Дневник священника Туркестанской епархии. 8. Киргизско-Андижанское восстание. Прием детей в гимназию

Jun 07, 2022 21:02

В. Иларионов. Дневник священника Туркестанской епархии // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1905, № 19-23; 1906, № 1-14, 16, 19, 23; 1907, № 2, 6, 9/10, 13, 19, 22; 1908, № 1, 8/9, 12; 1909, № 6; 1912, № 22; 1913, № 3, 15, 16, 20, 21, 23, 24; 1914, № 4, 18; 1915, № 2, 3, 12, 15, 16.

Начало: 1. В Азию!
Предыдущая часть: 7. Борьба с кобылкой. Постройка сейсмоустойчивой церкви
Следующая часть: 9. Мобилизация. Поход в Кульджу



Участник Андижанского восстания, закованный в кандалы. 1898

11 апреля [1898 года]. Вернулись сегодня из поселков. На обратном пути, от Чунжи до Тас-Карасу, любовались восхитительным зрелищем: горели в степи камышевые заросли. Ехали как раз вечером, было темно. Целое море огня - шириною версты на две. Издали, пока еще камыш разгорается, как будто стоит волшебный лес; каждая камышинка, объятая пламенем, видна. Сгоревшие падают, как раскаленные добела полосы железа. Над горящими камышами нависли клубы черного и белого дыма. В степи светло, как при полной луне. Под конец ехали в полверсте от пожара.

17 мая. Совершено сегодня поднятие крестов на церковь и колокольню. Были на торжестве оба джаркентские священника. И народу было довольно из г. Джаркента, из своих поселков. Крест вынес на плечах и поставил сам подрядчик. Здесь везде так совершается поднятие церковных крестов, на себе. В наших вологодских краях поднимают кресты обыкновенно на канатах. Здесь же так не поднимают кресты, считают такой способ неприличным. Отчасти, правда. Но как же делать, если тяжесть креста не под силу для одного человека? Теперь остается еще, чтоб архитектор принял церковь, нашел ее устроенною согласно проэкту, и освятить.

27 мая. В Троицын день были в Борохудзире чунжинцы.

В Борохудзире, благодаря Бога, постройка идет успешно, без особенных неприятностей с подрядчиком. Надо отдать справедливость, что строитель он хороший. К августу месяцу церковь окончат; постройка церкви дорого будет стоить, едва достанет капитала. Остатков от сметы не будет, лишь бы ее не превысить. Весь май идут дожди грозовые, часто ливни. Хорошо, что покрыли церковь.

2 июня. На днях был епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ, при обратном проезде из Джаркента; - в приходе города имеется две школы, которые он и осмотрел. В охотничью школу грамоты ехать не вздумал, дороги побоялся дальней и глухой, ограничился данными мною сведениями о ней.

Клевер первого сбора едва убрали, вышел черный, все были дожди - недели две. Дождливая погода повредит и пшенице; вредно отзовется на урожае; у меня пшеницы не сеяно, овса и ячменю посеяно пудов 60. Последние хлеба дождей не боятся. Дожди тем вредят, что от них хлеба сильно заглушаются травою. Овес же травы не боится, растет даже на камышистой земле.

21 июня. После обедни служили панихиду по убиенным в г. Андижане (Ферганской обл.) воинам. В Фергане подготовлено было восстание, которое разрешилось 18 мая нападением на андижанский гарнизон в 200 человек  - толпою сартов, под управлением одного ишана (священника). Нападение совершено утром, на заре - двухтысячною толпою, окончилось избиением двадцати солдат. Предположено было избиение всех русских, во всем Туркестане. А мы здесь и не знали, не думали, не гадали, что готовится нам такая печальная участь.

По словам казаков, были признаки какой-то вражды, неприязни к русским со стороны киргизов с марта месяца. Киргизы сделались грубы, злы, многие во время пахоты ушли из работников. Поденщики подняли заработную плату вдвое против прежнего.



Киргиз-водовоз в выселке Охотничьем. 1897

Начали у меня жать ячмень. Подрядил киргизов за 25 руб. - всего шесть десятин. Овес еще не поспел, сеян был поздно, в конце мая.

