Ворота Кёнигсберга. Аусфальские и Железнодорожные ворота.

Dec 08, 2017 10:00



"Незабываемый мой город отчий,
сложившийся в истории веками,
я по Тебе тоскую днём и ночью
и знаю наизусть Твой каждый камень..."

(Хорст Глас "Кёнигсберг")
Старинные ворота Кёнигсберга… Подобно дверям в прошлое, они приглашают нас перенестись на несколько веков назад в старый добрый Кёнигсберг - столицу Восточной Пруссии.



Увы, но не каждый современный калининградец найдет сегодня в безмолвных осколках некогда величественного города что-то для себя интересное и захватывающее. Люди, погруженные в суету своих мыслей и ритм современного города, привычно спешат мимо старинных ворот, не обращая на них никакого внимания. И лишь ностальгирующие группы немецких туристов без устали щелкают затворами фотоаппаратов, чтобы запечатлеть на снимках историю Кёнигсберга, продолжающуюся и в наши дни…

Ещё в далеком 2011 году, я планировал выпустить серию постов по всем сохранившимся воротам нашего города, но так и не реализовал эту идею. Что же, может быть время пришло сейчас? Ворота Кёнигсберга всегда были для меня чем-то особенным. По своей работе, я частенько бываю в районе Королевских и Росгартенских ворот. И каждый раз они снова и снова приковывают к себе мой взгляд, а воображение рисует картинку минувших веков…

Вот усатый караульный, прячущийся от жаркого июльского солнца в тени ворот, проверяет документы у спешащего в город торговца. Юркие мальчишки молнией пробегают через ворота, спеша окунуться в прохладные воды близлежащего пруда, а нарядная дама под белоснежным зонтиком о чем-то оживленно беседует с веселым солдатом… Везде царит мир и спокойствие, светит теплое солнце, в зелени деревьев поют птицы, а воздух заполнен ароматом из соседней пекарни…

Свой рассказ о воротах Кёнигсберга я хочу начать с общего повествования о том, когда и зачем начали строиться городские ворота, а после познакомлю вас с первыми воротами на нашем маршруте - Аусфальскими и Железнодорожными.

Логично, что любые ворота должны куда-то вести. Так, например, самые первые ворота Кёнигсберга были возведены в XIII веке одновременно с Королевским замком и вели в его внутренний двор. Век спустя, когда город разросся и был окружен стеной, ворота уже стали неотъемлемой частью крепости.

Более серьезное вальное укрепление было возведено в 1626 - 1634 годах и окружало Кёнигсберг со всех сторон. Укрепление состояло из нескольких бастионов и полубастионов, а также из 9 ворот. Кроме того, со стороны моря в 1657 году был заложен мощный форт Фридрихсбург.

А уже два века спустя, король Фридрих Вильгельм IV издает указ о начале строительства Второго вального укрепления, в целом повторяющего контуры предыдущего. Строятся мощные башни Дона и Врангеля, оборонительная казарма Кронпринц и Астрономический бастион, а также возводятся новые укрепленные ворота, на месте предыдущих. Первыми в 1843 году начали строить Королевские ворота, а завершилось строительство постройкой в 1862 году Фридландских ворот.

Однако уже в начале XX века Второе вальное укрепление утратило свое военное значение и было частично срыто, освобождая быстро развивающемуся Кёнигсбергу новые площади для городского строительства. Так исчезли с лица земли красивейшие Штайндаммские и Трагхаймские ворота, а на их месте была сооружена площадь Ханза-платц, известная сейчас, как площадь Победы. Не пощадило время и Холлэндербаумские ворота…

02. Не сохранившиеся Штайндаммские ворота Кёнигсберга.



Но оставшиеся семь ворот Второго вального обвода уцелели до наших дней и именно о них, и будет мое повествование.

Наш маршрут начинается с площади Победы - сердца современного Калининграда, где когда-то находились, пожалуй самые красивые, ворота города - Штайндаммские. К этим воротам мы еще вернемся, а пока направимся по, берущему начало от площади Победы, Гвардейскому проспекту до парка Победы и мемориального комплекса "1200 воинам-гвардейцам".

Именно здесь, через дорогу от Астрономического бастиона и в сотне метров от обелиска, находятся самые незаметные городские ворота - Аусфальские. Сейчас на их крыше находится небольшая православная часовенка св. Георгия Победоносца, построенная в 1995 году, ну а сами ворота можно увидеть, спустившись вниз к небольшому озеру в парке, образовавшемуся из бывшего рва.

03. Часовня св. Георгия Победоносца на... крыше ворот.



Почему же ворота находятся ниже уровня земной поверхности и куда они ведут? Для этого ознакомимся с историей постройки данных ворот.

Аусфальские ворота (нем. Ausfalltor), в переводе означающие "Выездные ворота", были спроектированы еще в XVII веке и являлись частью Первого вального укрепления Кёнигсберга. Автор проекта - неизвестный военный инженер.

04.



05.



