Музей истории евреев Одессы. Фоторассказ

Mar 06, 2012 15:11

В Одессе все, что ни есть, все "чудесное", "удивительное" и "вкусное". Хотя я, конечно, чтобы не разочаровать тех, кто там не был, но собирается, должна сделать уточнение - все эти превосходные восприятия зависят исключительно от индивидуального вкуса. А у меня он таки есть))).

И сегодня я вам хочу рассказать о музее, посвященном истории одесских евреев, находящемся по адресу:




Когда я впервые приехала в Одессу с целью получения информации о прадеде и эстетического удовольствия от Малой Родины, то обнаружила, что годы оккупации и постсоветская разруха сильно ударили по архивному и музейному делу. Еврейская составляющая Одессы очень скудно отражена в государственных музеях. Информация о жертвах Холокоста разрознена и собирается в основном Иерусалимским музеем Холокоста и частными лицами.

Вот и два "еврейских" музея Одессы - Музей истории евреев Одессы "Мигдаль-Шорашим" и "Музей Холокоста в Одессе", не являются государственными, а открыты силами общественных организаций и частых лиц.

Музей, о котором я хочу рассказать сегодня, был открыт в ноябре 2002 года одесским еврейским общинным центром "Мигдаль". Находится он, как и "Музей Холокоста в Одессе" в бывшей квартире. Как нам рассказал директор музея Михаил Рашковецкий, то была типичная коммунальная квартира Одессы, в которой жили еврейская, армянская, украинская и русская семьи.

Вот так выглядит вход в музей.




Меня восхитила концепция музея - он практически полностью составлен из вещей, некогда принадлежавших евреям Одессы, как именитым, так и обычным гражданам, и переданных ныне в коллекцию музея. И Михаил знает историю каждой вещи - кем и когда подарена, кто были эти люди, какова их судьба. А это же совсем меняет восприятие вещей. Как если вы заходите в комнату, обставленную и наполненную мебелью, книгами, картинами и фотографиями, которые с каждым словом, произнесенным экскурсоводом, начинают оживать, смотреть на вас, плакать, смеяться, петь, пахнуть. И уже через 5 минут вам становится тесно в этой комнате от количества находящихся в ней судеб, душа начинает разрываться от сопереживания им, ты оказываешься в том времени, о котором идет рассказ и хочется убежать немедленно или наоборот, потрогать что-то в надежде глубже проникнуть в жизнь этих людей, присоединиться к ним.










Со мной так иногда случается, что сообщаемая мне информация так меня волнует, что эмоции вымещают память. Я помню, что я чувствовала, но не помню по поводу чего))))). Зная это, я всегда стараюсь делать заметки по ходу рассказа или сразу после. Но в этот раз я почему-то ничего не записала (вероятно, по причине внутрненнего протеста против "последнего раза здесь"). И из всех рассказанных историй, в памяти отложилась лишь история про бюстгальтер. И не исключено, что отложилась она там, из-за характерной, нередко смущающей приезжих, одесской открытости по отношению к любым темам, даже интимным, с которой Михаил нам ее рассказал. В любой теме главное заключено в ее сути, а не форме.

Бюстгальтер принадлежал одной еврейке, жительнице Одессы, которая прошла всю войну, имея один комплект белья. Вещь состояла исключительно из штопок такого мастерства, что при первом взгляде казалась сделанной из кружев. 4 года в окопах, под пулями и снарядами с неизменной самодисциплиной, аккуратностью и исключительном чувством собственного женского достоинства, не допускающим ни единой дырочки на бюстгальтере. А я ленюсь, порой, штопать чулки. (Фотографию я не сделала. Постеснялась).

В 1897 году Одесса занимала 3-е место по количеству еврейского населения после Нью-Йорка и Варшавы.




В 1910 население Одессы 620000, евреев 200000, что составляет 34.4% всего населения:

56% мелких лавок принадлежит евреям;
63% городских ремесленников - евреи;
80% компаний по экспорту зерна принадлежит евреям;
89,2% экспорта зерна осуществляется евреями;
50% предприятий оптовой торговли принадлежит евреям;
70% медицинских работников - евреи;
56% юристов - евреи;
27% лиц технических профессий - евреи.
В 1914 году существует 7 синагог и 14 молитвенных домов, 92 различных учебных заведения и более 20 хедеров. В них учится более 5 тысяч учащихся.