30 июня. Идет уборка второго сбора клевера. Погода стоит роскошная, ни облачка, ни тучки на небе, - даже в горах. Дождем не пугает, не так, как на нашем севере, где в сенокос бывают частые грозы с дождями. А жара несносная - 36° в тени [36 °R = 45 °C. - rus_turk.]. Киргизы работают полунагие, без рубах, в одних шароварах. Удивляюсь, как кожу не сожжет. Привычка, что ли? А спины у них, точно голенища. Русские косят - все в поту, рубахи хоть выжми. Конечно, в самый жар с 1 ч. до 3 работу бросают, к этому времени приурочивают чаепитие и обед.

Клевер второго сбора считается лучшим: стебли тонкие, чистый, без травы. Скошенный клевер лежит в валах два дня, на третий день вяжут его в снопы, снопы складывают в кучки по десять снопов, как овес; в кучках клевер лежит также дня два. Потом его складывают в продолговатые стога, тут же на месте.



Киргиз на быке (Джаркентский уезд). 1897

Третьего дня ездил в г. Джаркент по делу. Городской священник Я… разлил на пол целый флакон св. мира. Я был в качестве депутата по указу консистории. Пол в алтаре, где разлито миро, деревянный, весь его перестругали, в иных местах едва не до дыр. Дело у них еще первое не кончено, а тут второе завелось.

25 июля. Вернулись вчера из Охотничьего, с храмового праздника. В Охотничьем общество стало большое; прибавилось много служащих: два врача, медицинский и ветеринарный, три фельдшера, надзиратель пограничной стражи. Там скотопрогонный пограничный пункт, для ограждения от заноса эпизоотии из Китая и назначены служащие. Там, в Китае, эпизоотии не выводятся, да и к нам, в Семиречье, с развитием сношений, частенько стали заглядывать то чума, то сибирская язва, то сап. В помощь медицинскому персоналу и стражникам служат еще и пограничные казаки - сотня.

30 июля. На днях был сильный и продолжительный буран, которым мой американский овес, уже созревший, осыпало ужасно, пятая часть окрошилась. Поденщики-жнецы были дороги, хотелось все найти подешевле, и потом их и вовсе не стало, так и не успели сжать овес. Все это из-за Андижанского бунта. Близь урочища Кар-Кары, где летом бывает четырехмесячная ярмарка, на границе Пржевальского уезда, происходят частые грабежи. Это последствие Андижанского восстания. Большая часть шайки бунтовщика-ишана разбежалась в горы и рассеялась по Пржевальскому и Джаркентскому уездам. Вот эти беглецы и производят грабежи. Грабят, конечно, своих же азиатов, русских не трогают.

4 августа. Сегодня уехал церковный подрядчик совсем домой, работа кончена. Провожали его версты за три, половина села. Проводы устроили торжественные, а о более существенном не подумали. Чтобы подарить что-нибудь, сделать надбавку сверх рядной цены от себя, от общества. Принимать церковь приезжал областной архитектор. Постройка признана им очень хорошею и во всем согласно проэкту, в каком смысле и акт составлен. Теперь препятствий к освящению ее не будет.

Измолотили ячмень, урожай получился богатый: с 30 пудов получено 800 пудов. Но выгод будет немного, так как цена ему теперь 20 коп. пуд. Исключив обработку и семяна, получу рублей сто прибыли.

18 августа. Кончили молотьбу овса и семянного клевера. Овес уродился сам-двенадцать, несмотря на то, что пятая часть урожая осталась на поле, обило бураном. Клеверу семян собрано 30 пудов. По вологодским ценам такой урожай составит небольшой капитал. Помнится - там цена клеверу 12 руб. пуд. Здесь же этот урожай стоит пустяки: цена семянному клеверу здесь 2 руб. весною и 1 руб. - осенью.

На семена обыкновенно оставляется первый сбор клевера, и притом такой, который уже растет годов 5-6. Поливается он всего один раз. Косят семянный клевер в начале июля, в то время, когда косится кормовой клевер во второй раз. После уборки семянного клевера клеверник еще поливается, и в августе снимается еще сбор клевера на корм. Поэтому убытка нет, если часть клевера оставлять на семяна.

Слышал кое-что о бывшем восстании сартов в Андижане. Восстание назначено было на 30 августа, но главарь восстания почему-то поспешил. Это видно из найденных у богатых и влиятельных туземцев-киргизов воззваний ишана, которыми он призывал их к газавату, которые и возвращались ишану с печатями от сочувствовавших восстанию. Более благоразумные киргизы отдавали эти воззвания русскому начальству после 18 мая.