Данные ворота были исключительно пешеходными и служили проходом через земляной вал. С полевой стороны к воротам примыкал небольшой мост через крепостной ров. Самого моста уже давно нет… лишь сохранившиеся береговые опоры из кирпича и гранита, все еще напоминают нам о прошлом. А если хорошо вглядеться в поросший деревьями склон, то все еще можно разглядеть (особенно в зимнее время), еще не уничтоженную временем, дорогу, ведущую к мосту через ров.

06.



Аусфальские ворота не отличаются яркой помпезной архитектурой и больше напоминают мощную огневую точку, казематы которой ощетинились многочисленными амбразурами для прямого и бокового огня по неприятелю. Высокие стены казематов наполовину облицованы гранитными плитами, защищающие кирпичную кладку от воды и снега. А единственным украшением ворот служила лишь пятерка кирпичных зубцов над арочным проходом.

07.



В начале XX века при модернизации вального укрепления Аусфальские ворота оказались ниже уровня земли и были превращены в пешеходный туннель, а чуть позже городская часть ворот и вовсе была засыпана землей.

08.



Во время Великой Отечественной войны ворота были переоборудованы в командный пункт-блиндаж с гермозащищенными бетонированными помещениями. При боевых действиях Аусфальские ворота практически не пострадали, а уже в послевоенное время в них был устроен склад и бомбоубежище Калининградской школы милиции (современный Калининградский Юридический Институт МВД РФ), расположенной по соседству.

09.



В настоящий момент попасть внутрь ворот не представляется возможным, однако в 2007 году Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею, что внушает определенную надежду, что данные ворота когда-нибудь будут отреставрированы и станут доступными для тщательного осмотра туристами. Хотя, уже прошло 10 лет, а воз и ныне там...

10.



11. Когда-то тут был мост, ведущий в ворота.



Вторые ворота, с которыми мы познакомимся, находятся по соседству с Аусфальскими. Называются они - Железнодорожные (нем. Eisenbahnhof Tor). Через эти ворота, также спроектированные во второй половине XIX века Людвигом фон Астером, проходила старая железная дорога на Пиллау (Балтийск).

12.



В архитектурном плане ворота имеют два раздельных арочных пролета с бочарными сводами. И если с внешней стороны все было довольно скромно, то со стороны города арки были выполнены в виде красивых стрельчатых порталов.

13.



По бокам от ворот находятся классические казематы, а с полевой стороны ворота оборудованы помещением для караула - кордегардией и двумя стробами, похожими на клешни гигантского краба.

Когда-то на них были установлены воротные створки, закрыв которые можно было превратить этот участок ворот в небольшой внутренний дворик. Стоит отметить, что это единственные ворота с подобным архитектурным решением.

14. Архивное фото автора, 2011 г.



Кроме этого была в воротах еще одна интересная особенность… В стенах арок (от пола до потолка) были сделаны прямоугольные выемки - штрабы. В них по типу "жалюзи" горизонтально укладывались прямоугольные брусья или шпалы, благодаря чему можно было полностью закрыть проход через ворота.

15. Видны выемки - штрабы. Архивное фото автора, 2011 г.



Причем со стороны неприятеля разобрать такое заграждение было невозможно, если, конечно, не выстрелить в него из пушки прямой наводкой. Поэтому эффективность данного фортификационного заграждения в XIX веке была весьма сомнительной…

Когда же ворота утратили свое оборонительное предназначение, по верху была проложена автомобильная дорога, которая превратила ворота в самый настоящий мост, через железнодорожные пути, разобранные лишь в начале 90х годов XX века.

16.



В настоящее время ворота частично выполняют свою функцию. Через них иногда проезжают автомобили, а в основном воротами пользуются жители близлежащих домов, так как через них проходит пешеходная дорожка в парк Победы - отличное место для культурного отдыха. Как и Аусфальские ворота, в 2007 году Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею.

А с недавнего времени, в Железнодорожных воротах открылся цифровой Планетарий центра популяризации наук имени Ф.В. Бесселя. В дальнейшем, в одной из арок здания-памятника арендаторы намерены открыть галерею, в которой будут выставляться произведения астрофотохудожников, фотографов, а также детские творческие работы. А 14,15 21 и 22 декабря в воротах пройдет Фестиваль научного кино, в рамках которого, зрителям покажут полнометражные документальные фильмы о науке со всего мира, созданные за последние пять лет.

17.



Из забавных курьезов связанных с этими воротами хочется отметить табличку, из серии "не верь глазам своим", объясняющую нам, что это вовсе не ворота, а кирха XIX века… Табличка долгое время висела на стене ворот и лишь после недавней реставрации её сняли и заменили на современную правильную.

18. Архивное фото автора, 2011 г.



На этом я заканчиваю первую часть своего рассказа о воротах Кёнигсберга, а во второй части мы ознакомимся с Фридрихсбургскими и Бранденбургскими воротами.

Продолжение следует...

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!

#словокалининграду, Восточная Пруссия, ворота в Калининграде, архитектура, ausfalltor, Кёнигсберг, Аусфальские ворота, 2017, kenigsberg, Железнодорожные ворота, Königsberg, Калининград

Previous post Next post
Up