В. Е. Фосс. Очерки Гурьева городка // Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям, собранных и разработанных в течение 1866 и 67 гг. - Уфа, 1868.
Часть 1. Часть 2. Часть 3.
Гурьев. Плотовинская пристань. Извозчики-киргизы в ожидании высадки пассажиров
6. Зимнее аханное рыболовство в море
Аханное рыболовство в Каспийском море начинается зимою с того времени, когда лед достаточно окрепнет для того, чтобы можно было по нем безопасно ездить; обыкновенно оно начинается с 1 января и продолжается до 1 марта. Оно против курхайского и жаркого рыболовств заслуживает более внимания: во-1-х, рыбы больше ловится, сбыт ее хорош в Гурьеве, потому что она во время зимы хорошо сохраняется от порчи и возможно ее вывозить в города Уральск и Астрахань свежею без соления; во-2-х, оно требует более расхода денег для того, чтоб собраться на это рыболовство [Покупка лошадей и их содержание, постройка аханов и других рыболовных орудий, наем и содержание работников обходится весьма дорого. Например, каждая лошадь стоит от 50 до 100 рублей, корм ей - до 20 рублей, плата работнику с содержанием и частию одежды - до 20 рублей, аханы, которых на каждую лошадь полагается 50 штук, - до 50 рублей; сани с подрезами и конская упряжь - до 20 рублей, других мелочей к тому, как то: багров, пешней, попон, веревок и проч., - на 10 рублей. Вообще сбор одной лошади, ежели обзаводиться снова, обходится, средним числом, в 270 рублей. Есть семейства в Гурьевом городке, которые собираются каждую зиму на аханное рыболовство на 10, 20 и 30 лошадях. Впрочем, раз сделанные аханы, сани и другие вещи служат, при ремонте, по нескольку лет сряду.], и в-3-их, сопряжено с трудностью и опасностью на глуби вследствие относов.
На этом рыболовстве употребляются следующие орудия лова, которые все подводятся под разряд ставных сетей.
1. Ахан. Это особливого рода ставная сеть, длиною от 10 до 11 сажен, не имеющая ни балбер, ни грузил. Шириной она от 8 до 20 ячей, или от 2 до 5 сажен, смотря по глубине, для которой предназначается, и без огнива. Так как аханами ловятся белуги, и притом большие, то ячеи их имеют от 4 до 6 вершков в лопатке, или от 1 до 1½ четверти в длину, так что даже трехпудовые белуги могли бы проскочить сквозь них.
2. Полуахан. Тот же ахан, только с более частыми, в 3¼ вершка в лопатке, ячеями которых в ширине сети от 18 до 22; им ловится осетр и крупная севрюга.
3. Белорыбичная сеть. Она одинакового устройства с обеими предыдущими, но длиною не более как в 6 сажен, а шириною от 10 до 13 ячей, имеющих по 2½ вершка в лопатке. Ими ловят белорыбицу и мелкую севрюгу.
Установка этих сетей производится следующим образом. Сначала все аханы, которые должны составить один порядок, расстилаются по льду в линию вплоть один к другому. Между каждой парою аханов, а также в начале и в конце всего ряда, кладут по камню, фунта в 4 или в 5 весом, и по палке, длиной около маховой сажени, называемой наслушкою. Затем прорубают проруби круглые, около полуаршина в диаметре, вдоль линии разосланных аханов, начиная первую прорубь против промежутка между первым и вторым аханом, расстоянием прорубь от проруби на половину длины ахана. Последняя прорубь придется в 10 саженях впереди последнего ахана. Когда несколько прорубей уже готово, пока еще прорубают остальные, начинают просовывать из первой проруби длинный шест (связанный из двух шестов), называемый прогоном. Передний конец его свободен, к заднему же привязана так называемая прогонная веревка, длиною сажен в 20 или в 30. Просунув руками задний конец его под лед, чтобы под льдом двигать его дальше, употребляют так называемое сашило. Это простые вилы о двух рагульках, с рукояткою в печатную сажень длиною. К наружной стороне одной из рагулек приделан крючок из железной полоски в мизинец шириною, обращенный вогнутостью кверху. В месте соединения обе