Не только яркой европейской архитектурой жива Йошкар-Ола. Захотелось пройтись по кварталам, потому что несмотря на всю красоту набережной (описанную в первой части), там не кормят, а энергии на поднимание постоянно отвисающей челюсти и нажатие на затвор ушло много.
Далеко ходить не пришлось, впрочем, как и покушать.
Для тех, кто в бронепоезде, напомню, что в тридцатых годах прошлого столетия в этой стране происходило что-то нереальное. Могли прийти к вам домой и забрать по липовому доносу валить лес в Марий Эл лет на пятнадцать. Могли просто расстрелять, потому что у них план по ликвидации. Люди, называвшие себя следователями пиздили допрашиваемых арматурой, вставляли иголки под ногти, поливали кипятком, морили голодом, в общем развлекались, как могли. Воронок мог приехать хоть за кем, хоть куда и хоть когда. Так в стране как бы наводили порядок. Что характерно, таки навели (положив при этом от двух до восьми миллионов своих) и Гитлера уже было, чем встретить.
Однако то страшное время в нашей стране незаслуженно забыто. События тридцатых известны обывателю не дальше уровня "было там чего-то". Музеи ВОВ есть в каждом ауле, а вот один из немногих и действительно нужных и поучительных музеев ГУЛАГа - и тот стараются закрыть.
Заведение поддерживается силами стариков, которые в своё время сами пострадали от этого всего. Бабушке на фото - за 80, но она проводит одну экскурсию за другой. Когда устаёт, на смене есть другая бабушка и дедушка. И ещё один мужчина лет пятидесяти.
Никому из них за это не платят. Какие-то гроши платит министерство культуры, это помогает не замёрзнуть зимой. Помещение постоянно хочет отжать какой-то бар, напомню около набережной туго с общепитом.
Что интересно, многострадальный музей находится в том самом месте, где ранее находился отдел НКВД. Это сюда привозили людей перед тем, как провести подобие допроса и кинуть в подвал.
Фуфайка, подаренная марийцем-узником лагерей.
Дверь камеры, через которую иногда передавали то, что они называли едой.
Череп настоящий, отвечаю.
Ну и проявление ненависти к противоположной стороне борьбы.
Отвратительное чувство осталось после музея. Но не потому, что жалко людей, их-то скорее нет, чем да.
Допустим, в стране население сто миллионов. Из них людей, представляющих режим (НКВД, парторги, водители, охранники лесоповалов ет цетера...), скажем, миллион. Причём отдельным исполнителям не очень нравилось превращать людей в куски мяса, но попробуй пикни - попрут со службы и только его и видели.
Итого мы имеем 99 процентов (ну ок, пусть 95), которым это всё не нравится, и пять процентов, которым нравится. И что? И всё. Терпеливый народ сидит по углам и не выёбывается, активно играет в игру "донеси на соседа/родственника", поёт песни про Сталина и терпит. При этом шансы выжить у такого лояльного индивидуума не сильно выше, чем у пассивного. И что? И хуй. Рабская психология. А потом наступила ВОВ и все стали героями, потому что своё правительство боялись больше, чем фашистов.
Кстати, я только с майдана и сразу видно, что отсоединение от России сильно пошло на пользу Украине в плане единения.
Осознание этого очень испортило весь вечер.