В одном из сообществ, где был опубликован
предыдущий пост, уважаемый
bogenbai высказал мысль, что «власть России принесла приобщение к цивилизации пополам с геноцидом». В ответ было замечено, что после прихода русских в Среднюю Азию у коренного населения имел место демографический взрыв, наиболее четко зафиксированный у казахов.
Он был обусловлен сначала замирением края русскими, остановившими кровопролитие в непрекращавшихся междоусобицах, а затем - приходом каких-никаких благ цивилизации (в частности, организацией борьбы с эпидемиями). [Быков А. Ю. Истоки модернизации Казахстана (Проблема седентаризации в российской политике XVIII - начала XX века). Барнаул, 2003].
Естественно, проблемы были. И казахи, спасаясь от притеснений, зачастую откочевывали в соседний Китай. Что ждало их там? Об этом пишет подполковник генерального штаба Д. Федоров (Опыт военно-статистического описания Илийского края. Ташкент, 1903).
В 1883 году цзянь-цзюнь Си-лунь, желая навести страх на киргизов, совершенно уничтожил аул Ходжаке, вырезав всех жителей, не исключая детей, кибитки были сожжены, а скот разграблен назначенными для экзекуции солдатами.
Поводом к такой жестокой расправе послужило неповиновение киргизов этого аула китайским властям возвратить вещи разграбленного у Музаратского прохода каравана тяньтзинских купцов, в чем обвинялся этот аул.
В 1888 году цзянь-цзюнь Сэлэнгэ запретил киргизам долго оставаться на одних и тех же кочевках. Спускаться с гор в долины и города им было разрешено лишь с особою красною палкою или дощечкою (пай-цзы), заменявшею билет. Таких палок на каждое старшинство было выдано всего по 10; за появление без пай-цзы киргизы подвергались смертной казни. Это распоряжение было отменено не особенно давно (лет пять). Все эти меры строгости вызывались, главным образом, барантою.
А известный православный миссионер Ефрем Елисеев (татарин по национальности)
записал слова одного казаха, сказанные в 1890-х годах: «Неразумно поступают наши киргизы, когда бегут в Китай; по нашей пословице, народ русский - это ременная узда (мягкий), а народ китайский - железная узда (твердый, жестокий); у нас всякое дело сначала разберут, а потом уже накажут, а у китайцев без всякого суда снимут голову».
См. также
замечательный отрывок из «Путешествия по Киргизским степям» А. К. Гейнса.