Kingdom of Heaven / Царство небесное (Ridley Scott, 2005)

Jan 10, 2006 04:17



Бодуэн IV, король Иерусалима

Jerusalem is come

Бесспорно, один из наиболее впечатляющих когда-либо просмотренных фильмов, наряду с Sunshine и Titus'ом.

"Царство Небесное" снято на основе исторических событий, но пересказывать именно историческую составляющую фильма, равно как и комментировать её аккуратность (что почему-то так любят делать многие рецензенты), нет никакого интереса. Фильм этот важен не тем, насколько он верен истории, а другим - тем, что безбоязненно и неожиданно прямо, без стыда озвучивает истины, которые вроде бы настолько очевидны, что ни комментировать их, ни задумываться о них не надо. Мы их наблюдаем через окошко, в другой реальности - правильной, но не актуальной. А между тем эти истины, эти ценности, не меняются с ходом истории, и тысячелетия присыпают их пылью, но не разрушают. Мужество, смелость, благородство, выдержка, самопожертвование... способность без страха "выходить в слепой, солёный, тёмный океан" - всё это здесь, рядом. И от того, что жизнь не всегда даёт нам возможность проверить себя, не следует думать, будто этих молчаливых наблюдателей кто-то незаметно с боем часов заменил другими, сделанными из пластика. Наверное, именно поэтому самая пронзительная роль в этом фильме - не главная.

Which is more holy? The wall? The Mosque? The Sepulchre? Who has claim? No one has claim. All have claim!

Конечно, Орландо Блум в роли Балиана Ибелинского очень хорош, а в особенности учитывая, что это его первый полновесный главный герой. Он говорит правильным голосом, без экзальтированных интонаций, и отыгрывает ситуации (потерянную жену и ребенка, новую влюбленность и новые, всё более тяжкие обязательства) абсолютно достоверно. Ему в уста вложили неожиданные и верные слова, и он сумел их произнести так, как должен был бы произнести настоящий Балиан, защищая обреченный Иерусалим крестоносцев от великого Саладина.

But I am not those men. I am Salah ad-Din. Salah ad-Din.

Гассан Масуд в роли главного антагониста Саладина выглядит так, будто он родился, чтобы сыграть эту роль. Это действительно один из величайших и наиболее прославленных полководцев, чьей команде повинуются сотни тысяч воинов. Саладин Масуда заставляет поверить и смириться с тем, что пришло время его Иерусалима, - God wills it, сказал бы какой-нибудь храмовник из фильма. Все эпизоды с его участием смотрятся на одном спёртом в груди дыхании, но некоторые вещи остаются перед глазами - например, как уже после взятия города Саладин, войдя во дворец, поднимает с пола обрушенный крест и бережно водружает его на место.

I am Jerusalem.

Но главный символ фильма - прокажённый король Бодуэн Четвёртый. Baldwin IV, как и прочие действующие лица, - историческая личность. Он родился в 1161 г., шестнадцати лет от роду одержал победу над Саладином в битве при Монтгизарре, и умер в 1185 г. от проказы. С тринадцати лет и до смерти он был королём Иерусалима и удерживал шаткий мир с Саладином.

В фильме Бодуэна играет Эдвард Нортон. И, даже не будучи очень большим его поклонником, я не могу отрицать, что здесь одним голосом, костюмом и движениями Нортон переиграл всех. Наверное, именно из-за своей трагической маски (которую так и хочется назвать венецианской) и светлых одежд этот образ, - наполовину рыцарь, а наполовину уже eidolon, - врезается в сознание настолько сильно, что отделаться от него, его слов и жестов, нет никакой возможности. И в конечном счёте неважно, каковы составляющие этого эффекта, а важно, что кульминация фильма - это, пожалуй, всё-таки не осада Иерусалима, но договор короля Иерусалима и Саладина; соглашение, совершаемое посреди пустыни двумя людьми, за спинами которых стоят многотысячные армии, готовые к битве во славу Господа. Соглашение, тем не менее, о мире, - и отыгранное со стороны христиан одними лишь глазами Эдварда Нортона.

На фоне всего этого даже как-то естественно воспринимается то, что спецэффекты в Kingdom of Heaven не доминируют. Они выполнены безукоризненно, но видно, что Скотт даже в пылу съемки такого масштаба не забыл об их второстепенности по сравнению с основной составляющей - сюжетом, героями и словами. Осада Иерусалима наверняка напомнит зрителю осаду Хельмовой Пади в "Двух твердынях" Джексона, какой странной бы ни показалась такая параллель; она снята никак не хуже, но от осознания того, что это было на самом деле, огромность происходящего ощущается вдвойне остро.

Это очень полезный фильм, фильм-напоминание, беспристрастный и безукоризненно честный. Так и получается, что, посмотрев его, понимаешь: лучшая сказка - это история человечества.

Cross-posted to ru_kino
Previous post Next post
Up