рагульки скреплены между собою двумя железными скобками. Обхватив рагульками прогон и несколько налегая на него, толкают его все далее и далее, переходя с сашилом от проруби к проруби; при этом надо, чтобы прогон лежал как раз по линии прорубей; для этого вешают через прорубь по так называемому костылю (это две палки, соединенные между собою в виде прописной буквы T), так чтобы перекладина упиралась на края проруби, а соединенная с нею палка опускалась концом в воду. Задний конец прогона находится между рагульками сашила, которые держат в одной руке, и не может податься ни вправо, ни влево; чтобы направить куда нужно передний конец его, берут в другую руку прогонный багор, устроенный как обыкновенный лодочный багор, только с более длинным острием, для втыкания в лед, и с большим некруто загнутым крючком, имеющим до 3-х вершков в хорде. Этот багор перекрещивают с сашилом, так чтобы место их соприкосновения служило для него точкой опоры, подхватывают снизу прогон крючком багра и, вращая багор около сашила, поворачивают его в ту или в другую сторону, пока он не коснется своим передним концом одного из костылей и, зашевелив его, покажет, что он направлен по линии прорубей. На заднем конце прогонной веревки сделана петля; к этой петле привязан веревкою, в сажень или в две длиною, камень, к этой же петле привязывается верхний, а к камню нижний приухи переднего конца первого ахана; зацепив на третьей проруби (лежащей как раз через ахан от первой) крючком сашила прогонную веревку, тянут ее до тех пор, пока не вытащат петли и камня, к которым привязаны передние приухи первого ахана. Тогда весь этот ахан будет уже под льдом. Вытащенные приухи его отвязывают от петли и от камня, и верхний привязывают к наслушке, а нижний к свободному камню, и оставляют их пока на краю проруби, чтобы не помешать проводу под лед второго ахана. К задним приухам первого ахана также навязывают лежащие у первой проруби наслушку и камень; камень опускают в прорубь, а наслушку кладут поперек проруби, чтобы она поддерживала ахан, в висячем положении. Таким же образом пропускают под лед и второй ахан, привязав передние его приухи к петле и к камню прогонной веревки, от которых уже отвязаны приухи первого ахана. Когда протащат передние приухи второго ахана в пятую прорубь, то задние приухи его привязывают к той же наслушке и к тому же камню, к которым привязаны передние приухи первого ахана, и тогда и этот камень опускают в прорубь (третью), а наслушку кладут поперек ее. Так продолжается прогон от проруби к проруби, пока не пропустят под лед всех аханов, которые таким образом составляют ряд не ставных, а висячих сетей. Через промежуточные проруби - четные, приходящиеся посредине длины каждого ахана, также кладутся наслушки, к которым привязан ахан особливою веревкою, прикрепленною к верхней подборе его. За эти-то наслушки каждый день пробуют, не попалась ли рыба в аханы, о чем судят по их тяжести. Ежели в каком ахане попалась рыба, тот ахан вытаскивают в промежуточную прорубь, отвязав его верхние приухи от наслушек, и, вынув рыбу, снова опускают под лед вышеобъясненным способом.
В аханном рыболовстве могут участвовать все казаки лично, или поручая свое право другим, или чрез своих рабочих, иметь которых из иногородных на этом рыболовстве дозволено; преимущественно же участвуют в аханном рыболовстве гурьевские казаки; число рабочих на этом рыболовстве дозволено: полковнику 4, штаб-офицеру 3, обер-офицеру 2, уряднику и простому казаку 1, малолеткам работников не полагается. На это рыболовство назначают двух начальников, под наблюдением которых проводятся две баконных линии, на гораздо ближайшее расстояние одна от другой, чем во время курхая. С правой стороны Урала бьется она от Маячного бугра, а с левой от Воровского прорана прямо на юг до безопасной глубины, т. е. до 4-х сажен.