Привыкшие к русским и более сердечные киргизы рассказывают, что предположено было так поступить с русскими в селах в назначенный день. В этот день туземцы зажгут хлеба и сено в степи у русских. Последние, конечно, все бросятся на поля тушить горящие клевера и хлеб, многие второпях не вооруженные. В это время огромные полчища киргизов напали бы на беззащитное женское население русских поселков, стали бы грабить и забирать в неволю. При этом, конечно, они воспользовались бы и огнестрельным оружием. Нечего говорить, что побоище произошло бы немалое, но толку вышло бы мало для азиатцев. И бабы встретили бы их как следует.

2 сентября. Сегодня прошла чрез Борохудзир сотня сибирских казаков из Джаркента. направляясь в Пржевальский уезд для ловли разбежавшейся бунтовской шайки андижанского ишана. Для этой же цели было отправлено из Андижана и Маргелана несколько конных отрядов тотчас после 18 мая, но они не могли всех разыскать. Много убежало в Семиречье.



Участники Андижанского восстания, закованные в цепи. 1898

С сегодняшнего дня скот мой пасется на клеверах. Третий сбор снял к 10 августа. Полили клевер еще два раза, полить бы еще раз, и около 20 сентября можно было бы собрать четвертый клевер. Но так как его у меня уже много собрано - тысяч 15 снопов, да и поденщики дороги, то я и порешил скормить его своему скоту. Теперь коровы ходят по брюхо в клеверу.

14 сентября. С 20 августа у нас новый хозяин квартиры, бывший подгорненский учитель К. Новый хозяин требовательный и скупой. Ранее я складывал весь клевер на крышах навесов и служб, как делают здесь все, даже в городах. А этот - просит клевер не класть на крыши, так как они, говорит, от этого портятся. - Затем набавил за квартиру 40 руб. в год, - ранее платили 60, теперь нужно 100 руб.

Сегодня после обедни служили молебен молодым казакам, отправляющимся на службу в полк. Служба в полках - четыре года. Льготы дают - в самых крайних случаях, когда уже дома вовсе некому работать, и то при престарелых родителях; ради других родственников, - братьев, сестер, не дают.



Н. А. Креков. Семиреченская область. Проводы казака на службу

8 ноября. В Борохудзире храмовой праздник. Освятить новый храм к сегодняшнему дню не было никакой возможности по многим причинам. Правда, служили мы, с разрешения епископа, в новом храме с августа месяца, как в молитвенном доме, на переносном, походном антиминсе. Освящение нового храма предположено совершить 4 декабря, на это получено уже и разрешение епископа. Освящать будет благочинный. Послали приглашения в соседние приходы; но едва ли чужеприходные будут на освящении, - далеко. С постройкою церкви настолько обеднели, что церковного капитала нет на необходимые расходы для освящения, заняли у общества.

4 декабря. Сегодня совершено освящение нашего нового храма. Как-то не торжественно все было при освящении: народу мало, священников всего трое, - я и двое джаркентских, диакона не было. Приглашали соседних священников и диакона, но за дальностию отказались. Как все убого в сравнении с внутренней Россией. Там собирается много народу из соседних приходов, а здесь и свои прихожане были на освящении своего храма далеко не все; из Охотничьего поселка, из г. Джаркента было немного народу да до десятка офицерских жен. При омовении престола подавали очень много мыла, целыми связками. Везде, видно, есть это обыкновение. После едва разобрались с этим мылом; у многих пропало, другие взяли. Руководитель наш - благочинный путался немало, так как он освящал храм в первый раз, да и я только на третьем освящении служу. На счет общества приготовлен был обед для приезжих гостей, тут же на площади, пред церковию.

Прихожане, конечно, очень довольны, что у них опять построен храм. А было, что прекрасный храм чрез год после постройки растрясло землетрясением и сидели без храма восемь лет. Моей радости о новом храме нет пределов. Три года служить в убогом бараке - это ужасное испытание. Тем более тяжело было привыкать к такому убожеству после Верхней Тоймы, где все-таки был большой каменный храм, под конец моей службы сравнительно благоустроенный. А здесь барак; и с убогой утварию и бедной ризницей. Одно неудобство будем испытывать в новом храме, холодно будет по зимам. Рамы одни, двери тонкие, филенчатые, и притом трое дверей - западные, двое боковых, и сверх сего из алтаря наружные двери. И теперь холодновато в храме по утрам. После, когда отштукатурится храм, без сомнения, будет теплее. В алтаре свободно, не то что в прежнем бараке - для ризницы и библиотеки комната отдельная, рядом с алтарем. Для книг и риз сделаны новые шкафы. Вообще, теперь все прилично в церкви.

