Часто можно увидеть, что люди, даже не исповедующие иудаизм, пишут "Б-г". Почему?.. И насколько это последовательно?
В иудаизме настоящее имя единого Бога священно, ибо это - основа Бытия. Его произнесение, да и вообще любое воспроизведение, табуировано. Имя Бога, или тетраграмматон (сакральное четырёхбуквие YHWH [
]), ныне не используется иудеями ни при каких обстоятельствах, даже в молитвах (за исключением ситуаций, когда озвучка Имени требуется в образовательных целях). Везде, где в тексте Торы встречается священное сочетание, вместо него молящийся говорит "Адонай" (т.е. "Господь"). Это слово, в свою очередь, вне молитвы также табуировано - вместо него говорят "Хашем" ("Имя" [
]), а полное название Имени - "шем хамефораш", или "неизрекаемое Имя". Следует отметить, что в тексте канонического перевода Библии на английский язык - т.н. King James Version, обычно сокращаемая как KJV (1611 г.) - Имя не пишется (за исключением нескольких раз), а передаётся всеми заглавными буквами как "LORD" ("ГОСПОДЬ").
Единственным, кому разрешено было произносить настоящее имя Господа, был коэн гадол, первосвященник, и делал он это лишь раз в году, когда в день Искупления (Йом Киппур) входил в Святую Святых (сердце Храма в Иерусалиме) и просил Бога за евреев. Во время молитвы коэн гадола Имя произносилось десять раз, и каждый раз присутствовавшие простирались ниц. Однако ныне истинное произношение Имени неизвестно (кстати, по Каббале, Имя состояло из 72 букв, и именно его произносил первосвященник). И существующие его реконструкции - Яхве и Иегова - вероятно, неверны.
Так насколько же оправданно написание "Б-г", пришедшее в русский, по-видимому, всё-таки от английского "G-d"?
Ответить на этот вопрос, не ударившись в пространные спекуляции о том, что такое хорошо, а что такое плохо, очень сложно. Однако можно заметить, что: а) священно только исходное произношение тетраграмматона, ныне утерянное; и б) оно священно и, более того, табуировано только у иудеев. Исходя из этих двух фактических посылок, можно с большой степенью уверенности утверждать, что такое написание является скорее нагромождением излишних сущностей, нежели чем-то ещё; и, если уж следовать этой традиции, то везде, где мы упоминаем Господа, имея в виду его настоящее имя, следовало бы писать ГОСПОДЬ. Поэтому, на мой взгляд, использование такого написания людьми, не имеющими отношения к иудаизму, а уж тем более людьми, которые вообще не отождествляют себя с какой-либо религией, является скорее неосторожным отношением к тысячелетним религиозным практикам, нежели выказыванием уважения к Богу.