До начала аханного рыболовства казаки, желающие участвовать в нем, записываются в список у начальника над этим рыболовством; после этого, посредством вынутия жеребьевых билетов, получают они участки вдоль баконных линий и, с дозволения начальника Гурьева городка, выезжают в море; из Гурьева выезжают они на санях, нагруженных аханами, провизиею и топливом, на реку Урал на лед и рекою проезжают в море; тут они раскидывают войлочные шатры, называемые кошарами, и затем начинают рыболовство, одни в участках вдоль баконных линий, а большая часть промышленников отправляются вглубь моря в вольные воды, верст за 100 от берега. В жеребьевых участках, вдоль баконных линий, каждый казак имеет право на выставку 5 аханов в лицевой стороне; число же параллельных им рядов здесь не ограничено. Места по баконам далеко не имеют здесь того значения, как на курхае и жарком рыболовствах, ибо в это время, - зимою, рыба не идет в реку, а ходит по всему пространству моря, держась преимущественно на глубине. За глубиною же 4-х сажен в продолжении баконных линий и в пространстве сзади их, в так называемых вольных водах, выставка аханов не ограничена ни количеством сетей, ни направлением порядков, так что каждая артель [Артель может состоять из 10 лиц войскового сословия. Работники не казачьего звания в счет нейдут. Артель может состоять из меньшего числа лиц, но ни в каком случае из большего числа людей.] может выставлять столько, сколько считает себя в состоянии по числу своих членов и работников. В эти-то вольные воды, и преимущественно на глубину 5, 6 и более сажен, в правую сторону, где и число промышленников, и улов рыбы значительнее, чем в левой, стараются казаки забраться, невзирая на грозящие им там опасности.
Тихо и морозно; море спокойно и лед недвижим… Рыбаки обычной чередой ходят по порядкам и выбирают из аханов рыбу, стаскивая ее к кошарам на стан. Вдруг - налетает сильный порывистый ветер с севера или с северо-запада. Вода под льдом заколышется и ударится к югу или юго-востоку. Лед не выдерживает стремления воды, лопается на необозримое пространство почти поперек всего моря, и уносится, унося с собою и промышленников с их станами и рыболовными припасами. Пять, десять, пятнадцать верст, даже и больше иногда, плывут аханщики на льду по течению воды или стремлению бури до тех пор, пока лед под ними не упрется в другой, плавающий в открытом море, а тот, в свою очередь, не приткнется к неподвижному льду около берегов Мангишлака или Калпинского кряжа. Это относ. Относ бывает и в совершенно тихую погоду, от одного только течения или колебания воды.
Льдина, на которой отнесет аханщиков и которая простирается в длину и ширину на 30 или 50 верст, столкнется с другой, такой же величины, если не больше, стремящейся навстречу первой против ветра. При столкновении таких огромных льдин, они обе потрясаются, испускают громы, лезут одна на другую, уничтожают сами себя, разбиваясь с краев в куски. Куски эти, сильно напираемые с обеих сторон огромными льдинами, вертятся, трутся и громоздятся друг на дружку; одни лезут вверх, а другие погружаются вниз и упираются в морское дно, так что в короткое время на том месте, где столкнутся льдины, образуются огромные высокие бугры, похожие на вершины гор, известные под именем шиханов, - это лом. Все, что ни попадется в лом, сокрушается, уничтожается и погибает. Лом прекращается уже тогда, когда между двух враждебных льдин станут, упершись в морское дно, шиханы.
Промышленники, предвидя лом по долетающим до них звукам, приготовляются к выезду в безопасное место. Немедленно впрягают лошадей, укладывают в сани все, что можно увезти, и, держа под уздцы лошадей, стоят как на страже, готовые каждую минуту ехать в противоположную сторону от лома, - туда, где надеются спасти свою жизнь, не помышляя уже об аханах, которые остаются в воде на жертву лома, по той причине, что выборка их из воды требует долгого времени. Но когда лом застигнет промышленников неожиданно, т. е. когда он начнется близко от стана, - тогда они, забывая всякую мысль о спасении имущества, садятся верхом на лошадей и скачут с того места на другое, где нет лома. Через несколько часов там, где кипела жизнь, являются одни шиханы, поглотив в себя все достояние казаков. 1843 год представляет один из наиболее бедственных годов для аханщиков; живо и верно описан он г. Железновым в статье «Картины аханного рыболовства» в № 9 «Москвитянина» за 1854 год.
