Субъективная стоимость денег (1) Субъективная стоимость денег (2) Субъективная стоимость денег (3) Субъективная стоимость денег (4) Субъективная стоимость денег (5) Субъективная стоимость денег (6) Субъективная стоимость денег (7) Субъективная стоимость денег (8) Субъективная стоимость денег (9) Субъективная стоимость денег (10) Субъективная стоимость денег (11) Субъективная стоимость денег (12) Субъективная стоимость денег (13) Субъективная стоимость денег (14) Начнем построение нашей теории с анализа субъективной стоимости (ценности) денег.
Как мы установили, деньги, как и все прочие товары, обладают не только меновой объективной стоимостью, но и стоимостью субъективной. Субъективная стоимость денег есть то значение, которое придает субъект денежному запасу или отдельной денежной единице, находящейся в его распоряжении. Это субъективная величина, и, как и всякая субъективная величина, она является достоянием сознания отдельного субъекта. Субъект может сравнивать величину субъективной стоимости одного товара с субъективной стоимостью другого товара, он может сравнивать субъективную стоимость денег с субъективной стоимостью товара, но все это происходит в рамках субъективного сознания отдельного человека. Сопоставить субъективные величины двух разных субъектов напрямую невозможно.
Из нашей общей теории стоимости следует, что субъект в процессе принятия экономических решений всегда оперирует двумя субъективными величинами - потребительской стоимостью (ПС) и трудовой стоимостью (ТС). Он может сранивать ПС и ТС одного товара, или ПС одного товара с ТС другого товара, или ПС денег с ТС товара - все зависит от характера его экономической деятельности. Но операционное управление своим хозяйством и принятие экономических решений всегда осуществляется в результате сопоставления этих двух стоимостей. Поэтому каждая денежная единица или запас денег также будет обладать для субъекта двумя субъективными величинами - ТС и ПС. ТС будет определять те усилия и жертвы, на которые пришлось пойти субъекту для получения денег, а ПС - ту пользу или удовольствие, которое сможет получить субъект от использования денег. В общем виде, изменение величин ПС и ТС для денег выглядит точно так же, как и для обычного товара: ПС каждой дополнительной единицы денег по мере увеличения количества денег будет падать, а ТС денежной единицы будет возратстать.
Причины, почему ПС и ТС будут изменяться таким образом, думаю, понятны - они те же самые, что и в случае обычного товара: чем больше у человека денег, тем большее количество благ он сможет на них приобрести, и тем меньшую ценность для него будет представлять каждая дополнительная единица блага в силу закона насыщения - соответсвтенно, и ПС денег будет падать. Аналогично и в отношении ТС - каждая дополнительная единица денег будет иметь большую ТС, так как человек устает, и здесь ТС денег будет возрастать в точности по той же причине, что, скажем, и
при производстве каждого дополнительного горшка.
Принципиальной разницы здесь между товаром и деньгами нет никакой, вся разница состоит в том, что субъективная стоимость денег определяется не самими деньгами, а другими товарами: ТС денег будет определяться теми усилиями, которые человек приложил для производства другого товара или какой-то работы, за что он и получил эти деньги; а ПС денег будет определяться ПС того товара, который субъект сможет на эти деньги приобрести и затем потребить. В самом деле, как мы отмечали, особенность денег в том и состоит, что у них нет собственной стоимости - ни потребительской, ни трудовой. Человек не затратил усилия на производство самих денег - он выполнял другую работу, и за это получил деньги. Так же человек не потребляет деньги в прямом смысле - он их не ест, не кормит ими скот, не обогревает ими жилье, на деньги он лишь покупает те товары, которые могут принести ему эту пользу - еду, пищу для скота, топливо и т.д. Поэтому и ТС и ПС у денег не собственная, а как бы сказал Мизес, "вмененная" - своей собственной стоимости у денег нет.
Из рисунка видно, что, вообще говоря, накопление денег для человека является делом невыгодным. В самом деле, чем больше у него запасов денег, тем меньше у каждой новой денежной единицы ПС и тем больше ТС - а стало быть, разница между ПС и ТС все время уменьшается. И если человек хочет максимально увеличить свою выгоду, ему следует избавляться от денег немедленно или как можно скорее, превращая ТС денег в ПС реального товара. Для обычного товара это правило не действовало, так как товары обладают своей собственной полезностью, и, пока ПС товара выше его ТС, товар выгодно производить и накапливать - ведь положительная разница между ПС и ТС, хотя и уменьшается, но сохраняется, и поэтому общая полезность продолжает расти - то есть потребление товара все равно покрывает трудовые затраты на его производство. Но поскольку у денег своей собственной ПС не существует, наиболее выгодным было бы немедленно обменивать деньги на реальные товары - так как разница между ПС и ТС тогда будет наибольшей.
Но также понятно, что до определенного момента - а именно до количества 14 денежных единиц, то есть до момента, когда ПС денег станет равно их ТС - деньги копить можно без какого-либо ущерба и убытка для себя. Копить деньги дальше уже нет никакого смысла - хранение денег становится невыгодным. За этой отметкой деньги уже из средства обмена превращаются в капитал - то есть в производительное средство, которое само должно приносить какой-то доход, а не лежать мертвым грузом. Только в этом случае имеет смысл копить деньги дальше - если они начнут приносить дополнительный доход, если они могут быть использованы в качестве капитала, при том, что этот дополнительный доход уже не будет сопряжен с трудовыми затратами владельца капитала, то есть если ТС этого дополнительного дохода для него будет равна нулю.
Денежный капитал, как нетрудно заметить, во многом имеет экономический смысл, аналогичный понятию "излишков" в случае производства товара: излишки имело смысл производить, если их можно было обменять на какой-то другой товар, реализовав таким образом пассивную ТС излишков в актив ПС другого товара, и именно это стало условием товарного обмена. Теперь же накапливание денег за какой-то чертой имеет смысл только в том случае, если эти "излишки" денег смогут реализовать свою ТС - то есть если они начнут приносить какой-то дополнительный доход, без каких-либо дополнительных трудовых затрат со стороны их владельца - то есть если они превратятся в капитал. И это становится условием возникновения капиталистического производства. Капиталистическое производство - это не капиталисты и рабочие, это прежде всего превращение денег в отдельную производительную силу, а появление рабочих и капиталистов - только следствие.