (деревянный), Скипидарку 6 с. (деревянный), Тельминку 10 с. (деревянный), Киту 70 с., Еловку 7 с. (деревянный), Мечеть 15 с. (деревянный), Вересавку 10 с. (деревянный).

В 9 верстах от Иркутска расположен Вознесенский монастырь, в главном храме которого почивают открытые в 1804 г святые мощи святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, первого сибирского чудотворца, особо чтимого всем сибирским краем. В честь святителя Иннокентия Иркутского названа и станция Иннокентьевская, расположенная в 9 верстах от гор. Иркутска, от которой железнодорожная линия пересекает реку Иркут деревянным мостом в 120 саж., направляется к гор. Иркутску.

В Иркутск мы прибыли часов в 8 вечера 24 сентября. Здесь весьма любезный железнодорожный агент г. Силенко обещал мне не задерживать более мой груз и отправить его далее до Сретенска с более ускоренным поездом. Все же, несмотря на это обещание, в силу неприятно для меня сложившихся обстоятельств, я принужден был сделать в Иркутске остановку на целые сутки, ибо поезд, с которым я должен был поехать, отходил от Иркутска 25 сент. часов в 11 вечера.

Здание вокзала станции Иркутск до того мало по своим размерам, что пассажиры, едущие чрез Иркутск по направлению к Сретенску и обратно, принуждены или быть под открытым небом, или рисковать быть раздавленными от страшной тесноты. Я, право, не мог никак объяснить себе того, как это в таком большом центре, как Иркутск, строятся такие мизерные здания, игрушечные по своему размеру для такого большого города.

Было уже около 8 час., пока я собрался с своими вещами и пришел в себя от изумления при виде станции, переполненной, как муравейник муравьями, пассажирами. Первой моей мыслию, по приходе в себя от этой картины, было нанять извозчика и отправиться в город. За полтора рубля меня довезли туда, в рекомендованную возницей гостиницу «Империал». Номера в гостинице оказались все занятыми, за исключением одного в 3 р. за сутки, который мне поневоле пришлось занять, хотя это было и не по моим средствам. Через ½ часа я сидел уже в занятом мною номере и уничтожал плохо приготовленный поданный мне ужин, запивая прекрасным по качеству пивом местного производства, цена которого здесь превышает 4 раза московские цены (от 30 до 40 коп. за бутылку).

Иркутск, один из лучших сибирских городов, расположен по другую сторону, противоположную от железнодорожной станции, реки Ангары, соединяется с железнодорожной станцией понтонным мостом. В городе существует телефон, имеющий порядочное число абонентов, улицы намощены очень плохо или совсем не мощены, но главная улица Большая изобилует роскошными магазинами, среди которых немало московских и с.-петербургских фирм; из 12500 домов в городе каменных только около 1500, и лучшими из них является городской театр, дом генерал-губернатора, музей и институт Императора Николая I-го. Из периодических изданий, выходящих в Иркутске, пользуется вниманием и распространением «Восточное обозрение», газета литературная и политическая, выходящая ежедневно, расходящаяся в большом количестве по Сибири. Особенность сибирских городов - по вечерам закрывать окна ставнями снаружи. К 7-8 часам вечера город положительно замирает, и, незнакомый с обычаями его, вы думаете, что все уже полегли спать, и вам кажется это диким против Москвы, где шум и огни во всю ночь; но нет, там, за этими плотно затворенными ставнями, еще не спят, там жизнь продолжается, тщательно скрытая затворами от посторонних глаз.

Часов в 9 вечера другого дня я возвращался домой из телеграфной конторы. Режущий ухо звон чего-то металлического обратил мое внимание.

- Что это такое? - спросил я своего извозчика.

- А это, должно быть, арестантов гонят, - пояснил мне он.

Действительно, из-за угла улицы показалась большая, человек в 100, партия арестантов-каторжников. Страшный звон железа поражал слух и как-то зловеще замирал в вечернем воздухе полусонного города. За партией ехали телеги с женщинами и детьми, по всей вероятности, семействами этих несчастных отверженных от мира людей, пожелавшими добровольно следовать за ними на место их ссылки, чтобы там своим присутствием хоть немного скрасить их мрачную, тяжелую жизнь.

- Куда же это их гонят так поздно? - спросил я возницу.

- На станцию, должно быть; с сегодняшним поездом их, кажется, отправляют в Нерчинск.

Партия скрылась за поворотами нескольких улиц, а звон кандалов все еще явственно отдавался в моих ушах.

Поезд отходил в 11 час. вечера. Я приехал в гостиницу, потребовал счет и начал собираться на станцию. От Иркутска мне пришлось ехать с пассажирским поездом и оставить свой груз до другого дня в Иркутске. Г. Силенко уверил меня, что непременно груз мой придет на место на второй день моего приезда в Сретенск. Путешествие с товарными поездами успело порядком опротиветь мне, и я с удовольствием согласился ехать один. Мне дали место в вагоне 2 класса, занятом исключительно офицерами, отправляющимися на Дальний Восток, оказавшимися очень милыми и любезными собеседниками, и мы очень весело проводили все время в течение нашего пятисуточного путешествия от Иркутска до Сретенска.