Пойманную рыбу и продукты ее, - икру и клей, аханщики привозят возами не на Ракушечью пристань, а прямо в Гурьев, рекою Уралом по льду, и продают ее здесь иногородным торговцам, которые в это время нарочно сюда приезжают из Самарской, Саратовской и других губерний для покупки рыбы, а также местным иногородным торговцам и торговым казакам, которые увозят ее для продажи в Уральск, Астрахань и другие города. Цены в это время на аханную и ее продукты в Гурьеве бывают следующие: белуга, шип и севрюга - от 2 до 3 рублей 50 копеек за пуд, осетр от 3 рублей 50 копеек до 5 рублей за пуд, икра свежая от 10 до 15 рублей за пуд, паюсная же икра для продажи на аханном рыболовстве не приготовляется, а вязига из рыбы не вынимается. Клей продается от 55 до 65 копеек за фунт в сыром состоянии, и высушенный - от 2 рублей 20 копеек до 2 рублей 50 копеек за фунт.
Тюлений бой
Во время аханного рыболовства часто попадаются в сети тюлени; их брать казакам дозволено, равно и убивать его на льду, но запрещается употреблять особливые средства, нарочно придуманные собственно для лова тюленя, а также и бить тюленя молодого. В феврале месяце тюлень щенится и выползает из воды на поверхность льда огромными стадами, довольно далеко от места рыболовства на глуби. В конце зимнего рыболовства многие аханщики отправляются бить тюленя; орудие их небольшая палка, в конце коей налит свинец, палка эта называется чакушкою; подходят они к тюленям осторожно и против ветра, чтоб его не испугать, потому что тюлень весьма чутлив и от малейшего испуга скоро уходит в воду. Удар чакушкою тюленю в лоб или по носу - смертелен. Убив одного тюленя, промышленник загораживают дорогу убитым тюленем живым тюленям, и при удобном случае двое или трое казаков набивают в сутки до 100 штук тюленя и более. Набитый тюлень промышленники привозят на санях рекою Уралом в Гурьев, где уплачивают таможенной заставе акцизную пошлину по 30 копеек с пуда тюленя и продают его иногородным торговцам и торговым казакам, которые увозят тюленя в Астрахань и в Уральск; для предохранения от порчи, тюленей в Гурьеве солят.
Цена на тюлень в Гурьеве бывает в марте месяце по 1 рублю за пуд; шкуру его иногда продают отдельно по 25 или 35 копеек за штуку. Промысел этот невелик.
Тюлений промысел в пользу войскового капитала
Бой тюленя начинается, по распоряжению войсковой канцелярии, в первых числах сентября и продолжается до зимы, т. е. до покрытия морского прибрежья льдом. Он производится наемными казаками, по распоряжению начальника Гурьева городка: 1 забойщиком и 7 или 8 человек бойцев, которые обязаны иметь все необходимые при этом промысле принадлежности, как то: судно и лодки, бахилы (большие кожаные сапоги), такие же шаровары и прочее. Бой производится на Большом и Малом Пешных островах и близлежащих шалыгах. Кроме того, тщательно осматривают Камынин, Вестовую и Шутову шалыгу, где тюлень иногда ложится. Набитый тюлень, смотря по ценам, или прямо везется с места боя в Астрахань, или же продается в Гурьеве и Уральске. В последнем случае, перед отправлением тюлень должен быть очищен в Гурьеве пошлиною в пользу казны, через существующую здесь таможенную заставу.
Рыбопромышленникам осеннего жаркого рыболовства и астраханцам строго воспрещается ездить на судах и лодках вблизи Пешных и Камьнина островов и шалыг, потому что тюлень обладает тонким чутьем. Во время казенного боя, жителям строго запрещено не только ловить и бить тюленя, но даже и покупать его у астраханских забойщиков без разрешения начальства. Цена на тюлень в это время бывает до 1 рубля 15 копеек за пуд.
