Да будет свет!

Apr 15, 2015 20:39

Теория Большого взрыва в свете философии триединого бытия

Итак, свет. Да будет свет! Сказал монтер и перерезал провода. Почему свет? Теория Большого взрыва и теоретическая физика нам интересны не сами по себе. Нас интересует дальнейшее развитие нашей философии триединого бытия. И вещь-материя, этот третий модус бытия, в этом смысле особенно интересен, так как в нем происходит завершение бытия, в нем воплощены два других модуса, и только здесь - в вещи-как-материи - они существуют уже предельно предметно, как бытие материальной вещи. Равно как и противоречия между ними, а также между бытием вещи и небытием материи, обретают полную предметность. Здесь начинается видимое движение, причина которого в скрытой структуре бытия между вещью-в-себе и вещью-явлением, здесь происходит развитие. И говорить о вещи-материи вне науки, вне физики было бы несколько странно, так как физика - это и есть мышление человека о вещи-материи. Руно - не Гегель. И высосать весь мир из пальца он не может. И не хочет. Поэтому Руно, как чукча, поет только о том, что видит. То есть мыслит только о том, что можно помыслить. И если мы хотим помыслить о вещах-в-материи как третьем модусе бытия - нет ничего лучше, как покопаться в теоретической физике. Ибо она-то как раз и занимается этим бытием - и занимается предельно предметно. Но интересует нас не физика - а структура бытия. То есть философия.

Свет. Что в нем особенного? Почему именно это физическое явление, физическая реальность, становится ключевой, фундаментальной для всего мироздания? Ну, понятно, что 90 процентов того, как нам являются вещи - это свет. Мы легко может отделить источник звука от самого звука - и поэтому мы уверены, что слышим звук, а не вещи. Вещи не звучат все время, звук не есть определение вещи как явления. А вот то, что мы видим - мы принимает не за свет, а за сами вещи. Хотя свет, с философской точки зрения и физической, ничем не отличается от звука. Звук, как и свет, имеет свой источник, этот источник - вещи (которые их создают или только отражают), но то, что мы видим - и есть вещь, а не то, что нам видится. Мы в этом уверены. Поэтому если мы хотим в чем-то убедиться наверняка - мы стремимся увидеть это собственными глазами. То есть даже здесь свет стоит как-то особняком.

Но почему свет занимает такое особое положение в физической картине мира, как вещь-материя? Постоянная скорость света - это странно, да. Это ОЧЕНЬ странно. Скорость есть приращение расстояния ко времени, а расстояние есть ОТНОШЕНИЕ. Всегда. Поэтому скорость всегда есть отношение между двумя телами или двумя точками. Это суть понятия расстояния. А вот свету это не нужно. Ему не нужны другие тела и точки. Его скорость НИКАК не зависит от других тел. Свету наплевать на все остальное. Он абсолютен. Он существует вне любых других тел. И эта его абсолютность, вытекающая из его постоянной скорости, и есть самое странное в нем. Из чего вытекают все прочие странности - в том числе все те странности теории относительности, о которых мы говорили ранее.

У света нет состояния покоя. Он существует только как скорость, и скорость постоянная. И это тоже странно. Все прочие вещи могут находиться в покое (в какой-либо ИСО), могут двигаться, могут переходить из состояния покоя в движение. Причем сам этот момент перехода мы помыслить не можем. Тело или ЕЩЕ в покое, или УЖЕ в движении. Момент перехода из состояния покоя в движение всегда остается неуловимым, и мы не можем его отчетливо помыслить. На этом парадоксе построены все апории Зенона. Мы можем только УВИДЕТЬ этот переход. Например, в пространстве, мысленно нарисовав линию из точки. В математике эта проблема была решена только с появлением предельного, дифференциального исчисления, созданного Ньютоном и Лейбницем. То есть через введение понятия бесконечно малых и бесконечно больших величин и понятия предела как устремления и бесконечного процесса движения к бесконечно малому. А вот свет не переходит из состояния покоя в движение. Его либо нет, либо он уже движется - движется с постоянной и максимально возможной скоростью - скоростью света. А потому скорость света - это единица скорости, эталон. Эта МЕРА. Мера чего? - вот вопрос.

Наконец, у света, фотонов, нет массы. Фотон - это частица. Но частица без массы. Нет массы инерционной, нет массы гравитационной. И поэтому у света нет инерции, поэтому у него нет покоя и нет переменчивой скорости. Отсутствие массы, видимо, и есть причина того, что свет только движется, и движется с максимальной скоростью, доступной для физических объектов.

Философия

Previous post Next post
Up