От Иркутска начинается линия Забайкальской железной дороги и идет по левому берегу р. Ангары, направляясь к одному из величайших озер Байкалу, называемому у местных жителей «Святым озером». Громадные горы, окружающие Байкал, придают ему живописный вид. Высота этих величественных хребтов доходит местами до 6 тысяч футов над уровнем моря; все они состоят из крупных и мелких гранитов, порфиров, сьенитов и др. редких пород камней; горы Байкала покрыты можжевельником, рябиною, тавольгою, шиповником и другими кустарными произрастениями, местами изобилуют лесами, где большею частию произрастает сосна, пихта, северный кедр и др. Байкал изобилует рыбой, среди которой особенно много омуля и сибирского сига, а также и голомянки, у нас почти не известной рыбы. Она имеет очень интересный вид: голова ее занимает более половины всего тела, с глазами огромными, на выкате, и производит впечатление какого-то морского чудовища. Рыба эта водится только в Байкале, и видеть живой экземпляр ее, как это ни интересно, редко кому удавалось, так как она, живя на страшной глубине озера, очень редко появляется на поверхности. К числу обитателей Байкала принадлежит также нерп, похожий на северного тюленя, местные жители охотятся на которого и из шкуры его делают отличающиеся своей прочностию ценные дохи.

На станцию Лиственичную, откуда следует переправа чрез Байкал на пароходе-ледоколе, мы прибыли утром, и сейчас же заняли место на пароходе-ледоколе «Ангара». По Байкалу совершают рейсы для переправы пассажиров два таких парохода: первый - огромный ледокол, носящий название озера, а второй, несколько меньший по своему размеру, - носящий название впадающей в Байкал реки Ангары.

«Байкал» построен в Англии и привезен был сюда в разобранном виде; здесь его собирали, отделывали внутри и устанавливали машины. Весь он сооружен из стали и имеет в длину 290 футов, скорость его 20 верст в час. На нем поставлены три тройного расширения машины: две служащие для приведения ледокола в движение, третья для вращения льдоломательного винта, который в состоянии ломать лед толщиною в 4 фута. В свое помещение ледокол вмещает более 20 груженых товарных вагонов, с которыми он и совершает свою переправу.

Второй ледокол, «Ангара», оконченный постройкой только осенью прошлого года и начавший совершать свои рейсы за месяц до моей поездки, по своей величине много уступает первому, длина его 195 футов, скорость 12½ узлов в час. На этом пароходе мне предстояло совершить переправу чрез Байкал. Часов в 6 утра «Ангара» отошел от пристани станции Лиственичная. Погода была прекрасная; я вместе с несколькими офицерами вышел на палубу. Красивые, величественные горы байкальских хребтов поражали наши взоры. Усыпанные не то вечным снегом, не то белым песком, верхушки этих громадных гор, позолоченные яркими лучами солнца, придавали чудную красоту этой никогда мной еще не виданной панораме. На носовой части «Ангары» разместилась та самая партия арестантов, которую я видел в Иркутске, пересылаемая в Нерчинск. Угрюмые лица, серые свитки, головы, наполовину бритые, производили неприятное впечатление. С нами ехал один военный врач, который предложил мне пойти собирать среди пассажиров в пользу арестантов деньги, которых мы и набрали что-то около 33 руб.

- Кому можно сдать эти деньги? - обратились мы к конвойному, когда сумма была уже собрана.

- Здесь у них есть староста, - ответил он, и сейчас же крикнул: - Эй, староста!

Вышел молодой мальчишка лет 19 - арестант, которому в присутствии старшего конвойного мы и вручили всю собранную сумму.

- За что ты ссылаешься? - спросили мы у старосты.

- За убийство, - как-то глухо и голосом, в котором звучало много скорби, ответил он, опуская голову и не глядя на нас, при этом густая краска залила все его бледное исхудалое лицо.

- Кого же ты убил?

- Сторожа, - чуть слышно ответил он.

Мы поняли, что куда как неприятно отвечать на наши вопросы этому полному сил и жизни стоявшему пред нами человеку, теряющему все, и за лучшее сочли прекратить наши вопросы.

Среди арестантов-каторжников было много стариков, один татарин и араб, характерная личность которого с большими серыми глазами обращала на себя всеобщее внимание. Этот последний ссылался за убийство в драке; но большая часть были молодые цветущие лица, угрюмые и мрачные, как осенняя хмурая ночь. День был довольно холодный; арестанты ежились, кутаясь в свои короткие полушубки, поверх которых были надеты серые арестантские армяки. Все они разместились кучками, и частию пили чай, закусывая или ситным, или куском черного хлеба, другие же - ведя тихую беседу, прерываемую иногда смехом какого-либо арестанта, но что это был за смех, - какой-то странный, насильственный, от которого больно щемило душу.