Скотоводство
Главную промышленность скотоводства в Гурьеве составляет овцеводство -
киргизский баран; пригоняют этот скот киргизы зауральской орды в Гурьев на меновой двор огромными партиями; мена его производится на меновом дворе с первых чисел августа по март месяц. Покупка баранов на наличные деньги и мена хлебом производится казаками и иногородными торговцами, многие же гурьевцы покупают огромные партии баранов на меновых дворах в Уральске и
Оренбурге. Годовая покупка баранов простирается до 400000 голов и более. Купленных баранов на меновом дворе каждый хозяин отсылает в степь для откармливания, для чего у каждого торговца, для наблюдения за скотом, имеются приказчики, работники и пастухи, по большей части все киргизы. Цена баранам в покупке с 1 февраля по март месяц бывает, считая кругом, от 2 до 3 рублей за штуку. Весною же в марте месяце угоняют этот скот для продажи в Калмыковскую крепость на ярмарку, отстоящую от Гурьева в 240 верстах, где покупают его приезжие иногородные русские торговцы, ценою от 4 до 5 рублей за штуку. Кроме баранов, гурьевские жители покупают на меновых дворах от киргиз зауральской орды лошадей,
верблюдов - одногорбых и двугорбых - и рогатый скот: коров, быков, коз и козлов, которых отсылают сперва в степь для откармливания, и потом угоняют для продажи весною, в марте месяце, в Калмыковскую крепость на ярмарку и осенью, в октябре месяце, - в Гурьев на ярмарку. Торговля эта менее значительна против овцеводства. Цена этому скоту в продаже бывает следующая: лошади - молодые от 15 до 30 рублей и старые от 30 до 70 рублей и дороже; верблюды - молодые от 12 до 15 рублей и старые от 20 до 60 рублей; коровы и быки - от 15 до 30 рублей и козы и козлы - от 2 до 3 рублей за голову. Торговлею скотом большею частью занимаются казаки, потому что они имеют право на войсковой земле пасти для откармливания беспошлинно определенное число голов скота, соответственно своему чину. Число голов скота беспошлинно могут иметь на войсковых лугах для откармливания следующие войсковые лица, а именно: штаб-офицеры по 1500 баранов и 210 штук рогатого скота, обер-офицеры по 1000 баранов и 140 штук рогатого скота, нижние чины и малолетки, несущие повинности, по 500 баранов и 70 штук рогатого скота. Сверх этого количества, за весь скот они платят акцизную пошлину по 10 копеек, с рогатого скота и по 4 копейки с барана - в год.
Иногородные лица платят акциз с каждой головы имеющегося у них скота в войсковых лугах, для откармливания или прогона, по 14 коп. с лошади и рогатого скота и по 5 копеек с барана; акцизная пошлина со скота поступает в войсковой доход.
Хлебная торговля
После рыболовства и скотоводства, есть хлебная промышленность, которую, по обширности своего оборота, можно назвать главною в Гурьеве. Ржаная мука, пшеничная разных сортов и овес привозятся сюда здешними казаками и иногородными из г. Астрахани морским путем и продаются в Гурьеве жителям, ржаную же муку продают киргизам зауральских орд. Привоз муки и овса из Астрахани в Гурьев бывает весною, летом и осенью, и из Уральска - зимою. Количество привезенной муки и овса в Гурьев в течение года доходит до 200000 четвертей или кулей. Цена на муку и овес в Гурьеве бывает следующая: ржаная мука от 60 до 80 копеек за пуд, пшеничная трех сортов от 1 до 1 рубля 50 копеек за пуд, и овес от 65 копеек до 1 рубля за пуд.
О ярмарке
Ярмарка в Гурьеве бывает один раз в год, именно осенью, сроком с 25 октября по 10 ноября. На Гурьевскую ярмарку привозят купцы из Уральска сухопутно следующие товары: красный товар, мелочной, обувь, железо, мед, сахар, чай, кофе и табак. Кроме уральских торговцев, на ярмарке торгуют и гурьевские торговцы красным товаром, мелочным, обувью, чаем, сахаром, кофе, пряностями, табаком и вином. На этой ярмарке, кроме товаров, бывает продажа скота, как то: баранов, рогатого скота, верблюдов и лошадей. Скот этот пригоняют со степи киргизы зауральских орд, а также и пригоняют его некоторые казаки и иногородные для продажи. Торг на Гурьевской ярмарке преимущественно ведется красным товаром и скотом. По сведениям г. Рябинина оказывается, что на Гурьевскую ярмарку в 1862 году было привезено разного товара на сумму 430000 рублей, за исключением скота, и продано разного товара на сумму до 100000 рублей.
