Leave a comment

Comments 26

Продолжение - 1 rus_turk May 10 2012, 11:48:47 UTC
_____

На этом «Воспоминания Саттар-хана» окончились. После того Саттар-хан был произведен в чин губернского секретаря, а затем, по закрытии поземельно-податной комиссии в Ташкенте, он остался за штатом, без официальной должности, и потому возвратился в г. Чимкент, где был избран населением на должность народного судьи (казий), каковую должность занимает и по настоящее (1896 г.) время. Любопытный пример представляет Саттар-хан, как единственный туземец в должности народного судьи, числясь отставным губернским секретарем.

В напечатанных воспоминаниях своих он был краток, и причина этого понятна: многое, касающееся пережитых Саттар-ханом душевных состояний, едва ли совершенно ясно для него самого. Да эти подробности и не входят в программу настоящего краткого очерка. С своей стороны, я нахожу уместным сказать здесь, что сближение Саттар-хана с русскими как началось случайно, так и продолжалось случайно: разные обстоятельства его жизни ставили его в различные, иногда совершенно неожиданные для него, условия, которые и определяли дальнейшую ( ... )

Reply


Продолжение - 2 rus_turk May 10 2012, 11:49:40 UTC

Я взял на себя смелость высказать в нескольких словах свои мысли относительно знания, хотя эти мысли не новые и не мною самим выдуманы, а были высказываемы и древними учеными и высказываются в настоящее время.

Действительно, всякое знание приобретается; люди не рождаются с готовым знанием, а когда возрастают, согласно своей природе, то и ум их со дня на день развивается в своих способностях при помощи зрения и слуха и приобретает разные познания. Но каждый человек, по мере развития своего ума, должен прежде всего узнать, кто он такой, должен познать самого себя. Для человека нет предмета более близкого, кроме его самого, а цель его появления на земле - познать премудрость своего Господа и исполнять все Его определения. Откуда же человек узнает самый первый свой долг - принести пользу своему ближнему, если не будет знать самого себя! И если знание самого себя будет состоять (только) в том, что у нас есть наружные органы: руки, ноги, глаза и другие, посредством которых мы можем брать, ходить и т. д., и внутренние ощущения, посредством ( ... )

Reply


Продолжение - 3 rus_turk May 10 2012, 11:50:14 UTC
В прошлом (8) № газеты мы сказали, что родов знания много и приобретать его необходимо. Этого положения никто, надеемся, не будет отрицать: не может быть относительно этого никакого сомнения. Каждому известно, что, в отношении светских знаний, мы, в сравнении с другими народами, находимся на самой низкой степени. Если же мы, пробудившись от сна забвения, откроем свои глаза и посмотрим кругом во все стороны, то увидим, что европейские народы, при помощи светских наук, привели в исполнение столь полезные дела. Например: они изобрели всем известную паровую машину, телеграф и разные другие машины, посредством которых люди избавились от больших трудов. При помощи пара десятидневное расстояние проходится в один день; известия, которые раньше получались чрез несколько месяцев, телеграф доставляет теперь в несколько часов; работы, для исполнения которых требовались месяцы, исполняются теперь в короткое время. Результаты таких изобретений достигли и до нашего края после подчинения его одному из европейских народов, русскому. Когда были ( ... )

Reply


Продолжение - 4 rus_turk May 10 2012, 11:50:47 UTC
В таком же тоне Саттар-хан писал в туземной газете в 1887 году, в видах привлечения в русско-туземные школы детей мусульман:

Конечно, внешнее усовершенствование наше не возможно без усовершенствования внутреннего; внутреннее же усовершенствование совершается посредством знания, а знание приобретается обучением и чтением; обучение же и чтение, на каком бы языке ни происходило, на языке ли мусульман, или христиан, на еврейском, или на каком другом - все равно. И получаемое таким образом научное знание не только не противоречит учению ислама, но делает его более ясным для нашего ума и способствует нам лучше исполнять в жизни предписания религии. Например, в богословии нашем сказано, что Бог премудр, и мы верим этому; но если мы не знаем анатомии, астрономии, физики, химии и других светских наук, то мы не будем ясно понимать, в чем заключается Божия премудрость. Кроме того, при помощи этих светских наук мы и себе, и ближним своим будем в состоянии больше приносить пользы. Но у мусульман светских знаний вообще мало; поэтому нам необходимо ( ... )

Reply


Продолжение - 5 rus_turk May 10 2012, 11:51:13 UTC

В прошлом № 6 газеты было сказано, что знание, на каком бы языке ни приобреталось - все равно. Доказательства: в книге «Джамигу-р-рамуз» в главе «О молитве», сказано: «Обязательную часть молитвы составляет чтение какого-нибудь стиха из Корана». В объяснении этого текста сказано: «И правильно мнение: если читать из Корана по списку, написанному Ибн-Масгудом и Ибн-Аббасом, то такая молитва, хотя не считается испорченною, но не засчитывается молящемуся, а, напротив, если читается из Таурата (Закона Моисея) и Инджиля (Евангелия), то такая молитва засчитывается, если смысл прочитанного заключается в Коране». Всем мусульманским ученым известно, что Таурат и Инджиль были написаны не на арабском языке, а на еврейском и греческом языках. А также: арабский язык до Мухаммеда был языком язычников, не знавших веры ислама; поэтому, если бы было грешно говорить о вере и о житейских делах на языке иноверного народа и изучать этот язык, то Бог Всевышний не ниспослал бы священный Коран на арабском языке. И еще: турки и персы существовали до появления ( ... )

Reply


Leave a comment

Up