1 января 1899 года. Четвертый новый год встречаю в Средней Азии. Жилось пока благополучно. Хлопот, конечно, много. Церковь одну построил. Когда-то устроится в Чунже. Теперь пойдут хлопоты и беспокойство о детях. Нужно на осень отдавать учить. Как-то они будут учиться. Содержать их здесь очень дорого.

25 февраля. Идет масляная. Ныне сидим дома со псаломщиком, в поселки не поехали к первым неделям поста ввиду того, что джаркентские священники ждут со дня на день перевода. В таком случае мне придется служить там. В своих поселках предполагаем служить на четвертой и пятой неделях. Весна ныне ранняя, несмотря на то, что Пасха поздняя. В горах киргизы уже сеют пшеницу. Скворцы давно прилетели.

7 марта. В конце масляной джаркентские священники вот и получили себе награду; дело их кончилось. Нашего благочинного оштрафовали на 50 руб. со внесением в формуляр и перевели в заштатный город Токмак. Приход там богаче джаркентского. Городского же священника назначили псаломщиком к домовой архиерейской церкви с запрещением священнослужения и ношения рясы. Так строго его осудили за кляузы, за то, что много писал со слов других, не проверив сведения. Штраф для благочинного ничего не значит, его потом снимут, а в материальном отношении он выигрывает. Городской же теряет и тут и там: проживет сколько времени без места, да и штраф такой не вдруг снимут.

На прошлой неделе первые три дня служил в Джаркенте, а последние три - дома.

Дело в том, что там у военных уже ранее распределяется говение, для каждой роты и сотни назначаются известные дни, и менять ранее установленный порядок неудобно. Одному священнику принимать на исповедь и военных, и горожан тяжело; новый же неизвестно когда приедет. Благочинный поэтому и попросил меня помогать ему. Дома же в отсутствие мое читает часы, вечерню, повечерие и утреню псаломщик.

14 марта. На этой неделе служил в том же порядке, что и на прошедшей: первые дни в Джаркенте, с вечера среды - дома, В Джаркенте исповедывал один; благочинный уезжал в г. Кульджу прощаться с консулом и русской колонией и по пути служил для говеющих. Исповедников было человек триста. Да и в Борохудзире было много говеющих, мужчин половина отговела, спешат до больших работ. В Верхней Тойме во весь пост столько исповедников не бывало, сколько здесь пришлось принять на одной неделе.

С наступающей недели начнется посев пшеницы у казаков. Они не спешат с посевом пшеницы, так как лошадей держат много, и кто сеет много, пашет в две сохи. Время посева продолжительное, с месяц. Пшеница, посеянная после 15 апреля, выходит хуже, а до этого времени - сей. Овес же можно сеять до июня.

22 марта. В 2 часа проводили бывшего своего благочинного, уехал из Джаркента на новое место. Видимо, он недоволен переводом, так как перевод подневольный, по суду.

Теперь я остался один на г. Джаркент, Борохудзир и пять поселков моего и джаркентского приходов. Значит, один священник на целый уезд. Слышно, что новый городской священник, назначенный и нашим благочинным, едет уже сюда.

Сегодня вечером уезжаю в Джаркент служить до 25 марта. Последние три дня буду служить дома.

25 марта. В Джаркенте были причастники - в среду и сегодня, всего человек триста, большинство военные, солдаты и офицеры. На пути из Джаркента домой встретил нового священника, едущего в Джаркент с женою и мальчиком. Теперь не придется мне более служить в городе, чему я очень рад, невзирая ни на какие доходы, - тяжело.

6 апреля. С 29 марта по 5 апреля служил в двух ближних поселках, откуда сегодня вернулись. В Охотничий служить не поехали, иначе не вернуться бы нам в Борохудзир к Вербному воскресенью. А в такой праздник оставлять без службы борохудзирцев - их обидеть. В Охотничьем служить для говеющих будем в июне, в Петров пост. Ранее мои предшественники так и делали, служили для говеющих в Петров пост, хотя, по словам псаломщика, это неудобно. Петров пост время рабочее и многие из-за этого не говеют. Да и везде уже так установилось, что говеют в Великий пост. Такое исключение здесь сделано, по-моему, без особенной необходимости, из-за стоявшего в Борохудзире казачьего полка.