О привозе товаров в Гурьев, о числе торговых заведений и ремесленников, о пароходстве и о вывозе и привозе товаров в Гурьев на морских судах
Товары, которые в Гурьеве не производятся, привозятся из г. Астрахани морем, именно: хлеб, овес, крупа, вино, сахар, чай, кофе, пряности, сласти, табак, красный товар, обувь, железо, мелочной и проч. Привоз товаров бывает весною, летом и осенью, и из Уральска сухопутно зимою эти же товары. Товары привозятся иногородными лицами и казаками, каждый для своей лавки, иные же снабжают товарами других торговцев, которые из Гурьева не каждый год ездят в Астрахань и в Нижний Новгород на ярмарку.
Всех торговых заведений в Гурьеве 58, а именно: лавок с красным товаром 6, лавок с колониальным, бакалейным, москательным и мелочным товаром 14, мелочных лавок и лавочек 13, табачных заведений: лавок 1 и лавочек 8, и питейных заведений: трактиров 2, ренсковых погребов с продажею питей роспивочно и на вынос 3, питейных домов 8, штофных лавок 2 и оптовой склад хлебного вина 1; гостинного двора в Гурьеве нет и базаров в городе не бывает. Всех мастеровых и ремесленников в Гурьеве 33, как то: хлебопеков 3, мясников 4, серебряков 3, медяков 1, стекольщиков 2, слесарь, он же и столяр 1, кузнецов 5, портных 5, башмачников 2, шорник и сыромятник 1 и извозчик 1.
Все мастера и ремесленники иногородные, и все торговые лавки, лавочки и заведения содержат большею частию иногородные лица, казаки же имеют лишь несколько лавочек и заведений. Казаки торгуют мукой и овсом из своих домов, при которых имеются отдельные кладовые, выстроенные из воздушного кирпича, и называются палатками. Рыбу и тюлень, которые привозят они зимою с аханного рыболовства, также продают дома из кладовых; некоторые же казаки вывозят рыбу на базарную площадь и продают там с возов. Сбыт вывозимых из Гурьева продуктов и товаров и покупка товаров и привоз их в Гурьев производятся самими местными жителями.
Пароходства в Гурьеве нет, но весною пристает к Гурьеву 1 пароход из Астрахани, 3 раза, в 12 верстах от устьев Урала, вблизи острова Большого Пешного, в Каспийском море, к самому же Гурьеву пароход не может проходить по причине мели. В первый раз пароход приходит к Гурьеву из Астрахани в половине апреля и через 2 или 3 дня отправляется из Гурьева в
форт Александровский, куда он везет из Гурьева сотню уральских казаков на два года, для смены тамошнего гарнизона; в конце апреля пароход возвращается к Гурьеву во 2-й раз и привозит уральских казаков, отслуживших срок своей службы в форте Александровском; через три дня уходит пароход в Астрахань с пассажирами из Гурьева и в начале или половине мая приходит опять к Гурьеву с пассажирами из Астрахани, уже в 3-й раз, и через три дня отправляется из Гурьева с пассажирами в Астрахань и более не приходит до следующего года.
Число морских судов в Гурьеве, как то: кусовых лодок, салмовок и других, определить верно нельзя, но можно сказать, что почти у каждого гурьевского промышленника, казака и иногородного, есть суда, которые весною, с открытием навигации, отправляются из Гурьева в Астрахань с здешними продуктами, как то: рыбой, икрой, клеем, тюленем, салом и кожами. Некоторые же иногородные торговцы уезжают из Гурьева летом в Нижний Новгород на ярмарку для покупки разных товаров. Вообще, во время лета Гурьев городок значительно пустеет, потому что большая часть жителей уезжают оттуда на это время. Суда эти приходят с товарами из Астрахани в Гурьев летом и осенью, останавливаются у Ракушечьей пристани, где выгружают из них товары, как то: муку, крупу, овес, сахар, чай, кофе, пряности, сласти, вино и табак внутреннего приготовления: листовой в кулях и приготовленный в обандероленных помещениях. Товары эти с пристани перевозятся в Гурьев сухопутно самими хозяевами или наймом для перевозки их извозчиков-казаков, которым платят с куля муки и овса, весом до 7 пуд каждый, от 10 до 15 копеек за куль, с прочего же товара плотится за провоз уговорная плата с воза.
