Плутовство арбакешей

Sep 20, 2012 19:05

С. Д. Карейша. Среднеазиатский хлопок; его культура, очистка, прессовка и отправка на рынки Европейской России. (Отчет по командировке в Среднюю Азию для изучения вопроса о хлопке). - Киев, 1892.

В тех местах Средней Азии, где не проходит Закаспийская ж. дорога, перевозка хлопка и всех других товаров и грузов производится или на верблюдах, или на двухколесных арбах. Владельцами верблюдов являются киргизы, кочующие в степях от Ташкента до Оренбурга; поэтому на верблюдах исключительно перевозятся товары в Оренбург и преимущественно товары в Самарканд из района Ташкента. Что же касается до Ферганской и Самаркандской областей, то киргизов там почти совсем нет, а потому перевозка отсюда товаров на верблюдах почти совсем не практикуется, а делается сартами на двухколесных арбах.



Коканд. Приемка хлопка-сырца на завод

Один верблюд может в среднем поднять груз от 14 до 15 пд., который распределяется на два вьюка по обоим бокам горба; ввиду этого хлопок, предназначаемый для перевозки на верблюдах, и прессуется в кипы весом в 7 пд. с фунтами. Двухколесная арба поднимает обыкновенно от 35 до 40 пд. груза, вследствие чего на нее можно положить или пять 7-пудовых кип, или четыре 9-пудовых кипы. Как исключение, на особенно надежную арбу можно погрузить до 50 пд. товара.



Особенность местных обычаев состоит в том, что уплата за перевозку как на верблюдах, так и на арбах производится обязательно сполна вперед, причем, согласно установленному в Туркестанском крае обыкновению, владельцы верблюдов и арб (по-местному, арбакеши) принимают на себя перевозку грузов из Ташкента до Самарканда и обратно; что же касается до Ферганской области, то арбакеши из Андижана, Намангана и Нового Маргелана берутся перевозить грузы только до Коканда, где расположены конторы транспортных обществ «Кавказ и Меркурий», «Российского» и других, а из Коканда приходится отправлять грузы уже на других арбах. В то время как доставка грузов в Ферганской области до Коканда производится довольно быстро и аккуратно, доставка товаров далее из Коканда до Самарканда затягивается иногда на очень долгое время, вследствие нижеследующего. Осенью, когда наступает время перевозки хлопка и цена на арбы возрастает, арбакеши, приняв от какой-либо конторы партию груза для перевозки в Самарканд и получив всю плату сполна вперед, отъехав несколько верст от Коканда, сгружают товар в каком-либо кишлаке и затем вновь возвращаются в Коканд, где берут новую партию для перевозки или в другой конторе, или в той же самой, причем уславливаться о перевозке приходят, конечно, другие сарты. Подобная история повторяется иногда несколько раз, причем сгружаемые в разных местах товары никогда не пропадают и доставляются-таки в конце концов в Самарканд, но, конечно, не в договоренный срок, а гораздо позже. Особенно случаи эти учащаются, когда во время дождей дороги начинают портиться, и вследствие этого и стоимость перевозки возрастает.



С. М. Прокудин-Горский. Арбакеш. (Самаркандская область)

Полученным вперед деньгам арбакеши дают разное назначение: одни покупают на них добавочных лошадей и арбы, другие занимаются скупкою хлопка, третьи, наконец, проделывают такие операции лишь для того, чтобы получить для перевозки как можно более грузов по более высокой провозной цене. Если подобные проделки арбакешей и открываются, то ни с них, ни с их старост, так называемых караван-башей, все равно нечего взять. Некоторые говорят, что такое положение вещей происходит оттого, что не обращаются к присяжному караван-баше, имеющемуся во всяком кишлаке и городе, а к обыкновенным караван-башам; но едва ли это правда, так как все равно как те, так и другие караван-баши не могут предоставить владельцу товара никакой гарантии в том, что перевозка будет произведена исправно.



Что касается до перевозки товаров на верблюдах киргизами, то она производится гораздо добросовестнее, и случаи сбрасывания товаров по дороге бывают крайне редки.

Скорость перевозки как на верблюдах, так и на арбах совершенно одинакова, равно как и стоимость перевозки. Если перевозка товаров и хлопка из Коканда в Самарканд и теперь составляет больное место среднеазиатской торговли, когда почти все грузы, двинувшиеся из Коканда осенью, все равно могут тронуться из Узун-Ада в путь не ранее как будущей весной, с открытием навигации, то обстоятельство это еще хуже будет отражаться на деле, когда, с открытием движения хлопка по жел. дорогам, явится понятие о срочности доставки.



Красноводск. Туркестанский хлопок, ожидающий погрузки. ( Красноводск стал главным портом Восточного побережья Каспия в 1899 г., когда туда перенесли из Узун-Ада начальный пункт Закаспийской железной дороги)

По моему мнению, ни о какой срочности доставки в Туркестанском крае на лошадях не может быть и речи. Быть может, можно бы несколько помочь делу, если бы в известных пунктах между Кокандом и Самаркандом иметь лиц, которые, имея дубликаты накладных, проверяли бы накладные, выдаваемые арбакешам, и тем могли бы обнаруживать случаи сгрузки товаров по горячим следам.

.Сырдарьинская область, Наманган, Ташкент, Новый Маргелан/Скобелев/Фергана, Узун-Ада, народное хозяйство, .Ферганская область, .Самаркандская область, история узбекистана, Андижан, казахи, железные дороги, Самарканд, сарты, история туркменистана (туркмении), гужевой транспорт, Коканд/Кокант/Кокан, флот/судоходство/рыболовство, карейша сергей демьянович, Оренбург/Чкалов, 1876-1900

Previous post Next post
Up