Продолжу свой рассказ о воротах Кёнигсберга. Итак, оставив позади
Железнодорожные ворота, я вышел на ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße). Мой дальнейший путь лежал в направлении автомобильного и железнодорожного моста через реку Преголя.
Через пару сотен метров передо мной возникла огромная громада двухъярусного моста, а чуть правее проглядывалось здание бывшей станции Bahnhof Holländerbaum, сохранившейся до наших дней. Сейчас в этом здании расположилась Калининградская областная таможня.
02. Здание бывшего вокзала Bahnhof Holländerbaum сохранилось до наших дней.
Но, прежде чем вступить на мост, я решил подойти к краю набережной, чтобы полюбоваться видом реки Преголя. Была довольно ясная погода и противоположный берег хорошо просматривался. Там, гордо возвышаясь над невысокими близлежащими постройками, виднелись мощные башни Фридрихсбургских ворот. Именно эти ворота и являются следующей остановочной точкой нашего путешествия.
03. Фридрихсбургские ворота, ещё с целыми башнями.
Сделав несколько кадров, видневшихся на противоположном берегу, ворот, я направился к громыхающему двухъярусному мосту (бывш. Reichsbahnbrucke). Оригинальный мост был взорван отступающими немцами в 1945 году, но уже в 1959-60 гг. мост был полностью восстановлен и перестроен. Уникальный механизм, разворачивающий 1000-тонную махину всего за 2.5 минуты, был безвозвратно уничтожен, поэтому современный мост приобрел новый, уже вертикальный, разводной механизм, исправно работающий и по сей день.
04. Одной башни уже нет.
Стоит заметить, что здесь, недалеко от моста, на пересечении ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße) и набережной Маршала Баграмяна (бывш. Holländerbaum Straße), ранее находились еще одни ворота - Холлэндербаумские (нем. Holländerbaum Tor), которые были снесены в начале XX века.
Перейдя мост, заворачиваем налево на ул. Портовую (бывш. Friedrichsburger Straße), где, среди многочисленных складов и автоцентров, расположены, интересующие нас, Фридрихсбургские ворота (нем. Friedrichsburg Tor). Забегая вперед, скажу, что данные ворота не имеют отношения к городским воротам Кёнигсберга, так как они вели не в город, а в небольшой форт, но, тем не менее, они по-своему красивы и интересны.
05.
Давным-давно, в 1657 году, на левом берегу Прегеля, для защиты Кёнигсберга со стороны моря, а также контроля водного пути к крепости Пиллау (совр. г. Балтийск), по приказу курфюрста бранденбургского Фридриха Вильгельма, была заложена крепость Фридрихсбург, а одноименные ворота, построенные несколько позже, выполняли пропускную функцию через защитный вал крепости.
06. Ворота полностью отреставрированы.
Проект крепости был разработан прусским инженером и математиком Христианом Оттером (1598-1660). Ему принадлежит изобретение голландской системы постройки крепостей, которую он успешно применил и при строительстве крепости Фридрихсбург, окружив ее широким, заполненным водой рвом. Строительством крепости руководил Георг Нойманн. Первым же комендантом крепости Фридрихсбург был назначен голландский инженер-полковник Герхард фон Бельгульм.
07.
По форме небольшая крепость напоминала правильный квадрат, с четырех сторон защищенная земляными бастионами. Внутри крепости располагались казармы, тюрьма, продовольственные и оружейные склады, таможенная служба и небольшая кирха. В 1858 году модернизированная крепость, получившая статус форта, вошла в состав Второго вального укрепления. Тогда же, по проекту Фридриха Августа Штюлера, со стороны города, к форту были пристроены кирпичные Фридрихсбургские ворота.
08.
Ворота, поражающие своей тяжеловесностью, были построены из обожжённого клинкерного кирпича в стиле Тюдор - английском течении неоготики. Своды сквозного проезда выполнены в традиционном бочарном стиле, а казематов, расположенных по бокам ворот, в крестовом.
09. В воротах живет один из прусских котов Кёнигсберга - Калининграда.
Если внимательно приглядеться к воротам, то мы увидим, что стены, а также сложные архитектурные украшения над въездной аркой выполнены из кирпича различного цвета и формы, что говорит о высоком мастерстве строителей XIX века. На лицевом фасаде ворот до наших дней сохранилась черная готическая надпись "Friedrichsburg" и горельеф прусского орла.
10.
Слева и справа от арочного прохода расположены массивные круглые башни, украшенные декоративными зубцами. Необычны и интересны названия башен: "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд (Изумруд)". Каждая башня имеет шесть круглых и четыре стрельчатых окна - бойниц.
11.
23 августа 1910 года форт перестал быть военным объектом, и был передан управлению Имперской железной дороги. Через 10 лет бастионы были полностью разобраны, а рвы засыпаны, чтобы освободить место под железнодорожные пути товарной станции и не мешать строительству железнодорожного моста.
12. Котик, привет!
После Великой Отечественной войны ворота были сильно повреждены и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году они все же получили статус Памятника архитектуры, но это не спасало их от дальнейшего разрушения и бесхозности.
13. Территория ворот и Историко-культурный центр "Корабельное воскресение".
И вот, примерно в 2011 году, наконец-то, наступил светлый период в послевоенной истории ворот. Разрушающиеся ворота взял под свое крыло Музей Мирового океана. По ФЦП "Культура" было выделено более 20 млн. рублей на реставрацию и придание воротам изначального архитектурного образа. Сложность заключается в том, что для реставрации ворот требуется особый кирпич, закупаемый в Латвии, а уже на месте из него вырезаются нужные фигурные элементы.
14. Внутри ворот.
Директор компании ООО "Азимут-строй", выполняющей реставрацию ворот, Александр Фещенко обмолвился, что, в сравнении с Королевскими воротами, здесь дела обстоят намного сложнее, так как для многочисленных элементов требуется 46 видов разных кирпичей.
15.
По завершению всех работ, в воротах, в рамках обширной программы Музея Мирового океана по сохранению и популяризации морского наследия России, открылся Историко-культурный центр "Корабельное воскресение". Центр посвящен истории кораблестроения и возрождению исторических судов. Именно здесь вы можете не только познакомиться с историей кораблестроения, но и принять непосредственное участие в воссоздании исторического судна.
16.
17.
Историко-культурный центр включает в себя два музейных комплекса, Фридрихсбургские ворота и Лодейный двор, и является одной из площадок проведения массовых праздничных мероприятий, исторических реконструкций для калининградцев и гостей города. К примеру, можете посмотреть мой интересный репортаж с
фестиваля мастеров кузнечного дела "Кузнечное Воскресение".
18. Кабинет Петра I.
19.
В заключение рассказа о Фридрихсбургских воротах, я хочу отметить еще один интересный исторический факт. В 1697 году крепость Фридрихсбург, с целью обучения артиллерийским навыкам, под именем урядника Петра Михайлова, посетил Пётр I. А всего, русский царь посещал Кёнигсберг, аж 8 раз! Обучался Пётр I также и в Крепости Пиллау, о чем я также ранее уже подробно рассказывал.
20.
21.
22.
23.
Бранденбургский полковник фон Штернфельд, выступивший в роли учителя, дал высокую оценку своему ученику. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: "Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника".
24.
Продолжение следует…
-----------------
Вам понравился мой блог?
Подписывайтесь! Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в
Facebook,
ВКонтакте и
Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!