Общественная жизнь
В буквальном смысле общественной жизни и увеселений в Гурьеве вовсе нет. Большинство жителей в Гурьеве составляют войсковые обыватели; нижние чины из них одни состоят на действительной службе, а большая часть занимаются промыслами и торговлей, так что они не видят, как проходит год. Весною они заняты наймом казаков на службу, отправлением на курхайское рыболовство в море и отправлением в Астрахань для покупки там хлеба, овса и других товаров; летом они свободны, время проводят по большей части в безделье и сне. В конце лета, именно с 1-х чисел августа, отправляются на сенокос, где трудятся до сентября месяца, другие же в это время отправляются в море на жаркое рыболовство и возвращаются с него осенью в октябре месяце. С этого времени они до зимы свободны, некоторые же участвуют в осеннем рыболовстве по реке Уралу, большая же часть казаков приготовляется к аханному рыболовству в море, в домах их идут хлопоты и приготовления, т. е. вязание аханов и сетей, заготовление провизии, исправление аханной сбруи и наем рабочих. Хлопоты эти и работы продолжаются до самой зимы, с утра до позднего вечера они бывают заняты. Зимой же отправляются на аханное рыболовство в море, откуда возвращаются в Гурьев в 1-х числах марта. После аханного рыбpоловства, которое сопряжено с большею тратою денег на сборы, трудностью на самом рыболовстве, среди зимы в открытом море, и опасностью на глуби, за что вознаграждают их хорошие уловы больших белуг, чрез которые поправляются домашние их обстоятельства, казаки в апреле месяце опять собираются на весеннее курхайское рыболовство… Таким образом, гурьевцы весь год деятельно проводят в трудах и занятиях.
Конечно, не все гурьевские казаки буквально так проводят вес год в занятиях, есть и такие, которые не на все рыболовства ездят, и есть казаки, которые вовсе не ездят на рыболовства, а промышляют службою или торговлею. Из числа таких людей многие имеют много свободного времени, которое проводят в веселье и попойках, а иные даже просто от безделья пьянствуют в трактирах, погребках и кабаках.
Табак казаки дома не курят и другим не позволяют у себя курить, но в питейных заведениях сами по большей части курят, на рыболовствах тоже курят; в Гурьеве же преимущественно из простых казаков курят табак молодые люди, а также казаки, находящиеся на действительной службе.
Семейства их проводят время у себя дома в хозяйстве. В праздники казаки и казачки ходят друг к другу в гости; прогуливаются по Гурьеву, сидят группами около своих домов и проводят время в разговорах. На маслянице катаются на лошадях по улицам и по льду реки Урала. На берегу Урала, пред домом атамана (казаки называют начальника Гурьева городка атаманом), устраивается из пластов льда небольшая пирамида с флагами, величиною в вышину 1½ сажени и в ширину 2 аршина, называемая городком; этот городок казаки, по существующему издавна обычаю, берут приступом на лошадях верхом, для чего в последний день масляницы ставят на этот городок, в закупоренном бочонке, ведра полтора водки, купленной начальником на свой счет. Казаки-малолетки ездят верхом на лошадях по улицам, некоторые из них наряжены в офицерское платье, и они считаются начальниками над прочими; кроме того, назначается начальником города из линейной команды человек 5 казаков, которые тоже с малолетками ездят. Наконец по данному сигналу начальником, все они скоро едут верхом мимо городка, разрушают его палками, и отличившийся казак в этом деле получает в награду за удальство бочонок с водкой. При этом случае не обходится без того, чтобы кто-нибудь из наездников не был ушиблен, - обыкновенно достается ушиб пластом льда храбрецу, получившему вино.
Домашняя жизнь казаков довольно скучна и однообразна.