Ныне мы переезжали чрез р. Или на пароме в оба раза. Ранее же как-то так случалось, что переправа была на льду, - и всегда опасная.

8 апреля. Были с женою сегодня с визитом у нового благочинного, и вместе исповедывались. Он урожденец Тамбовской губернии, студент духовной семинарии. В здешнем крае служит всего полтора года, в г. Пишпеке был уездным наблюдателем. Оба с женою они очень добрые и простые люди. Благочинный рассказал много кое-чего интересного про жизнь верненского духовенства. Постоянно ссорятся; наушничанье, наговоры преосвященному друг про друга. Между членами консистории - тоже несогласие. Теперь идет следствие о секретарях преосвященного и консистории и члене консистории, соборном священнике Ш. Меня Бог отнес от этой жизни; ведь туда было назначен я был сперва.

11 апреля. Проехал в Верный бывший городской священник Я. Надеется упросить преосвященного разрешить ему служение хотя в последние три дня страстной седмицы и Пасху, тем более что он уже назначен на священническое место в укрепление Нарын. Приход этот военный, в 600 верстах от г. Верного, и считается ссыльным.

18 апреля. Светлое Христово Воскресение. По погоде более похоже время на Троицу, а не на Пасху. Фруктовые деревья данным-давно процвели, лист на деревьях полный, клевер вырос уже более чем в пол-аршина, на базарах его продают зеленым, - сырым. Здесь сырой клевер снопами продают в продолжение всего лета, по две копейки за сноп.

25 апреля. Вчера вернулись из поселков ближних, где служили и молебствовали по домам по три дня. Наняли штукатурить церковь изнутри верненского мастера, которого рекомендовал строитель церкви. Порядили за 200 р. из наших материалов. Штукатурить будут чистым белым штуком. Алебастр доставят прихожане бесплатно.

Против цен внутренней России такая цена дороговата. Там за эту работу взяли бы не более ста рублей.

10 мая. На днях был в Джаркенте и на почте встретил мирового судью, назначенного в поселок Подгорный моего прихода. Там теперь будут два чиновника - судья и помощник лесничего. Говорят, что в этом же году будут назначены туда пристав и два врача, фельдшер, акушерка.

Штукатурка церкви подвигается, в алтаре уже окончили. Красиво стало, светло, чисто. К Троице обещают кончить всю работу.

Детей своих порешил везти на приемные экзамены в августе. Теперь как будто бы еще мало подготовлены, да и самому времени нет свободного ехать, все праздники.

Сегодня кончили у меня посев ячменя. Рассеял 60 пудов. Если урожай будет не хуже прошедших лет, то можно снять много. Клеверу еще посеял десятину. Всего будет десятин восемь клеверу. Он один и может давать доход. На хлеб надежда плохая: и спрос на него не всегда бывает, и на обработку много выходит.

17 июня. Возвратились вчера из Охотничьего, служили там с 6 по 13 для говеющих. Да! неудобно служить в этот пост для исповедников. Из мужчин очень многие не были на исповеди, заняты работами.

В Охотничьем прибавилось служащих: два врача, медицинский и ветеринарный, два фельдшера, акушерка, надзиратель пограничной стражи. Служащих стало почти столько же, сколько и коренных жителей; первых 25 домохозяев, казаков 35. Киргизские писаря обязательно из русских, большинство живут - тоже в Охотничьем. Едва не каждый домохозяин-казак имеет квартиранта. Они имеют по два-три дома, так что есть куда поместить постояльцев. Казаки же, коренные жители, из Охотничьего разбегаются; при поступлении моем было 55 домов, теперь 35, едва не половина ушла. Часть переселились в другие поселки, даже в другие уезды Семиречья, частью болтаются по городам. Большая часть уехавших, думают, раскается, будет жалеть Охотничьего, потому что здесь выгодные условия для богатой жизни. Переехал из Охотничьего в поселок Чунжинский и наш хороший знакомый казак Третьяков, у которого мы всегда квартировали во время служения. Как я ни уговаривал его никуда не уезжать, не послушался моего совета. Продал свои дома в Охотничьем, и деньги, конечно, издержал на новое хозяйство в Чунже. А как-то еще там пойдет хозяйство, когда-то будет получать доход.

Штукатурку церкви кончили, сегодня мастеров рассчитали.

