John Fowles, The Magus / Джон Фаулз, "Маг" (2)

Jan 09, 2006 04:36

"Мага" тяжело читать, особенно в оригинале. Судя что по объему книги, что по её стилю, складывается впечатление: здесь автор решил спустить на читателя всех собак своей оксфордской эрудиции и многослойно-европейского философского мировосприятия, приправленного вечной тягой северной души к тёплому морю.

Но, с другой стороны, это книга, которую надо прочитать, даже если она вам и не понравится. Это одно из столбовых произведений современной литературы - одним словом, классика.


Понять и, что важнее, принять творчество Фаулза чрезвычайно сложно, если не отдавать себе отчёта в том, что он - дидактик, причём агрессивный, по собственному выбору. Авторская миссия Фаулза вполне однозначна: объяснить, что вокруг; показать, как правильно; научить, кем быть. И всё, что он пишет, об этом - о том, как стать человеком. В прозе Фаулза, в особенности в "Маге", но также и в других книгах, этой центральной идее подчинено, а нередко и принесено в жертву, всё остальное. Все осадные машины его творчества брошены на штурм крепости, в которой заключена загадка цельной человечности. И в "Маге" эта крепость всё-таки пала.

Говорят, что в "Маге" несимпатичные, неприятные персонажи, отталкивающий сюжет. Это симптоматично. Magnum opus Фаулза в первую очередь замечателен тем, что в нём нет протагонистов, по крайней мере очевидных. И хотя читатель на определённом этапе вынужден ассоциировать себя с Николасом, это - не прямая ассоциация, не подставление себя на место этого персонажа. Ведь в "Маге" вообще нет людей, и странность, непривычность, неприятность книги объясняется именно этим. Ни Кончис, ни Николас, ни Элисон, ни все прочие - не закончены. Они одномерно архетипичны, как Высшие Арканы в колоде Таро, старшим из которых является как раз Magus, Маг, одной рукой указывающий на небо, а другой - на землю, и являющийся Gestalt-образным единением стихий. Именно поэтому неверно утверждение о том, что "маг" - это Морис Кончис; именно поэтому здесь нет любви и нет настоящего действия, нет до самого конца. Вся книга - это история искусственного создания Мага, целокупного (я сделал это, я написал это слово) Николаса, через страдание, унижение и очищение.

Обсуждать сюжет "Мага" в нескольких абзацах не имеет смысла. Будучи сам по сути большой притчей, он весь, как фрактал, соткан из притч поменьше. Это и история норвежского леса, и оккупация, и отношения Николаса с Элисон, и развязка. Конечно же, книга полна и этических установок - thou shalt not cause unnecessary pain, например; помимо этого, здесь немало и постмодернистской игры с концепциями и словами, часто - самодостаточной и самодовольной, игры ради себя самой. Это тоже отвратит часть читателей, хотя, на мой взгляд, этот недостаток вполне успешно компенсируется яркостью и образностью книги. В принципе же "Маг" разымаем на составляющие настолько органично, что его вполне можно читать набегами. Но это не рекомендуется.

Как доказанная истина ложится на душу и ум лучше, чем заученная догма, так и понимание человеческой души и её биения полнее, если оно получено анализом составляющих этой души. "Маг" - одна из немногих книг, где автор идёт на такое разымание сознательно, отдавая себе полный отчёт в том, насколько это неблагодарное и сложное занятие, насколько маловероятен успех такого препарирования. Фаулз поставил перед собой иконоборческую задачу - найти и оголить тот провод, по которому к человеку подведён ток. И поэтому "Маг" - книга о любви.

Cross-posted to ru_books
Previous post Next post
Up