Благородные лица войскового сословия - офицеры, занимающие здесь должности, по большей части люди достаточные; живут они своими домами тихо и скромно, и по большей части особняками - скупо и однообразно, даже в некоторых случаях скучнее простых казаков; круг знакомых состоит из чиновных и богатых казаков. Мужчины по большей части носят форменное платье, а женщины общеевропейское, национальный же костюм надевают в редких случаях. Проводят свободное время в чтении книг и газет, в гостях друг у друга - в игре карточной и биллиардной, иногда в катаниях по городу и охотою на дичь [Дичи здесь около моря изобилие, как то: журавлей, гусей, уток, скворцов, жаворонков, грачей, бакланов, баб, казарок, куликов, чаек, мартышек, дрохвов, стрепетов, морских сорок, каменок, трясогузков, аистов, ласточек, щуров, красных гусей и стерихов.], собраний же и семейных вечеров не знают, - у каждого мысль о торговле. Вообще, жизнь их скучна и однообразна без особенных тревог, но зато и без особых удовольствий; при всем том в казачьем благородном кругу - замкнутость, как будто один в другом не нуждается.
Иногородные здесь: купцы, мещане и крестьяне - все торговцы и ремесленники; проводят они время в торговле, ремеслах, поездках по своим делам в Астрахань и Нижний Новгород. Домашняя жизнь их та же, как в прочих городах; знакомы они меж собой и с казаками живут дружелюбно. Гражданских чиновников здесь самое незначительное число; досужное время от занятий проводят они в чтении книг и газет, знакомстве с офицерами, карточной игре и охоте; вечеров и собраний у них не бывает, - одним словом, жизнь их так же полна скуки и единообразия, как жизнь здешних казаков.
Казаки любят музыку и песни, музыка их - гармония, балалайка и гитара; песни у них в употреблении: общие русские, исторические, относящиеся ко временам казачьего самоуправления, военные и местные, про родной Яик и Каспийское море. Вот две любимые песни уральцев, взятые мною из сочинения г-на Железнова (ныне покойного).
Яик ты наш, Яикушка,
Яик, сын Горынович. (2)
Про тебя, про Яикушку,
Идет слава добрая. (2)
Про тебя про Горыновича,
Идет речь хорошая. (2)
Золочено у Яикушки
Его было донышко. (2)
Серебряна у Яикушки
Его была покрышечка. (2)
Жемчужные у Горыныча
Его крыты-бережки. (2)
Мутнехонек наш Яикушка,
Бежишь же ты быстрехонек, (2)
Прорыл, протек наш Яикушка
Все горушки, все долушки. (2)
Выметывал наш Яикушка
Посередь себя часты острова. (2)
С вершин взялся наш Яикушка,
Бежишь же ты вплоть до низу. (2)
До славного ты до моря,
До моря до Каспицкого. (2)
Как до славнаго города,
До города до Гурьева. (2)
За Гурьевом выпадал ты
Во батюшку синё-море. (2)
Как до славнаго острова
До острова Камышина. (2)
На острове Камышине,
Братцы, старики живут. (2)
Старики, братцы, старожилые
Они по девяносту лет. (2)
С покоренною Золотой ордой
Старики, братцы, во ладу живут. (2)
_____________________________
Не ясные соколики слеталися,
Не хивинские визирюшки съезжалися:
Соходилися, съезжались добрые молодцы,
Добры молодцы, уральские казаченьки.
Они думу крепку думали:
- Да кому из нас, ребята, атаманом быть?
Атаманом быть, рябята, эсаулом слыть?
- Уж мы выберем, ребята, атаманушку,
Атаманушку мы выберем «походного»,
Эсаулушку мы выберем «залетного».
Атаман-то говорит, братцы, как в трубу трубит
Эсаул-то говорит, братцы, как в свирель свистит
- Еще долго ль нам, ребята, на Дарье стоять?
На Дарье стоять, караул держать?
Мы Дарью-реку пройдем рано с вечера,
А Куван-реку пройдем во глуху полночь,
А в Хиву придем вкруг белой зари.
Мы хивинскому султану не покоримся,
А поклонимся, покоримся Царю-Белому,
Царю-Белому, ребята, Петру Первому!
Песня эта, в числе других, была напечатана с некоторыми изменениями в 8 № «Отечественных записок» 1848 года. У собирателя уральских песен г. Иванина, между прочим, есть в этой песне следующие стихи:
Налёта мы возьмем походного,
Нечая-казака возьмем бывалого.
15-е сентября 1866 года
Гурьев городок
О Гурьеве и других населенных пунктах Уральской области:
https://rus-turk.livejournal.com/571614.html