29 июня. Получили со псаломщиком награду из консистории; нас оштрафовали на 24 рубля за повенчание трех браков без достаточных документов, по мнению консистории. Штраф без внесения в послужный список. Бывший благочинный, тягаясь с городским священником, доносил на него о браках незаконных, чуть где можно прицепиться. По необходимости, так сказать, донес и на нас: нельзя же к одному относиться строго, а другим послаблять.

Назад тому неделю приехал в Джаркент новый военный священник о. М-ч, и, кажется, ненадолго, так как он, по рассказам, ведет себя не очень прилично, употребляет не в меру спиртные напитки. А в Джаркенте нужно быть военному священнику крепким в этом отношении. Офицеры гостеприимны, рады, если священник посидит с ними, составит компанию, но нужно быть аккуратным. Чуть что, если заметно будет кто бы ни было - «выпивши», будут считать за неприличие, а тем более - священник. К нему строже отнесутся. У нового священника детей при себе нет, один сын на службе, а двое учатся в Верненской гимназии.

9 июля. Вчера было посещение Божие на наше село. Около 10 часов утра в горах стали появляться грозовые тучи, гремело, тучи эти в горах же и разрешались дождем, по-видимому, с градом, так как между темными дождевыми облаками были и белые. Около 2 часов дня с гор стала надвигаться темная туча на наше село. Разразилась страшная гроза, громовые удары раздавались ежеминутно, пошел дождь, перешедший потом в ливень. Затем вперемежку с дождем стали падать крупные градины. Минут чрез 5 дождь почти перестал, а посыпал сплошной, крупный град, величиною иные градины с голубиное яйцо. Градины с такою силою падали на размокшую от дождя землю, что делали в ней углубления. Спустя часа два, когда град растаял, везде были видны на гладкой, без травы, земле небольшие ямки, ложбины градин, как будто бы тут были небольшие камешки и выбраны из земли.

Утром сегодня ходили со псаломщиком осматривать свои поля. У меня десять десятин ячменя побило градом, лоском положило. Не только обило колос и зерно в нем, но даже солому истрепало. Целых осталось десятины две. Две десятины ячменя были сжаты, и он лежал несвязанный, в горстях, - его обило весь, и собрать невозможно.

В 1897 году здесь боялись саранчи, но она почти не причинила тогда вреда хлебам. А беда вон откуда пришла. У казаков кое у кого побило хлеб, не весь, небольшую часть, по десятине - по две. У трети домохозяев весь хлеб уцелел. Градобитие сделало мне убытку рублей на двести по крайней мере, да псаломщику рублей на тридцать. Зато клевер у меня не пострадал, так как был только что убран. У казаков клевер у многих побило, - только что хотели они косить его. Казаки говорят, что за 28 лет их жизни здесь это второй град. Первый град был назад тому лет 12. В то время град не повредил хлебов, так как хлеба были уже все сжаты (в конце июля), а выбит был третий сбор клевера. Собственно, они еще сняли тогда третий раз клевер; в сентябре только дела наделало лишнего: побитый клевер они косили, собирали и бросали, чтоб дать вырости новому.

1 августа. Совершено было обычное освящение воды на речке. Ночью было много дождя в горах, в речке половодье, вода сравнялась с берегами, и настолько мутна, что представить трудно. Неприятно был крест погружать в такую воду. На севере у нас в Волог. губернии такой мутной воды в реках не бывает даже весною.

Получил из Верного неприятную телеграмму: просил отпуск, нужно везти детей для помещения в гимназию, отказали ввиду того, что преосвященный Аркадий 8 августа намерен выехать из Верного для обозрения Семиречья, и прежде всего Джаркентского уезда. В таком случае наш благочинный должен будет выехать из Джаркента на несколько дней ранее для встречи преосвященного на границе своего благочиния, за сто верст от города. В случае моего отпуска город должен остаться без священника на несколько дней, так как там другого священника нет, - военный получил еще в июле двухмесячный отпуск и уехал по каким-то делам на прежний приход.

Придется ехать с ребятами жене одной. Это вовсе неудобно: знакомых там нет у нас. Правда, на квартиру мы порешили поместить детей пока к строителю нашей церкви Г.-ну. Но главное, экзамены беспокоят, а не квартира, как-то сдадут. Со мной им было бы посмелее; я мог бы объясниться с учителями, дабы поместить дочь во второй класс, сына в первый.