Фотография копии письма Высоцкого в одесское отделение Общества по распространению просвещения среди евреев Одессы, в котором известный чаеторговец требует опубликовать в «древнееврейских» газетах объявления о премии, назначенной Высоцким за лучшее сочинение на темы еврейской истории. Одним из соискателей этой премии был выдающийся еврейский историограф С. Дубнов.




Высоцкий, как вы догадываетесь, это не Владимир, а Вульф - представитель знаменитой одесский фамилии, занимавшейся продажей чая.
В послереволюционной Одессе была очень популярна поговорка "Сахар Бродского, чай Высоцкого, Россия Троцкого")))))).




Старые фотографии одесских синагог.
Из демонстрируемых, сохранились здания только первых двух. В качестве синагоги действует только первая.




В этой бывшей синагоге, что располагается на пересечении улиц Жуковского и Пушкинской, сегодня размещается архив Одесской области.










В 1920 году население Одессы 427800, евреев 190000, что составляет 44,4% всего населения.

В 1926 году население Одессы 421000, евреев 153000, что составляет 36,4% всего населения.
90% - профсоюза швейников;
67% - печатников;
53% - работников деревообрабатывающей промышленности;
48% - работников городского хозяйства;
40% - лиц свободных профессий;
64% - лиц, занятых на мелких частных предприятиях.

Буфет, принадлежавший семье Бабеля.




Еврейская жопа, принадлежащая мне.




Наталия из Москвы и Йося из Папье маше в окне.




В 1939 году население Одессы 602000, евреи 201000, что составляет 33,3% всего населения.

Первые курсы иврита в Одессе.




Выпуск одесского евсектора некоего учебного заведения 1925-1929 года.




Аттестат еврея об окончании курса в Одесском среднем политехническом училище архитектурного отделения в 1899 года. Обратите внимание на прочерк в графе "Закон Божий". О как уважали иудеев в Одессе))).




А это агитационные плакаты и объявления времен румынской оккупации
(в комнате, посвященной годам Холокоста, умышленно скудное освещение, а мои руки растут из места, которое вы видели на снимке выше, поэтому фотографии получились не качественные) :













Земля из мест массового захоронения убитых евреев.




В 1959 году население Одессы 667000, евреи 107000, что составляет 16% всего населения.
Таким образом, после войны не стало половины еврейского населения.




Dockes Меломан.




"Варенички" евр. нар. песня. К.ВАГА. С. Мурадов (ф-но).




Dockes Музыкант.







В 1989 году население Одессы 1097400, евреи 65000, что составляет 6% всего населения.

"Если в кране нет воды, значит выпили жиды. Если в кране есть вода, значит жид нассал туда".




Джентльменский набор моэля - человека, совершающего процедуру обрезания.




Визитка моэля с традиционным символом этой профессии - часами.
Почему часы? Тот же вопрос в Одессе задали моэлю, повесившему над входом в "офис" табличку с часами. "Булочник вешает хлеб, сапожник сапог, а шо по-вашему должен повесить я? Так что пусть будут часы".
И это на полном сурьезе - сегодня это уже вошедший в обиход символ этой профессии))).



Как напомнил Dockes, в Украине 2 главных моэля)).

Dockes ушел гулять в постер. Обратите внимания, на полу лежат фрагменты еврейских надгробий (мацев), найденных археологом проф. А.Добролюбским в центре города (в «турецком слое») и датируемые 1770-ми годами, то есть подтверждающие, что евреи жили в Хаджибее еще до основания Одессы.




А я тружусь (во дворе музея).




Сайт музея.

Если хотите еще пару слов за Одессу, то вот:
За Одессу. Год 2010. Шмат июня - кусок июля. День первый.
За Одессу. Год 2010. Шмат июня - кусок июля. О кошках.
23 октября - день памяти жертв трагедии одесской еврейской общины 1941-1944 годов.
Еще капелюсечку Одессы. Как мы искали армянский ресторан в Одессе - городе интеллигентов.

евреи, фотографии, Одесса

Previous post Next post
Up