Nov 01, 2010 22:56
Продолжим наши псевдосоциологические штудии. На этот раз затронем тему возникновения советской светской (государственной) религии как одного из коллективных мифов.
1. Норма человеческой жизни - жизнь среди себе подобных. Этот кроется в особенностях существования человека как биологического вида. Любое человеческое общество объединяется, помимо прочего, общими представлениями о внешнем мире. Эти представления порождают то, что принято называть "культурой". Ключевой составляющей культуры является религия, служащая задачам солидаризации сообщества.
2. Любое общество имеет культуру, а значит, и религию. Никакие эпохи, в т.ч. и революционные, не являются здесь исключениями.
3. Религия возникает в момент появления самого общества, как и общество - в момент появления религии. Разделить их так же трудно, как курицу и яйцо. Совецкая религия, как и иные, возникла в момент появления зародыша совецкого общества, обретала влияние, обрастала мифами и устраняла конкурентов. Существование социалистического государства и диктатуры пролетариата - самих по себе серьёзных уступок теоретического марксизма реальности - предопределило появление религии этого государства. Государственная религия же есть не более чем язычество.
4. Первый этап существования советского государственного культа - от большевицкого переворота октября-ноября 1917 г. до Генуэзской конференции и Раппальского договора в частности (апрель-май 1922 г.). Целью существования "первого в мире социалистического государства рабочих крестьян" тогда была мировая революция, после которой будут последовательно ликвидированы капиталистический способ производства, эксплуатация человека человеком, государство как орудие господства одного класса над другим и, наконец, - отчуждение человека от продуктов его труда. Также основоположники марксизма считали, что в таком случае отомрут исчезнут и любые идеологии. Злая насмешка диалектики - учение, проповедовавшее о конечном исчезновении идеологий, само превратилось в идеологию и религию. Причём, такую, примерами которой история прямо кишит - это секты и течения хилиастического (милленаристского) толка, проповедовавшие в разные времена возможность и реальность наступления Царства Божьего (в их понимании) в этом мире.
5. Изложенное выше подавалось как несомненная и непреложная истина, вершина философского анализа и своеобразная "сумма человеческого знания", не нуждающаяся в критическом подходе. "Учение Маркса истинно, потому что оно верно - учение Маркса верно, потому что оно истинно". Претензия на несомненную истинность и абсолютную верность - безусловно религиозна. Вся совецкая жизнь подстраивалась в соответствие с представлениями о предельной истинности марксизма. К кон. 1930-х гг. полностью сформировался корпус священных текстов совецкой религии - от пресловутого "Капитала" до сталинской конституции и "Краткого курса истории ВКПб", наличие познаний в которых было обязательно для членов совецкого общества.
6. Пп. 4-5 касались теоретической основы совецкой религиозности. Теперь перейдём к практике религии - к культу. Уже во время "великой безкровной" - т.н. "февральской революции" - появились зачатки светского культа. В частности, исдохших "борцов с кровавым царизмом" хоронили на Марсовом поле в Петрограде без присутствия православных или иных священнослужителей, в ходе гражданской панихиды. Это не означает отрицание религиозности, это означает переход её в другую плоскость: сам факт панихиды, т.е. собрания людей с ритуальными целями, был.
7. Уже в ходе Гражданской войны большевики начали массовую проповедь своей религии: известен т.н. "план монументальной пропаганды", известен памятник Иуде в Свияжске, известно массовое разрушение культовых помещений конкурентов, в первую очередь храмов Русской Православной Церкви, и т.п. В 1924 г. был возведён главный культовый объект совдепии - мавзолей Ленина. Ленин как бы превращался в вечно присутствующего бога-отца-основателя страны и религии, поднимавшегося над всей массой остальных людей и заслонявшего их. Сталин, имманентно декламируя свою верность "делу Ленина" и апеллируя к его "наследию", занимал своё место в религиозной иерархии, будучи как бы на пол-ступеньки ниже "основателя" но и вместе с тем равняясь ему. Весьма характерны образы, в которых "вожди" высочайше изволили являться перед народом - например, с плакатов или со страниц газет: все они представали своеобразными полу-богами, приближенными к "двум светилам". Главную повседневную культовую роль играли партийные собрания всех уровней - от райкома и фабкома до пленумов ЦК; особое, впрочем, место здесь занимали съезды партии, представлявшиеся официальной пропаганой важнейшей частью жизни народа и страны.
8. Как и в любой религии и идеологии, как и в любом сообществе, в совдепии периодически появлялись всевозможные предатели, уклонисты и прочие вредители. Имён у них было много, поэтому для краткости назовём их еретиками. Среди наиболее известных еретических течений были меньшевики, левые эсеры, рабочая оппозиция, троцкисты (левые уклонисты), бухаринцы (правые уклонисты), власовцы (гитлеровские пособники), космополиты, диссиденты (на пару с предыдущими - агенты влияния Запада и антисоветчики). Также существовали вполне опередённые категории "неприкасаемых" - это т.н. "бывшие". Для борьбы с ересью ещё в нач. 1920-х гг. на одном из съездов по личному настоянию Ленина была осуждена "фракционность", т.е. уклонение от общего мнения.
9. Религиозная структура строилась параллельно государственной и была значимее последней. Официально существовали 2-палатный парламент - верховный совет (совет союза + совет национальностей), правительство - совет министров, частично ответственный перед парламентом, и высшая судебная власть - верховный суд. Но было и политбюро (президиум) ЦК; был и ЦК; были и обкомы, и горкомы, и райкомы - гораздо более влиятельные структуры, чем собственно государственные учреждения. Эти свято берегли своё наследство: помнится, официальной причиной снятия Жукова со всех постов было его стремление "вывести армию из-под контроля партии". Правящая роль религиозного аппарата была закреплена и в совецких конституциях - и в документе 1924 г., и в сталинской, и в брежневской.
10. Как и любая языческая религия, совецкий культ с определённого момента вступил в фазу распада. Связано это было с изменением его структуры после Второй Мировой и, в особенности, после смерти Сталина. Во-первых, мировой революции не случилось и международная террористическая организация "коминтерн" (III интернационал) ещё в ходе войны была распущена - тем самым, исчезла самая суть совецкой религии. Хрущёв решился и сделал то, чего, по-видимому, сам до конца не осознал: он подорвал культ, связанный с одним из двух отцов-основателей, чем вызвал серьёзные изменения в сознании людей: ибо самое страшное, что может потерять любая власть, это не земли и не подданные, а уважение и авторитет. Хрущёв заронил семена сомнения; Брежнев собрал урожай безразличия. К 1980-м гг. государственный культ превратился в мёртвую традицию, лишённую всякого смысла и наполненную пустой ритуальщиной. И спасти его уже не могло ничто. Sic transit gloria mundi.
Большевизм,
pseudosociology