14 августа. Получил от жены телеграмму. Извещает, что детей приняли в гимназию, но не так, как мне хотелось: дочь поступила в первый класс, сын в приготовительный. На квартиру поместили к Г.-ну, куда предполагали. Досадно на преосвященного. Меня не отпустил в Верный и сам не поехал для обозрения епархии. Получена благочинным телеграмма, что епископ за день до отъезда заболел и поездку отменил вовсе.

С весны в Борохудзире служит новый станичный атаман, человек деятельный и строгий. Благодаря ему стала упорядочиваться жизнь в станице. Ранее запущены были в особенности денежные дела, жалованья себе ждали станичные по два месяца, не из чего было получать; за квартиру мою тоже платили очень неисправно. Атаманы сменялись по два в год за беспорядки. Воровство лошадей и другого скота со дворов до того усилилось, что не держали ни замки, ни заборы, ни собаки. Назад тому два года с небольшим у меня увели лошадь, так и не нашлась; предположено было увести трех лошадей, да уздечек не нашли, а так они не пошли, да, наверное, и что-нибудь еще помешало. Ежегодно борохудзирцы расплачивались не менее как полусотней лошадей. Воруют киргизы при помощи русских; последние уводят со двора, а киргизы принимают и сбывают подальше. Стали воровать даже баранов, да и как интересно. Один вор во дворе берет баранов и передает стоящему за забором, а последний уже на лошади верхом увозит их из поселка. При этом атамане воровство совсем стихло, за пять месяцев его службы не украдено ни одной скотины. При нем строго. Туземцам объявлено, что если кто из них появится на улице позднее 9 часов вечера, тех будут садить под арест при станице. Ранее на базаре и в домах картежничали все ночи; этот атаман разогнал и уничтожил все притоны. Теперь киргизы ночью объезжают наш поселок версты за две, если им нужно ехать куда-либо мимо. За квартиру мою теперь платят исправно. Атаман даже дал слово купить для священника дом, занимаемый теперь почтовой станцией. Почтосодержатель намерен отказаться с нового года от Борохудзирской станции и дом ему будет не нужен. А хорошо, если общество приобретет этот дом для священника: он уютнее занимаемого мною теперь, и служб больше при нем, и удобнее они.

20 августа. Просили со псаломщиком пособия по случаю градобития, отказали, даже ссуды не дали заимообразной. Между тем по всем церквам здешним производится ежегодно сбор в кружку «на разоренных по разным несчастным случаям».

Жена сегодня вернулась из Верного. Здесь порядки совсем иные в гимназиях. Между прочим, в приготовительном классе два отделения, - младшее и старшее. Сына моего приняли в младшее, между тем он переведен был в старшее отделение сельской школы и подготовлялся дома; прекрасно читает, знает четыре правила арифметики и решает задачи. Говорят, что относительно моего сына настоял учитель приготовительного класса К…, старый педагог, про которого ходят темные слухи насчет подачек от родителей учеников. Кроме того, в его интересах принимать больше в младшее отделение, чтоб лучше подготовить к первому классу. Тогда не будет на него нареканий со стороны старших учителей. А дела у К…, говорят, идут неважно, и давно бы ему быть в отставке, если б не добряк директор гимназии. На помещение наших детей в квартиру Г.…на начальство гимназическое едва согласилось, и то на время, на том основании, что у Г.…на столярная мастерская. И почему такой строгий прием в гимназии? в младших классах комплект учеников ведь неполный; есть свободные вакансии.

14 сентября. По обыкновению, сегодня была отправка молодых казаков в полк. Служили после обедни молебен, после которого они тотчас же и отправились во всей своей форме, верхами, только без пик. Поклажа их отправлена на особых подводах. Немало было слез при отправке. И было о чем плакать многим. В числе отправленных были единственные сыновья престарелых родителей и отцы двух-трех малых детей, единственные кормильцы семьи, а женатые они почти все. Почему-то они все рано женятся - 17½-18 лет. Семейную льготу дают казакам очень-очень редко, - по особой просьбе и по каким-либо физическим недостаткам.



Н. А. Креков. Семиреченский казак

Получено от детей уже два письма. Скучают, конечно, в первое время, в особенности дочь. Судя по баллам, начинают учиться очень хорошо. Квартирою довольны, но гимназическое начальство ею недовольно. Детям уже говорили об этом, чтоб сообщили нам, что квартира неудобна для них и нужно переменить. А между тем жене сказали, что можно пока поместить их на этой квартире, в крайнем случае на полгода. Дело в том, что в хороших, исправных квартирантах нуждаются, ищут их отставные чиновники и офицеры, чтоб увеличить свой бюджет, просят об этом гимназическое начальство, пуская при этом все средства, не исключая сплетен и клеветы. А начальство, к сожалению, верит просителям и помогает.