Некоторые сидели молча и жадно смотрели в ту сторону, от которой с каждой минутой отделяло их расстояние, и думали мрачные, угрюмые, - что думали, Бог весть, но по изборожденному морщинами челу было видно, что не веселые думы роились в их головах.

- Почему же вы такого молодого старосту выбрали себе? - обратились мы с вопросом к одному пожилому арестанту.

- Да грамотный он, ну и развит более нас всех, ну его и выбрали.

В стороне поместилась группа арестантов, особенно нас заинтересовавшая, ибо тут было несколько женщин и детей. Молодой еще, с замечательно интеллигентным лицом арестант особенно внимательно ухаживал за хорошенькой восьмилетней девочкой, оказавшейся его дочкой. Все семейство этого арестанта, состоящее из жены и двух девочек, следовало добровольно с ним.

На всех арестантах лежала печать мрачного уныния.

Мы обратили внимание на одну молоденькую арестантку, ссылаемую в Нерчинск, в каторжные работы на 15 лет.

- За что ты осуждена? - спросили мы ее.

- За убийство мужа, - не поднимая глаз отвечала она.

- Что же побудило тебя убить его?

- Да так, грех попутал, был он уж, значит, озорной очень, все тащил из дома, пропивал, а я с одним парнем, значит, сошлась; надоел мне муж страх как, ну я и убила его, топором в голову сонного ударила, и не пикнул, сердечный.

Женщина вся как-то съежилась, белая косынка на голове низко спустилась на лоб, голос дрожал и прерывался, и на глазах блистали слезы.

- Ну и что же ты, жалеешь мужа-то?

- Ох, жалею, тысячу раз жалею, да уж не вернуть теперь.

Ветер усилился, ледокол начало покачивать; мы постояли еще несколько на палубе и пошли в каюту. Пароход шел быстро, и весь переезд чрез Байкал мы совершили в 6 часов. На станцию Мысовую мы прибыли в исходе третьего часа дня, здесь уже был готов поезд; и мы, заняв места в вагоне, отправились дальше.

От Мысовой железнодорожная линия идет вдоль берега Байкала и пересекает много рек мостами. Вся местность, где проходит линия от станции Мысовая до станции Посольская, никем не заселенная, глухая и таежная, совсем неудобная для обработки. От станции Татурово линия пересекает р. Селенгу железным мостом в 240 саж. и направляется по ущельям и крутым косогорам, на расстоянии около 30 верст, и доходит до города Верхнеудинска. Верхнеудинск красивый городок, живописно расположенный в глубокой лощине Яблонового хребта, имеющий более 900 построек. Станция Петровский Завод расположена близ Петровского железоделательного завода, основанного в 1790 году для удовлетворения потребностей Нерчинских рудников и казенных золотых приисков. От станции Сахандо железнодорожная магистраль переваливает через Яблоновый хребет, высота которого 250 саж. над уровнем Байкальского озера.

Гор. Чита, областной город Забайкальской области, в который мы прибыли перед вечером, расположен на берегу реки Читы, при впадении ее в р. Ингоду. В Читинской тюрьме содержалось много декабристов, которым Чита обязана своим внешним благоустройством. Декабристы много способствовали устройству Читы, прорывали канавы, засыпали овраги и т. п. В Чите до сих пор одна улица сохранила название Дамской в память того, что здесь жили Трубецкая, Волконская, Муравьева, Анненкова, Нарышкина, Давыдова и др., которые много способствовали благоустройству читинских жилищ и собой скрашивали жизнь своих мужей - декабристов; впоследствии они последовали в Петровский завод, куда были переведены их мужья. Близ города устроен врачебно-питательный пункт для переселенцев. В 4-х верстах от станции Кайдалово следует линия к городу Хайлару, на соединение с ней Китайской Восточной железной дороги.

Утром около 10 часов 30-го сентяб. мы наконец прибыли в Сретенск.

ОКОНЧАНИЕ
Материалы об Омске, Петропавловске и других населенных пунктах Акмолинской области:
https://rus-turk.livejournal.com/539774.html

тюрьма/каторга/ссылка, история российской федерации, переселенцы/крестьяне, .Восточная Сибирь и Дальний Восток, история казахстана, Курган, Иркутск, описания населенных мест, .Тобольская губерния, Нижнеудинск, Каинск/Куйбышев, Верхнеудинск/Улан-Удэ, Канск, Петропавловск/Крепость Святого Петра, Лиственичное/Лиственничная/Листвянка, Мариинск/Кийское, заводы/фабрики/рудники/прииски/промыслы, татары, Чита, .Томская губерния, Новониколаевск/Новосибирск, Ачинск, .Акмолинская область, железные дороги, казахи, русские, флот/судоходство/рыболовство, Омск, Красноярск, башкиры, евреи, 1876-1900, ташкентцы/бухарцы/хивинцы

Previous post Next post
Up