8 ноября. Храмовой праздник в Борохудзире. Невольно вспоминаются детские и юношеские годы, празднование духовенством Волог. губ. храмовых дней в деревне прежде; ныне не знаю, как празднуются они. Сколько, бывало, у отца и знакомого духовенства собиралось гостей, светских и духовных, в храмовые праздники, и гостило по несколько дней. Здесь такие собрания в праздники, пожалуй, и невозможны, так как приходы друг от друга на далеком расстоянии: ближайший приход от Борохудзира, исключая джаркентского, в 200 верстах. Поэтому у нас 8 ноября бывает в гостях только один благочинный.

Получил от педагогического совета мужской гимназии отношение, в котором ставят мне на вид неудобства занимаемой детьми квартиры в воспитательном отношении и просят переменить квартиру. Совету на это я ответил, что теперь перемена квартиры для меня невозможна, и что сделаю это во время рождественских каникул. Детям же написал, чтоб они пока подыскивали квартиру. Джаркентскому благочинному не дозволили поместить двух сыновей - гимназистов низших классов - на квартиру к своей замужней дочери. Тоже признали неудобною в педагогическом отношении, так как в хозяйской семье нет репетитора, да и семья мещане торговцы. Между тем есть иногородние гимназисты-бедняки, которые живут на квартирах у казаков. Тут что-то не так.

28 ноября. Вернулись вчера из Подгорного, ездили туда для служения 26 ноября в день храмового праздника. В самый праздник пошел снег, и мы, испугавшись зимы, поспешили к вечеру, по окончании молебствий в домах, уехать на ночлег в Чунжинский поселок.

В Подгорном произошел странный, необъяснимый случай с одним молодым казаком, близко нам знакомым, так как, при поездках в Охотничий и служениях в Подгорном, мы у них останавливаемся и живом на содержании. Люди они - вся семья - очень хорошие. И жаль особенно было бы их, если б этот случай не окончился сравнительно благополучно. Весною сего года казак Ф. ездил в г. Джаркент для медицинского освидетельствования, с целию получить льготу, освободиться от действительной службы, на которую он должен был итти осенью того же года. Во время этой поездки он не спал две-три ночи подряд от зубной боли и беспокойных дум, так как его признали годным к службе, а дома - жена и трое малолетних детей должны остаться. На обратном пути товарищи начали замечать, что с Ф. творится что-то неладное: задумывается, заговаривается. По приезде домой Ф. окончательно помешался рассудком. Местное казачье начальство отправило Ф. для осмотра и испытания сперва в Джаркент, потом в Верный. После полуторамесячных мытарств Ф. возвратился домой, признан негодным к действительной службе. Душевное его состояние все ухудшалось; он стал буйствовать, стали его держать на привязи. Так мучились с ним месяца три, старались поместить в больницу как душевнобольного, но никак не могли. И вот выискался туземный лекарь киргиз, который взялся лечить Ф. и действительно вылечил в две недели. Вот уже прошел месяц, как Ф. поправился, рассудок работает как следует, хотя еще остались следы нервного потрясения. Он все еще как будто боится чего-то. Киргиз не показывает своего искусства, но Ф. говорит, что он чем-то его поил ежедневно, заставлял скакать под звуки барабана, ступать на горячие сковороды.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Джаркент/Самал/Панфилов/Жаркент, Нарынское укрепление/Нарын, алкоголь/одуряющие вещества, Чунжа/Чунжинский/Чунджинский/Чунджа, .Семиреченская область, медицина/санитария/здоровье, история казахстана, дервиши/ишаны/суфизм, восстание Киргизско-андижанское 1898, .Ферганская область, Токмак/Большой Токмак, Голубевская/Борохудзир/Коктал, история узбекистана, Андижан, казахи, сарты, русские, православие, Охотничий/Нарын-Кол/Нарынкол, казачество, учеба/образование, киргизы, баранта/аламан/разбой, история кыргызстана (киргизии), стихийные бедствия, Верный/Заилийское/Верное/Алма-Ата/Алматы, Подгорный/Подгорное/Кыргызсай, 1876-1900

Previous post Next post
Up